50 лет назад, в мае 1973 года, в небе над Читой произошел крупнейший по числу жертв теракт в истории Советского Союза. Виновником трагедии стал уроженец Азербайджанской ССР Чингис (Тенгиз) Юнус-оглы Рзаев, который хотел сбежать в Китай и стать там дипломатом. Для этого Рзаев решил угнать пассажирский Ту-104А, следовавший из Москвы в Читу. Он собрал бомбу и беспрепятственно пронес ее в самолет, на борту которого находились 80 человек. Рзаев надеялся, что угроза взрыва заставит пилотов выполнить его условия, но в последний момент все пошло не по плану. Историю трагедии, которая потрясла страну, вспомнила «Лента.ру».
18 мая 1973 года. Самолету рейса 109 из Москвы в Читу остается всего 30 минут до посадки. На часах около 03:30 по московскому времени, и Ту-104А приступает к снижению. Внезапно один из пассажиров подзывает к себе бортпроводницу, показывает ей самодельную бомбу и требует пригласить к нему одного из пилотов.
На переговоры с угонщиком отправляется бортмеханик Георгий Кузенков, а командир воздушного судна Николай Ободянский сообщает о происшествии диспетчеру читинского аэропорта Кадала. Возможно, командир рассчитывал уговорить Рзаева или потянуть время, но в переговоры неожиданно вмешался еще один участник...
***
Пассажирский самолет Ту-104А вылетел из столичного аэропорта Домодедово в Читу 17 мая 1973 года в 18:12. Ему предстояло совершить промежуточные посадки в Челябинске, Новосибирске и Иркутске. В Иркутске, где борт 42379 приземлился уже после полуночи по московскому времени, экипаж самолета сменился.
![«Лучше смерть, чем такая жизнь» 30 лет назад советские заключенные угнали самолет. Они хотели на свободу, но попали в ад](https://icdn.lenta.ru/images/2020/08/17/20/20200817202503684/top7_1727aa9b416c3881d3f1c645c84bbdb1.jpg)
![«Она встала у меня на пути, и я убил ее» 50 лет назад в СССР впервые угнали пассажирский самолет. Возмездие настигло террористов спустя годы](https://icdn.lenta.ru/images/2020/07/08/13/20200708133722684/top7_cb29adf9c0c149915dec925948432fed.jpg)
![«Если не дадим деньги, они перестреляют пассажиров» В 1973 году советские студенты захватили самолет. Как прошла первая схватка КГБ с террористами](https://icdn.lenta.ru/images/2020/06/29/16/20200629161615402/top7_24086d59823d92dddf50ac145dd04eee.jpg)
Командиром рейса стал опытный летчик Николай Ободянский, которому помогали второй пилот Юрий Пономарев, штурман Владислав Барышников, бортмеханик Георгий Кузенков и бортрадист Николай Ефимцев. В салоне работали трое бортпроводников — Татьяна Евстигнеева, Ольга Корицко и Геннадий Грачев.
Девятым членом экипажа был сопровождавший рейс младший лейтенант милиции Владимир Ежиков. Уроженец села Икей Тулунского района Иркутской области стал милиционером случайно.
С детства брат мечтал быть журналистом и даже поступал в Иркутский госуниверситет на отделение журналистики филологического факультета, но не прошел по конкурсу. Тогда ушел в армию, попал в Чехословакию. Способность хорошо рисовать определила воинскую специальность — картограф
После демобилизации Ежиков устроился художником на Иркутский авиазавод. Оттуда прекрасно владеющего приемами самбо молодого человека пригласили в отдел милиции местного аэропорта. При этом на борту Ту-104А Владимир оказался вне своего графика, заменив опоздавшего на службу коллегу.
![Механики в аэропорту Внуково готовят самолеты Ту-104 к вылету](https://icdn.lenta.ru/images/2023/04/27/10/20230427103135876/owl_pic_620_6f9573add34fa033505cf9c054d28178.jpg)
Механики в аэропорту Внуково готовят самолеты Ту-104 к вылету
Фото: Валентин Мастюков, Александр Коньков / ТАСС
В небо над Иркутском самолет поднялся около трех часов ночи по московскому времени; на борту, кроме членов экипажа, находились 72 человека — 68 взрослых и четверо детей. В 3:15 Ту-104А набрал высоту в девять километров, а в 03:32 вышел на связь с районным диспетчерским пунктом Читы и получил разрешение на снижение до 3,9 километров.
