Представление о дренеславянских святынях у большинства россиян крайне смутные; в голове рисуются большие холмы с деревянными идолами, изображающими пантеон языческих божеств, огороженные высоким частоколом — словом, что-то похожее на капища в фильме «Викинг» с Данилой Козловским. На территории России, однако, таких исторических памятников не осталось. Почему? Быть может, от распространения христианства, апологеты которого воздвигали на прежних святынях новые храмы, может и оттого, что деревянные архитектурные сооружения древности до наших дней попросту не дожили — их уничтожили пожары, войны, да и просто течение времени. Однако территория нашей страны полнится следами древности — пускай и не такими величественными, как в «Викинге», но для истории невероятно важными. «Лента.ру» рассказывает, где эти памятники можно найти.
Щеглец
Всего на территории России насчитывается несколько десятков древнеславянских культовых сооружений, воздвигнутых в дохристианскую эпоху. Причем большинство из них не представляет из себя что-то грандиозное — зачастую это холмы, засыпанные песком и шлаком ямы или небольшие груды камней. Самая большая концентрация таких памятников находится в Великом Новгороде и его окрестностях, а самый древний известный артефакт там — крупный гранитный валун под названием Щеглец.
Щеглец расположен в нескольких километрах к северу от деревни Мытно Новгородской области на левом берегу от реки Вишеры. Камень испещрен петроглифами бронзового века — на нем изображены солярные знаки, а также контуры человеческих ладоней и, вероятно, медвежьи стопы. По некоторым оценкам, петроглифы появились на камне во II или в I тысячелетии до нашей эры (позже они пострадали от рук вандалов, решивших выделить рисунки краской). В те времена на территории этой территории проживали финно-угорские племена, позже мигрировавшие на север в сторону Карелии и Финляндии — возможно, они и оставили на Щеглеце древние знаки. И кто знает — быть может, именно от подобных артефактов и пошли былины о камнях-указателях, указывающих богатырям дорогу и предсказывающих судьбу: «Налево пойдешь — коня потеряешь».
Перынь
Еще один древний памятник вблизи Великого Новгорода — урочище Перынь. Урочищем в широком смысле в народе называют любое место, географический объект или ориентир, выделяющийся от остальной местности. Это может быть стоящий особняком в чистом поле лесной массив, поляна, холм или даже населенный пункт. На Перыни, как предполагают некоторые исследователи, находилось древнерусское языческое святилище, посвященное Перуну, богу-громовержцу, одной из центральных фигур во всей древнеславянской мифологии. В древние времена Перынь представляла собой остров (ныне, из-за строительства насыпной дамбы, — всхолмление, превращающееся в полуостров в период весенних паводков), стоящий между широкой рекой Волхов у самого ее истока у озера Ильмень и речками Прость и Ракомка.
Согласно новгородским летописям, в 980 году в этих местах воевода князя Владимира (тот до принятия христианства проводил на Руси реформу язычества, формируя единый пантеон богов) Добрыня установил идол Перуна. Долго он на острове не простоял — всего через восемь лет князь, принявший христианство, приказал привязать идола к конским хвостам и скинуть с горы. Тот же воевода Добрыня, говорят, срубил статую и сбросил в Волхов (к слову, именно эта сцена и воспроизведена в «Викинге»). На месте урочища позже был основан Перынский скит, простоявший до 1922 года.
В середине XX века на Перыни были проведены археологические раскопки, в ходе которых на вершине древнего холма была обнаружена площадка диаметром в два десятка метров, окруженная широким рвом. Внутренняя граница рва образовывала практически правильный круг, внешняя же имела отдельные полукругые выступы — всего восемь штук, на дне которых были обнаружены угли и черепки сосудов. А в центре всего этого сооружения находилась яма от огромного столба с глубиной и диаметром в один метр.
Неподалеку от холма археологи нашли остатки еще двух похожих рвов. Исходя из этого можно предположить, что тут было тысячелетие назад.
