Когда говорят о принципиальных соперниках сборной СССР по хоккею, обычно имеют в виду канадцев. Противостояние с «кленовыми листьями» действительно было очень острым — чего стоит, например, знаменитая Суперсерия-1972. Однако не только с Канадой у советской сборной были непростые отношения. В Европе главным противником СССР считалась Чехословакия. Напряжение между командами стало нарастать в 1968 году, после ввода в Чехословакию войск стран Варшавского договора и окончания Пражской весны. После этого редкая встреча команд на льду обходилась без драк, провокаций и взаимных оскорблений. А еще именно чехословацкая сборная стала виновницей одного из самых крупных поражений в истории советского хоккея, которое привело в ярость генсека Леонида Брежнева. «Лента.ру» вспоминает историю ожесточенной борьбы двух мощнейших хоккейных держав континента.
Пражская весна
Пражская весна длилась с 5 января по 21 августа 1968 года. Это был период либерализации в Чехословацкой Социалистической Республике (ЧССР), который начался благодаря реформам первого секретаря ЦК КП страны Александра Дубчека. «Социализм с человеческим лицом» — так звучал лозунг программы Дубчека. Подразумевалось, что при новом курсе граждане получат широкие демократические права: например, свободу слова и передвижений. Кроме того, ослаблялся государственный контроль над прессой.
Однако для СССР с геополитической точки зрения это был опасный прецедент. За этими реформами мог последовать выход Чехословакии из Варшавского договора, а это подорвало бы восточноевропейскую систему военной безопасности. Кроме того, в Чехословакии нарастали антикоммунистические и антисоветские настроения.
В ночь на 21 августа в Чехословакию были введены войска пяти стран Варшавского договора (СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши). Наиболее крупный контингент войск был выделен СССР. Местные жители оказывали сопротивление: выходили на улицы, бросали в бронетехнику бутылки с зажигательной смесью, однако в течение 36 часов армия все равно установила полный контроль над территорией страны.
26 августа на советских условиях был подписан так называемый Московский протокол, положивший конец демократическим преобразованиям в стране. Также предполагалось размещение в Чехословакии постоянного контингента советских войск. Их поэтапный вывод начался только 17 октября. При этом советское военное присутствие сохранялось в стране до 1991 года.
Ледовая война
Хоккейная сборная Чехословакии была одной из сильнейших в мире. К 1968 году команда выиграла 14 медалей чемпионата мира, в том числе две золотые — в 1947-м и 1949-м. На ЧМ-1967 чехословацкие игроки финишировали четвертыми, а в феврале 1968-го (турнир проходил в рамках Олимпиады) стали вторыми, уступив СССР. Команды из Союза и Чехословакии были достойными соперниками, так что их матчи всегда были очень интересными. Но после окончания Пражской весны противостояние с советской командой для чехословацких игроков получило политический контекст и стало по-настоящему ожесточенным.
В 1969 году чемпионат мира принимал Стокгольм. Изначально местом проведения была избрана Прага, но из-за введения войск турнир перенесли в Швецию. В чемпионате участвовали шесть команд, он проходил по круговой схеме. Команды играли друг с другом дважды, за каждый выигранный матч давалось два очка, а по итогам формировалась таблица. Интрига сохранялась до последнего тура: сразу три сборные — СССР, Чехословакия и Швеция — набрали одинаковое количество очков, и победитель определялся по дополнительным показателям.
Хотя в итоге золото досталось советской команде, обе встречи с Чехословакией СССР проиграл. В первом круге — со счетом 0:2, во втором — 3:4
Настрой у Чехословакии был сумасшедший. Игроки выходили на оба матча как в последний раз и даже заклеили на форме красную звезду черной лентой в знак протеста. «У нас была такая сильная мотивация, что выбор был только один: победить или умереть», — рассказывал «Настоящему времени» (признан Минюстом РФ иностранным агентом) защитник Ян Сухи.
Оба матча были грубыми: чехословацкие хоккеисты, по воспоминаниям очевидцев, «махали клюшками, как автоматами». Особенной яростью отличался нападающий Ярослав Холик. «Ему и пришла в голову идея о "расстреле" ваших хоккеистов», — вспоминал Йозеф Голонка, капитан сборной Чехословакии.
Для будущей легенды сборной СССР Бориса Михайлова это был дебютный чемпионат мира. Матчи с чехословацкими хоккеистами он впоследствии описывал так: «Игроки их сборной были более агрессивны, чем когда-либо. Конечно, был какой-то негативный отпечаток. Мы же не будем говорить, что они говорили в наш адрес, кто мы такие. Пускай это останется на их совести. В те два вечера они были сильнее нас. И заслуженно победили. Но в целом мы выиграли первенство мира».
После матчей игроки сборной Чехословакии отказались пожать руки советским хоккеистам. Чтобы избежать денежного штрафа для всей команды за такой демарш, Голонке как капитану пришлось в одиночку выйти на церемонию. Он, правда, отрицал, что этот жест со стороны чехословацкой команды был вызван желанием показать неуважение к сопернику: по его словам, отношение к сборной СССР у игроков было хорошим, а реакция была лишь на действия советских властей. Хотя другие хоккеисты не раз указывали на сложные отношения с советской сборной и чисто в спортивном смысле.