Однако всего четыре минуты спустя на пульт диспетчера от радиста Ефимцева поступил сигнал об опасности. В беседе с диспетчером КВС командир Ободянский сообщил, что из салона ему в ультимативной форме поступило требование сменить курс.
Из кабины (салона самолета — прим. «Ленты.ру») поступило требование изменить курс, подчиниться указанию. То есть сигнал об опасности включил бортмеханик и сказал: «Сейчас пройдут в кабину и словом скажут, куда лететь»
После этого, заняв эшелон в 6,5 километров, самолет прекратил снижение, а немногим позже поднялся на 100 метров выше. Последний раз на связь с диспетчером борт 42379, который в этот момент находился в 100 километрах от читинского аэропорта Кадала, вышел в 3:38.
Повторный сигнал об опасности в виде кодированного радиосигнала прервался спустя девять секунд, точка на радаре исчезла. Больше на связь экипаж Ту-104А не выходил.
«Разрушение в результате взрыва»
На поиски пропавшего самолета отправился экипаж вертолета Ми-8. Первой в 4:55 была обнаружена кабина Ту-104А, фрагменты которой лежали на северном склоне сопки Хундунай. В ней находились тела пилотов, пристегнутые в своих креслах. Тело одного из пассажиров — офицера — оказалось пробито верхушкой дерева.
Одной из самых страшных находок стали тела матери и ребенка, которого женщина перед гибелью с силой прижала к себе. В радиусе примерно семи километров все было усеяно обломками самолета и человеческими останками. Почти сразу после обследования места авиакатастрофы стало понятно, что на борту не выжил никто.
![18 мая 1973 года. Обломки Ту-104А в тайге](https://icdn.lenta.ru/images/2023/04/27/11/20230427111037659/owl_pic_620_be8edc7edde2ed15a368e68d1c31b229.jpg)
18 мая 1973 года. Обломки Ту-104А в тайге
Фото: Azia-press.ru
За расследование ЧП взялись сотрудники Генпрокуратуры СССР под руководством следователя по особо важным делам Валерия Зиканова. Вскоре нашлись очевидцы трагедии — рабочие лесозаготовительной артели №23, находящейся вблизи верховий речки Хила.
Они рассказали, что видели в небе яркую вспышку, после которой «с неба летели люди и обломки». Версию о взрыве в воздухе подтвердили и эксперты.
Разрушение самолета произошло в результате взрыва в герметичной части фюзеляжа. Взрыв безоболочного бризантного взрывчатого вещества (тротила) весом 5,5-6 килограммов произошел в районе правого аварийного люка первого салона
В итоге лайнер разорвало на четыре фрагмента — носовую и хвостовую части, нижнюю часть фюзеляжа с мотогондолами и двигателями, а также среднюю часть крыла. Спустя некоторое время было установлено, что на борту сработало самодельное взрывное устройство (СВУ).
Над тем, чтобы выяснить, кто именно оказался террористом, бились лучшие судмедэксперты Читы, Улан-Удэ и Иркутска. Изучая собранные в ангаре аэропорта останки жертв катастрофы, эксперты обратили внимание на найденное 19 мая тело мужчины — у него не было кистей рук, а на теле были два пулевых ранения.
К нам привезли тело мужчины без одежды, у которого вся передняя поверхность туловища, органы грудной и брюшной полостей, а также правая нижняя конечность с частью ягодицы и поясничной области отсутствовали. Голова была резко деформирована, сплюснута с боков, с запавшими внутрь глазными яблоками и множеством мелких линейных ран
На то, что именно эти останки принадлежали террористу, указал и пистолет милиционера Ежикова, в магазине которого не хватало двух патронов. Но сложнее всего оказалось установить личность преступника — его голова и лицо были обезображены взрывом.
![Место крушения Ту-104А в наши дни](https://icdn.lenta.ru/images/2023/04/27/10/20230427104407572/owl_pic_620_4b9c525cb49b43bf32588b6de105347b.jpg)
Место крушения Ту-104А в наши дни
Кадр: suzukoff / YouTube
Судмедэкспертам пришлось собирать их буквально по фрагментам — складывать части черепа и сшивать куски кожи капроновыми нитями. При помощи слепков восстановили правое ухо и нижнюю челюсть.
Старания не прошли даром: пристально изучив личные дела и фотографии пассажиров рейса 109, следователи пришли к выводу, что бомбу на борт Ту-104А пронес 32-летний житель Грузинской ССР Чингис (Тенгиз) Юнус-оглы Рзаев. По некоторым данным, по снимкам восстановленной головы террориста опознала кассир иркутского аэропорта, у которой он покупал билет.