Тысячелетие назад здесь разжигали крупные костры, пламя которых будто шло из-под земли, окружая массивное древо с вырезанным в нем суровым лицом бога-громовержца
Однако оригинальный внешний вид Перыни до сих пор является предметом дискуссий. Вместо древнего языческого храма под открытым небом урочище могло представлять собой несколько сопок, сакральных памятников в виде насыпей над захоронениями. Впрочем, именно погребальные памятники функционально наиболее близки к святилищам, поскольку несут сакральную нагрузку и тоже связаны с культовыми практиками.
Хутынь
Согласно народному преданию, Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь был воздвигнут на месте, находившемся во власти нечистой силы — якобы даже название Хутынь означало «худое место». Уединившийся для молитвы в этих краях монах Варлаам убедил новгородского князя Ярослава построить здесь храм. «Место во власти нечистой силы» с позиции ранних христиан — кажется, емкое описание культового языческого сооружения.
Насчет расположения какой-либо святыни в этих местах ходят лишь слухи, но вот единственная сохранившаяся до настоящего времени сопка в верховьях Волхова находится именно в Хутыни — она представляет собой внушительную насыпь диаметром 25 метров, склоны которого и сегодня достигают высоты в пять метров. Вершина сопки была срыта в начале XIX века — на ней поставили часовню. В конце XX века всего в сотне метрах от этой насыпи были случайно открыты остатки второй сопки — или, как предполагают некоторые исследователи, иного культового сооружения. В любом случае, в языческие времена это «худое место» явно насчитывало немало сложных памятников и артефактов.
Синь-камень
На территории России осталось предостаточно следов деятельности древних славянских народов. Люди прошлого оставили после себя массы жертвенных ям, городища с капищами и требищами, курганы и сопки. Однако полноценные, сложноустроенные святилища и культовые архитектурные комплексы восточных славян до нас так и не дошли, а заявленные как культовые сооружения находки у многих исследователей вызывают сомнения. Возможно, открытие древних славянских святилищ на территории России— задача будущих археологов, которые выведут новые методики анализа таких памятников. Существует и теория о том, что функцию культовых святилищ у древнеславянских язычников могли выполнять объекты природного происхождения: рощи, камни, водоемы, холмы или поляны.
Конечно, проследить, что те или иные рощи или камни являлись древнейшими языческими святилищами, не представляется возможным — все, что у нас есть, это переходящие из уст в уста, из поколения в поколение предания. Одним таким преданием оброс валун на берегу озера Плещеево в нескольких километрах от Пepecлaвля-3aлeccкoго, одного из древнейших городов Центральной России. С виду это обычный камень, погруженный в грунт, и по словам некоторых очевидцев отдающий синим цветом.
Однако устные легенды — источники крайне смутные, и даже об одном этом валуне существует несколько разных преданий. Согласно одному, Синь-камень является частью древнего языческого святилища — сам он считался сердцем Ярилы, бога Солнца. По другой легенде, валун был святилищем бога Велеса, покровителя скотоводов. Долгое время камень лежал на Ярилиной горе, в 1152-м году был сброшен с нее, а позже и вовсе зарыт местными священниками в землю. Однако с годами водная эрозия вновь подняла его верхушку из-под земли. Столетия спустя его даже якобы выкапывали, он тонул в озере, а затем возник на берегу вновь. Сегодня к нему водят экскурсии.
Как правило, древние политеистические религии (и славянское язычество в частности) были теснейшим образом связаны с природными явлениями. Чего уж там, после Перуна одним из главнейших божеств у древних славян считалась Мать — сыра земля — персонифицированный образ всех живых существ и растений, сосредоточение плодородия, упоминания которой не избегали даже христианские древнерусские летописцы. И какой храм для такой системы верований может быть более грандиозным, чем тот, что появился без участия человека — силами одной лишь природы?