Ее предавали, оскорбляли и насиловали — не только на экране, но и в реальной жизни. Дочь супермодели 1960-х и друга Ричарда Гира, одна из ярчайших женщин своего поколения, Ума Турман стала одной из лучших актрис Голливуда без родительских связей. Как нестандартная красота американки покорила лучших режиссеров мира и сделала ее секс-символом 2000-х годов — в материале «Ленты.ру» из цикла статей о самых стильных женщинах XXI века.
Дарующая блаженство
Драматическая судьба супермодели 1960-х годов Нены фон Шлебрюгге — дочери прусского барона, антифашиста Фридриха Карла Йоханнеса фон Шлебрюгге и представительницы шведской богемы, натурщицы Биргит Ольги Холмквист, — поражает и по сей день. Как многие ее ровесницы, Нена увлекалась расширением сознания и всяческой эзотерикой, побывала замужем за «психоделическим гуру» Тимоти Лири, а затем вышла замуж за Роберта Турмана — одноглазого ученого-индолога и первого американца, постриженного в буддистские монахи лично далай-ламой. Поскольку монашество у буддистов не пожизненное, Турман сложил с себя сан, стал профессором Колумбийского университета, хорошим мужем Нене и отцом их общих детей.
Правда, родительство у Турманов было специфическое. Даже детям они давали имена богов буддистского пантеона: сыновей звали Ганден, Дечен и Мипам, а дочь — Ума Каруна (в переводе — «дарующая блаженство»). Именно Уме было суждено прославить фамилию Турман далеко за пределами академических кругов, где у ее отца есть определенная, хотя и не баснословная, известность: например, он открыл собственный фонд и дружен с актером Ричардом Гиром. Зато дочь Роберта без преувеличения знает весь мир.
Впрочем, ее путь к славе складывался не так легко, как можно было ожидать. С детства — постоянные переезды и смены круга общения. В 15 лет Ума бросила престижную школу в Массачусетсе: одноклассники дразнили ее за странное имя, высокий рост и огромную обувь (в 12 лет рост девочки приблизился к 180 сантиметрам, а кроссовки 42 размера она покупала в мужском отделе). А учителя намекали, что для профессорской дочери Ума неважно учится. Будущая звезда не любила корпеть над тетрадками: она хотела стать моделью как мать или актрисой как бабушка.
«Я была предельно сговорчивой»
За своей мечтой Турман уехала в Нью-Йорк. Она не раз признавалась, что в детстве просила родителей называть ее Дианой, а не Умой, однако во взрослой жизни поняла, что ничто так не ценится в шоу-бизнесе, как уникальность. Необычная внешность (смесь немецкой, шведской, ирландской и шотландской кровей) и природная пластика сослужили юной девушке хорошую службу: почти сразу ей удалось заключить контракт с агентством Click Models.
Уму снимали известнейшие фотографы 1990-х: Артур Элгорт, Патрик Демаршелье, Шейла Мецнер. Популярность высокой блондинки с большими голубыми глазами росла, и на кастингах режиссеры смотрели на нее благосклонно. После дебюта в роли Лауры в фильме «Поцелуй папочку на ночь» на нее обратил внимание известный режиссер Терри Гиллиам и пригласил сниматься в «Приключениях барона Мюнхгаузена». Позже Гиллиам рассказывал, что ему звонила мать Умы и просила убедить дочь вернуться в школу, окончить колледж и «жить как все нормальные люди». Режиссер, впрочем, был не уверен, что жизнь актрисы в семье родителей-буддистских неофитов была действительно нормальной.
Фото: Evan Agostini / Getty Images
Уме было всего 16 лет, когда ее изнасиловал коллега-актер, который годился ей в отцы. Впрочем, если бы в деле разбирался суд, а у негодяя был хороший адвокат, то ситуацию, скорее всего, удалось бы представить максимум как принуждение к сексу. Актер не применял к Уме физического насилия: он просто запер дверь и сказал, что не выпустит ее, пока не получит то, что хочет. «Я была тогда предельно сговорчивой, — рассказывала актриса в разгар движения #MeeToo в интервью The New York Times. — После такого становишься или еще более сговорчивой, или менее. Думаю, я стала "менее"».
Возможно, пережитый опыт позволил Уме блестяще сыграть жертву сексуального принуждения — Сесиль Воланж в «Опасных связях» Стивена Фрирза. 18-летняя актриса не уступала коллегам — знаменитым актерам Джону Малковичу и Гленн Клоуз. В итоге картина получила три «Оскара», а Малкович рассказывал журналистам, что его юная партнерша по фильму обладает «телом Джейн Мэнсфилд и гигантским мозгом». Надо признать, что фигура Турман действительно ничем не уступала божественным формам Мэнсфилд, секс-символа 1950-х.