![Чингис Рзаев](https://icdn.lenta.ru/images/2023/04/27/11/20230427110507034/preview_71da836a8939537faae7ddf8e193676f.jpg)
Чингис Рзаев
Фото: Azia-press.ru
Во время обыска в доме Рзаева оперативники обнаружили детали бомбы и различные чертежи, в том числе схему взрывателя обратного действия — устройства с кнопкой, которую нужно было постоянно держать нажатой, чтобы не произошло активации заряда. Как выяснилось, уроженец азербайджанского Кировабада (ныне Гянджи) Рзаев в свое время служил в инженерно-саперном армейском подразделении, где освоил навыки создания и обезвреживания разнообразных взрывных устройств. Перед тем как попасть в армию, Рзаев пытался поступить в один из самых элитарных советских вузов — МГИМО.
При этом абитуриент не только не знал иностранных языков, но даже по-русски говорил с трудом. Поэтому в МГИМО Чингис предсказуемо не попал — ни с первой попытки, ни с последующих, которые он предпринял после демобилизации.
Воздушный бой
Неудачи сильно разозлили Рзаева, который, предположительно, страдал психическим заболеванием. Он решил не сдаваться и стать дипломатом, но на территории другого государства. Оптимальным вариантом ему виделся Китай — в те годы одна из недружественных СССР стран, чему в значительной мере способствовал конфликт на острове Даманский.
Своих планов Рзаев не скрывал и делился ими со знакомыми
В беседе со следователями один из приятелей террориста припомнил, как однажды он обронил: «Вот в Китае меня поняли бы — там бы я быстро стал дипломатом». Впрочем, всерьез слова Чингиса никто не воспринимал, земляки посмеивались над ним и считали его чудаком.
Рассудив, что легально покинуть родину у него не получится, Чингис вдохновился историей кровавого, но успешного побега за границу отца и сына Бразинскасов («Лента.ру» рассказывала об этой истории в отдельной статье), и решил угнать самолет.
![](https://icdn.lenta.ru/images/2023/04/27/10/20230427103754218/owl_pic_620_5b12561a1ccf760117a7f7bad8cfdc88.jpg)
Фото: Белинский Юрий / ТАСС
Рзаев не знал, что после угона Бразинскасов каждый рейс стали сопровождать милиционеры в штатском, которые должны были любой ценой не допустить пересечения самолетом советской границы. Применив все армейские знания, Чингис стал собирать бомбу: по одним данным, это был пояс смертника, по другим — некий сверток.
Взрывчатку он, предположительно, украл со склада дорожно-строительного управления, куда незадолго до этого устроился на работу. Впрочем, не исключено, что Рзаев мог купить ее у знакомых геологов или раздобыть у товарищей, работавших в одном из закрытых НИИ.
Как бы то ни было, 16-17 мая он прибыл в Иркутск, остановился в гостинице и купил билет на самолет до Читы.
![Владимир Ежиков](https://icdn.lenta.ru/images/2023/04/27/11/20230427110043889/preview_a88e899711140f4fdf682fe1d1e9f6c9.jpg)
Владимир Ежиков
Фото: МВД России
Едва Ту-104А набрал высоту, Чингис подозвал к себе бортпроводницу и, показав ей бомбу, приказал пригласить к нему одного из пилотов. К террористу вышел бортмеханик Кузенков, который, выслушав требования Рзаева, вернулся обратно и сообщил о них пилотам. Они решили заблокировать свою кабину изнутри. Вскоре к двери подошел террорист, который хотел лично проконтролировать смену курса и попытался выбить створку. В этот момент вооруженный табельным пистолетом Макарова милиционер Ежиков, сидевший в первом ряду, выпустил в Рзаева две пули. Одно из ранений оказалось смертельным — пуля попала в область восьмого межреберья слева и достигла сердца. Но перед смертью террорист успел активировать бомбу.
Причиной катастрофы с самолетом, в результате которой он разрушился в воздухе, а пассажиры и экипаж погибли, является подрыв взрывного устройства преступником, который пытался принудить экипаж изменить курс самолета
«Они пытались найти в морге отцов и сыновей»
В процессе расследования выяснилось, что пятеро пассажиров чудом избежали посадки на злополучный рейс 109. Четверо из них в ожидании самолета перебрали со спиртным: трое попросту пропустили посадку, а пьяный в стельку подполковник не смог взобраться по трапу и был возвращен в здание аэропорта.