Мы всегда относились к советским ребятам со злостью и в то же время с восхищением за их мастерство. Хотя злость все-таки доминировала — на площадке мы были готовы лед грызть, только чтобы победить русских. Сколько я ударов от советских защитников получил и раздал в ответ — не перечесть
В Праге широко отпраздновали победы национальной команды. Местами мирные демонстрации переросли в антисоветские протесты. В частности, было совершено нападение на пражский офис «Аэрофлота».
Самое обидное поражение
Чемпионат мира-1974 проводился в Хельсинки. И хотя сборная СССР, возглавляемая Всеволодом Бобровым, выиграла турнир, в ходе него она потерпела одно из самых крупных и обидных поражений в своей истории. По итогам матча с Чехословакией на табло горели 2:7 — с разницей в пять шайб на ЧМ советская сборная проигрывала в последний раз еще в 1955 году (тогда канадцы забросили пять безответных шайб).
Говорят, что трансляцию этого матча смотрел генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев, отдыхавший на даче в Завидово. Хорошо известно, что он был большим любителем хоккея. На поражение Брежнев отреагировал эмоционально — едва не разбил телевизор.
Подробно эмоциями от того матча делился вратарь Владислав Третьяк. «После проигрыша ЧССР мы не спали почти всю ночь, — приводит его слова Федор Раззаков в книге «Российский хоккей: от скандала до трагедии». — Нам нанесли такой удар, какого сборная не получала уже очень давно. Все мы сыграли очень плохо. Говорят, что существует предчувствие беды. У нас в тот день никакого предчувствия не было. На разминке я чувствовал себя отлично, и ребята были в порядке. Что случилось потом — ума не приложу. "Стыдно. Собраться надо", — говорили мы друг другу в перерывах. "Возьмите себя в руки, ведь за вас болеют миллионы людей", — упрашивали тренеры. Но начиналась игра, и соперники снова становились хозяевами положения...»
Никак не получалась атака. А соперникам только этого и надо. Шайба то и дело металась у моих ворот
После турнира Боброва отправили в отставку, и произошло это якобы не без участия кого-то сверху. Точная причина не оглашалась, а предполагаемых было несколько, и это поражение от Чехословакии — одна из них. На место Боброва пришел Борис Кулагин.
А год спустя Чехословакия нанесла команде из Союза еще более крупное поражение. На турнире на приз газеты «Известия», который проходил в Москве, советские хоккеисты проиграли со счетом 3:9. Этот матч не относится к официальным, однако фанатам его результат запомнился надолго. Более того, ЧССР в итоге стала обладателем кубка.
Фетисов против Зайичека
Не менее яркой страницей в истории противостояния команд стал чемпионат мира-1978. Во многом из-за того, что проходил он в Праге, а советской команде нужно было во что бы то ни стало вернуть себе мировое лидерство — прошлые два ЧМ остались за Чехословакией. Однако в первой встрече хозяева победили команду Виктора Тихонова со счетом 6:4. И это был один из самых нервных матчей, которые помнит советский спорт.
После того как сборная Чехословакии забросила пятую шайбу, на льду началась массовая драка. Потасовка разгорелась в углу площадки, и очень быстро в нее оказались втянуты все участники игры. Особенно ожесточенно кулаками махали Вячеслав Фетисов, Валерий Васильев и Юрий Федоров из сборной СССР и Петер Штястны и Ян Зайичек из команды соперника. Интересно, что в эфир советского телевидения драка практически не попала — редакторы заменили картинку помехами.
При этом в прессе писали, что первым агрессию проявил советский игрок Сергей Макаров: он разбил лицо клюшкой одному из соперников
Второй матч СССР выиграл (3:1), как и весь турнир. Причем обошлось без каких-либо стычек. А виновниками единственного эпизода, напомнившего о напряжении между командами, стали болельщики. Чехословацкие фанаты нашли автобус, на котором ездила сборная СССР, и сняли с него флаг страны.
***
На протяжении следующих двух десятилетий соперничество СССР и ЧССР в хоккее продолжалось, хотя чем дальше, тем менее суровым оно становилось. Поколения менялись: память о конце 1960-х, конечно, еще была жива, но эмоции уходили на второй план.
В современном хоккее главным напоминанием о событиях прошлого века являются выступления легендарного Яромира Ягра, который неслучайно играет под номером 68. Причем в 2004-м и с 2008 по 2011-й он защищал цвета омского «Авангарда». В многочисленных интервью он объяснял, что так демонстрирует нелюбовь к коммунизму.
«В 1968 году после известных событий оба моих деда были отправлены в тюрьму как противники коллективизации. За годы заключения они заработали по целому букету болезней, которые впоследствии стали причиной их смерти. Единственный положительный момент во всем этом — встреча моих родителей, которые познакомились у дверей тюрьмы, куда приносили передачи для своих отцов», — рассказывал хоккеист.