В 1989-м это смогли оценить читатели американского Vogue: Демаршелье снял Уму в большой фотоистории под названием Pure White. Самым нашумевшим стал снимок с водой: актриса в платье-комбинации, мокром насквозь и не скрывающем ее бюста, убегает от морского прибоя.
После этой съемки и обложки Rolling Stone, для которой Турман позировала в расстегнутой блузке из полупрозрачного газа с вышивкой, она стала настоящей трендсеттершей
Минимализм во всем превратился в ее девиз: минимум макияжа, минималистичные вещи, простые прически или распущенные волосы. Чаще всего она выбирала черный или белый цвета, иногда разбавляя их красным или пудровым. Отказ от помады и румян молодая кинозвезда объясняла обилием нежелательного мужского внимания, которое обрушилось на нее после премьеры фильма Фрирза. То ли в шутку, то ли всерьез Ума жаловалась, что ее домогался даже Сильвестр Сталлоне.
Трендсеттерша Голливуда
Двумя годами позже оказалось, что Ума — секс-символ не только для тех, кто приклеивает на стены своей комнаты постеры из журнала Playboy, но и для тех, кто считает и называет себя интеллектуальной элитой. Она сыграла Джун, жену скандального писателя Генри Миллера в фильме Филипа Кауфмана «Генри и Джун». Впрочем, куда более важным для самой Турман стал не успех фильма, а знакомство на съемочной площадке с актером, игравшим одну из ролей второго плана. Его звали Гэри Олдман, и он был старше Умы на 12 лет.
Ума называла Гэри своей первой любовью, а он называл ее ангелом. Олдман бросил свою первую жену и мать его ребенка Лесли Мэнвилл и женился на Турман. Но впоследствии паре пришлось признать, что их двухлетний брак был ошибкой. «Безумный роман, который закончился так, как следовало ожидать», — резюмировала Ума. Причиной развода стал банальный «творческий алкоголизм» Олдмана: в те годы он почти не бывал трезв и в конечном итоге попал в полицию за вождение в пьяном виде.
После разрыва с мужем Ума около года приходила в себя и сосредоточилась на работе. Возможно, помогло именно то, что психологи называют сублимацией: она снялась в одном из самых известных фильмов ХХ века (а для 1990-х — просто культового), в «Криминальном чтиве» Квентина Тарантино. К удивлению некоторых деятелей киноиндустрии, видевших в Уме только «тело Джейн Мэнсфилд», у нее обнаружился незаурядный комедийный талант. А ведь незадолго до этого Брайан де Пальма не взял ее на роль в «Костре тщеславия», заявив, что хорошо сыграть в комедии Турман не в состоянии.
Кадр: фильм «Генри и Джун»
Стараниями стилиста и костюмера моментально узнаваемый образ ее героини Мии Уоллес — черное геометричное каре и полурасстегнутая белая рубашка — задали глобальный тренд не на один сезон. Турман не получила за фильм «Оскар», на который была номинирована, но весь киномир признал, что в Голливуде появилась новая звезда. А появление Умы на церемонии в минималистичном платье Prada с шифоновым палантином, расшитом бусинами, стало эпохальным — и для Турман, и для Prada, и для всей глянцевой индустрии.
Именно с этого момента и пресса, и зрители начали проявлять повышенный интерес к выходам знаменитостей на красные дорожки, что дало брендам рекламу, а стилистам — высоко оплачиваемую работу
Пошли разговоры и о том, что Квентина Тарантино и Уму Турман связывают не только рабочие, но и личные отношения. Однако убедительных доказательств их романа у таблоидов не нашлось. Вторая большая любовная история актрисы была еще впереди.
«Совершенно другой вид красоты»
Одними комедиями Ума ограничиваться не хотела. В 1997-м на экраны вышла фантастическая антиутопия «Гаттака». В ней художница по костюмам Коллин Этвуд отрабатывала на Уме ретрофутуризм, одевая ее почти так же, как некогда одевалась шведская бабушка актрисы: черные закрытые одеяния со стоячим воротничком днем и соблазнительный наряд из серебристого клоке на бретелях — вечером. Турман вновь вернула себе природный цвет волос — великолепный золотой блонд — и душевное равновесие. Она была готова к новой любви, и та не заставила себя долго ждать.
На съемках «Гаттаки» Ума познакомилась с Итаном Хоуком, который по сюжету был возлюбленным ее героини. Экранный роман стремительно перетек в настоящий, Турман быстро забеременела, пара заключила брак, и спустя год после выхода фильма, 8 июля 1998 года, Ума родила своего первого ребенка — дочь Майю Рэй.