Еще один военный избежал гибели благодаря своей отзывчивости — майор отдал свой билет знакомому, которому надо было срочно добраться до Читы.
![Вил Акопов](https://icdn.lenta.ru/images/2023/04/27/11/20230427110904908/preview_780a0547891fea33763396bde68dc689.jpg)
Вил Акопов
Фото: Azia-press.ru
При этом волей судьбы в последние минуты перед взлетом на борт Ту-104А поднялся молодой военнослужащий, который опаздывал в часть после отпуска. Он уговорил сотрудников аэропорта повторно подогнать трап к самолету, и этот момент стал для него роковым. Среди других жертв теракта оказалась команда боксеров Забайкальского округа, возвращавшаяся домой с медалями после успешных соревнований в Прибалтике. После всех экспертиз останки погибших в авиакатастрофе кремировали — мнение их близких при этом не учитывалось.
Многие пытались найти в морге своих отцов, сыновей и супругов, чтобы до отправки в крематорий проститься, но от них скрывалось местопребывание тел, они не допускались в морги, а о получении от родственников согласия на кремирование и речи не было
По словам Акопова, у входов в морги читинских больниц дежурили автоматчики, не пропускавшие без разрешения никого. Для всех погибших машиностроительный завод Читы срочно изготовил цинковые гробы — их закрывали и запаивали сразу после вскрытия тел.
Грузовые машины увозили их в аэропорт, откуда самолетом отправляли в московский крематорий. Обратно привезли урны и выдали родственникам. Трудно объяснить эти абсурдные правила и жестокость по отношению к родственникам
Младшего лейтенанта Ежикова похоронили в Иркутске, его родителям и сестре, которые проживали в поселке Жигалово Иркутской области, была направлена телеграмма с текстом «Володя трагически погиб. Похороны в Иркутске 23 мая».
В честь милиционера была названа школа в иркутском поселке Куйтун. Кроме того, его имя можно найти на гранитной плите в здании Восточно-Сибирского УВД на транспорте — рядом с именами других сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении служебного долга.
Запоздалые меры
Гибель 81 человека (включая террориста) в результате взрыва на борту Ту-104А заставила советское руководство пересмотреть правила авиационной безопасности. Во всех аэропортах страны ввели систему досмотра пассажиров и багажа, которым стали заниматься милиционеры.
Причем это могли сделать и раньше: всего за три недели до теракта, устроенного Чингисом Рзаевым, схожей трагедии чудом удалось избежать в небе над Ленинградом. 23 апреля 1973 года 47-летний пассажир рейса 2420 Ленинград — Москва Иван Бидюк пронес на борт Ту-104 бомбу мощностью два килограмма тротила.
Через бортмеханика Викентия Грязнова он передал командиру самолета Вячеславу Янченко записку с требованием лететь в Швецию.
Для чтения пять минут! Командиру и экипажу самолета. Уважаемые летчики! Прошу вас направить самолет в Швецию, аэродром Стокгольма. Правильное понимание моей просьбы сохранит вашу жизнь и мою
Янченко не поддался на угрозы: он быстро развернул самолет и направил его обратно в аэропорт Ленинграда. Уже в момент посадки Бидюк догадался, что его обманули, и активировал бомбу. Но пилоты все-таки смогли приземлиться и избежали больших жертв.
Тогда погибли два человека — сам террорист и бортмеханик Грязнов, который сумел отвлечь внимание Бидюка практически до самой посадки. Между тем после читинской трагедии всех сотрудников правоохранительных органов, сопровождавших рейсы, было решено разоружить.
![На могиле Владимира Ежикова](https://icdn.lenta.ru/images/2023/04/27/10/20230427105123953/owl_pic_620_3c6167cfceb48084c99a35e4598adeaf.jpg)
На могиле Владимира Ежикова
Фото: Пресс-служба Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте
Дело в том, что милиционер Ежиков действовал по инструкции, но именно его действия в конечном счете привели к взрыву. Вскоре после похорон младшего лейтенанта его могилу осквернили неизвестные, но найти вандалов так и не удалось. А еще именно после катастрофы Ту-104А было ускорено формирование легендарной группы спецназа «Альфа», поводом для создания которой стало другое громкое преступление, совершенное летом 1972 года, — теракт на Олимпиаде в Мюнхене.