Все шло хорошо: актриса блистала на красных дорожках фестивалей и премий в великолепных вечерних платьях с глубоким декольте и шлейфом «русалочий хвост», ее цитировали самые читаемые медиа мира, глянцевые журналы печатали ее фото. В 1999 году обожаемый богемой Вуди Аллен пригласил Уму сниматься в «Сладком и гадком», а Квентин Тарантино уже обсуждал с ней сценарий «Убить Билла» — боевика с причудливым сюжетом, задуманного режиссером еще в начале 1993-го.
Фото: Featureflash Archive / Legion-media.ru
Тарантино пришлось подождать с началом съемок: актриса снова ждала ребенка. В январе 2002 года на свет появился их с Итаном сын Левон Роэн. Ума провела с малышом три месяца, восстановила физическую форму и вышла на съемочную площадку «Убить Билла». Режиссер продолжал восхищаться красотой своей примы: «Ума Турман — это совершенно другой вид [красоты]. Такой, как Гарбо или Дитрих, где-то на их божественной территории», — говорил он журналистам. Режиссер также признавался, что был пленен ступнями Умы — теми самыми, 42 размера, за которые ее дразнили в школе.
Актриса в свою очередь шутила, что фильм должен был называться «Убить Уму», потому что по сюжету ее героиню Беатрикс Киддо били, насиловали, стреляли ей в голову и рубили самурайским мечом. Но даже и без сюжетной «крови» Турман пришлось несладко: она постоянно тренировалась (кунг-фу, рукопашный бой, драки на мечах) и даже брала уроки японского.
Результат стоил затраченных усилий. Премий Ума снова не получила (только две номинации — на «Золотой глобус» и BAFTA), но фильм стал культовым — как и сама Турман
Самый броский из ее сценических нарядов — ярко-желтый спортивный костюм с лампасами и кроссовки Onitsuka Tiger (модель Mexico 66 того же цвета, что и костюм) — сделался одним из самых популярных образов на Хэллоуин и породил множество подражаний. Надо признать, что и сам этот костюм был сознательным подражанием одеянию актера и мастера боевых искусств Брюса Ли из его хита «Игра смерти».
В прокат фильм вышел в 2003-м и собрал более 180 миллионов долларов, окупив свой бюджет вшестеро. Годом позже на экранах появилась вторая часть фильма. Тарантино считал его своей лучшей картиной, хотя сборы оказались чуть ниже, чем у первой части. Но Ума не слишком радовалась своему успеху: ей было не до того. Второй брак актрисы рухнул, как и первый. Причиной на сей раз стала неверность мужа: Хоук изменял красавице-жене с няней их детей. Турман подала на развод.
Дорогая женщина
Скрасить печаль от потери любви актрисе помогло признание зрителей и интерес рекламодателей. В 2004-м она расторгла контракт с косметическим брендом Lancome и стала лицом Louis Vuitton (после чего регулярно появлялась на публике в одежде этого дома), а в 2005-м — еще и бренд-амбассадором швейцарской часовой марки Tag Heuer. В 2009-м Турман на два года стала лицом аромата Ange ou Demon Le Secret компании Givenchy.
Рекламную кампанию для него снимал знаменитый фотограф моды Марио Тестино. На снимках Ума выглядит свежей и помолодевшей. Неудивительно: к тому времени она уже снова встретила подходящего мужчину: швейцарского миллионера Арпада Бюссона. Знакомство произошло в 2007 году на Неделе моды в Милане — Ума была почетной гостьей большинства заслуживающих внимания показов.
Через год Бюссон сделал возлюбленной официальное предложение, которое она приняла, но вскоре вернула жениху помолвочное кольцо. Тем не менее отношения продолжались, и в 2012 году 42-летняя Турман родила своего третьего ребенка. Девочку (очевидно, не без участия дедушки-индолога) назвали пышным полухристианским, полубуддистским именем Розалинд Арушу Аркадину Алталун Флоренс Турман-Бюссон, коротко — Луна. Когда дочери было два года, ее родители расстались окончательно, но отец не уклоняется от участия в жизни Луны.
Фото: Ron Galella, Ltd. / Ron Galella Collection via Getty Images
Расставание Умы с бойфрендом таблоиды объясняли, в частности, тем, что между ней и ее давним другом Квентином Тарантино снова пробежали искры. После «Убить Билла» Турман и Тарантино были в длительной ссоре: как позже объясняла актриса, режиссер заставил ее сниматься самой, без каскадера в рискованной сцене с неисправным автомобилем, из-за чего Ума получила серьезные травмы.
Однако на красной дорожке Канн в мае 2014-го она несколько раз появилась вместе с Квентином. Модные обозреватели отметили ее драпированное платье Atelier Versace из ярко-желтого шифона и еще более впечатляющий белый наряд от Marchesa с вышитыми по тюлевому верху голубями — прямо-таки символ примирения. В июне того же года папарацци сфотографировали пару за романтическим ужином в ресторане Mr. Chow в Беверли-Хиллз.
Однако продолжения история не получила. Таблоиды судачили, что, мол, свой шанс на «полноценный» роман режиссер и актриса уже упустили. Тарантино в свою очередь настаивал на том, что его и Уму всегда связывали только платонические отношения. В 2018 году 55-летний Тарантино женился первый раз в жизни — на израильской певице Даниэле Пик, которая моложе него на 20 лет.
Портфолио рекламных партнерств Умы Турман в 2014 году пополнилось контрактом с премиальным брендом одежды и обуви Marc O’Polo. Представители марки, специализирующейся на одежде в стиле casual, оценили пристрастие кинозвезды в повседневной жизни к удобному трикотажу и обуви без каблуков и решили, что она — идеальный бренд-амбассадор.
«Как ящерица вывернулась из-под грузного тела»
Самое, пожалуй, заметное профессиональное достижение Турман тоже случилось в 2014-м: на экраны вышла «Нимфоманка» Ларса фон Триера, где Ума сыграла брошенную жену миссис Эйч. Как и десять лет назад, после рождения сына, Турман вышла на съемочную площадку практически сразу после появления на свет дочери Луны — настолько, по ее словам, актриса мечтала сыграть у фон Триера. Судьба ее героини, очевидно, взволновала Уму, напомнив ей ее собственный развод с вторым мужем.
В 2015-м актриса сделала пластическую операцию. Многие комментаторы в социальных сетях были удивлены результатом: хирургическое вмешательство сильно изменило внешность Турман. Однако большинство все же сошлось во мнении, что голливудская суперзвезда, как и любая женщина, вправе сама решать, что делать со своим лицом и телом.
В середине 2010-х Ума стала другом респектабельного швейцарского часового бренда IWC Schaffhausen. Она остается почетной гостьей всевозможных церемоний открытий и закрытий, красных дорожек фестивалей и балов Met Gala. Так, особенно сильное впечатление на модных критиков произвело появление актрисы на Met Gala-2016 в белом наряде с огромной, почти 20-сантиметровой винтажной брошью Cartier в виде райской птицы. Эскиз платинового украшения, декорированного почти тысячей бриллиантов, создала в 1948 году сама легендарная креативная директриса Cartier Жанна Туссен. Годом позже вышел еще один фильм фон Триера с участием Турман — триллер «Дом, который построил Джек». На Met Gala-2017 Ума «изменила» бриллиантам, выбрав платье от Габриэлы Херст, расшитое тремя тысячами жемчужин.
Большой шум вызвало участие Турман в движении #MeeToo: все в том же 2017-м актриса рассказала о сексуальных домогательствах Харви Вайнштейна, продюсера «Криминального чтива»
Ума описывала, как Вайнштейн пригласил ее в свой номер в лондонском отеле Savoy и там буквально навалился на нее. Но недаром еще в 16 лет, став жертвой изнасилования, актриса решила, что будет «менее сговорчивой»: на сей раз она, по ее словам, как ящерица вывернулась из-под грузного тела Харви и сбежала из его номера.
Претензии Умы распространялись и на Тарантино, которому она жаловалась на Вайнштейна, но тот якобы не принял ее слова всерьез. Режиссеру пришлось признать, что он действительно знал о приставаниях продюсера к Турман и другим актрисам, но не принимал никаких мер, чтобы их прекратить. Еще одним последствием #MeToo для Умы стало то, что она больше не носила платьев Marchesa, которые так ей шли: этот бренд принадлежал жене Вайнштейна Джорджине Чапман. После скандала супруги развелись, а о Marchesa больше в модном мире не слышно.
В отличие от бренда Джорджины Чапман, дружба Умы Турман и Квентина Тарантино пережила все конфликты: так, в начале 2020 года, накануне пандемии коронавируса, актриса приехала поддержать режиссера на церемонию вручения National Board of Review Awards. В последнее время Ума все чаще выбирает для появления на публике черные вещи лаконичного кроя с минимумом отделки — в частности, платья, брюки-кюлоты и топы Dior и Giorgio Armani. Последняя на настоящий момент премьера с участием Турман — детективный сериал «Под подозрением», премьера которого прошла в начале февраля 2022 года на Apple TV+.
В апреле 2023-го Уме Турман, одной из секс-символов 1990-х и 2000-х, исполнится 53 года. Женщина, названная в честь индийской богини, по-прежнему хороша собой и продолжает сниматься, у нее прекрасные дети: дочь Майя еще в 2016 году пошла по стопам матери, став лицом бренда одежды All Saints.