В России с 2001 года действует 115-ФЗ, в котором прописана обязанность банков реагировать на подозрительные операции своих клиентов. В поле зрения банков могут попасть такие операции, как платежи контрагентам, снятие наличных, переводы на личные счета и т. д. Если ИП и юрлица игнорируют рекомендации банка по ведению бизнеса, то они могут столкнуться с запросом документов или блокировкой. Как не оказаться в зоне риска и избежать выматывающей волокиты с восстановлением доступа к интернет-банку — в материале «Ленты.ру.»
Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (115-ФЗ) был принят в России более двадцати лет назад.
Согласно 115-ФЗ, при возникновении вопросов к операциям клиента банк должен отреагировать и запросить разъясняющую документацию. Как не оказаться в такой ситуации и быть уверенным в безопасности по 115-ФЗ?
В чем риски?
Для многих клиентов банков, столкнувшихся с ограничениями на собственном опыте, действия финансовой организации становятся неприятным сюрпризом. Казалось бы, что тут криминального — заплатить за обучение ребенка бизнес-картой, заправить с ее помощью автомобиль или оплатить счет в ресторане?
Действуя в рамках закона, банк может счесть операции сомнительными, если неясен их экономический смысл. В большинстве случаев проблемы возникают не в результате умышленных действий, а из-за спешки в принятии решения или незнания тонкостей ведения бизнеса без рисков по 115-ФЗ.
Сомнительными считаются также операции, при которых на постоянной основе одно и то же физическое лицо получает перечисления за необоснованные услуги. В поле зрения банка могут попасть клиенты, которые используют личные счета для ведения бизнеса, бизнес-карту для личных нужд
Например, компания занимается производством кондитерских изделий, но регулярно совершает переводы физическим лицам или вдруг переводит крупную сумму за покупку бетона. Или детский центр приобретает оборудование для кофейни.
Также банк обратит внимание, если цена закупаемой продукции предприятия в несколько раз превышает рыночную, или если личный счет руководителя задействован в рабочих расчетах.
Важным аспектом для банка являются связи с контрагентами, — ответственно отнеситесь к их выбору. Перед началом сотрудничества проверяйте контрагента по открытым государственным источникам и внутренним источникам банка, в котором обсуживаетесь. Надежные контрагенты с положительной репутацией помогут избежать рисков при работе с банком и налоговой.
Если у банка появляются вопросы к тем или иным операциям клиента, в рамках 115-ФЗ он вправе запросить документы, подтверждающие экономический смысл проводимых операций.
Что делать?
Прежде всего следует отметить, что банки настроены на коммуникацию с клиентами, поэтому не стоит игнорировать звонки и письма от них. Ответ на запрос по 115-ФЗ — это обязанность клиента.
Запрос документов приходит в интернет-банке, дополнительно клиент получает СМС-уведомление.
Важно понимать, что выстраивание доверительного диалога между банком и клиентом позволяет минимизировать риски блокировки. В финансовых организациях рекомендуют не затягивать со сбором запрашиваемого пакета документов
Обычно на это отводится до семи рабочих дней. В ответе подробно опишите схему ведения деятельности, приложите скан-копии запрашиваемых документов и оставайтесь на связи, чтобы сотрудники банка могли оперативно получить ответы на дополнительные вопросы.
Индивидуальный подход
Финансовые организации заинтересованы в повышении уровня знаний о 115-ФЗ среди предпринимателей: это позволит избежать запроса документов и блокировок, а также действовать быстро, если это случилось. Банки предлагают специальные сервисы, заточенные на то, чтобы предприниматель мог более детально ознакомиться с рекомендациями по 115-ФЗ и предотвратить возможные риски.
У Сбербанка существует выделенная горячая линия по вопросам финмониторинга, которая принимает звонки даже если у компании нет счета в банке. Консультации доступны всем желающим бесплатно, по телефонам 0321, доб. 6, или 8-800-555-57-77, доб.6
Также Сбербанк запустил обучающий онлайн-курс «Риски для бизнеса по 115-ФЗ» и размещает полезные советы на своем сайте о том, как вести бизнес без блокировок.
Информация, предоставленная экспертами Сбера, позволяет быть уверенным в ее надежности. Мифы о блокировке по 115-ФЗ по-прежнему сбивают с толку предпринимателей. Бесплатные сервисы Сбера помогают не рисковать бизнесом, а безопасно и успешно развивать свое дело.
Сервис «Комплаенс-помощник» также направлен на предупреждение рисков блокировки.
Первый месяц использования сервиса «Комплаенс-помощник» от Сбербанка стоит 1 рубль для новых клиентов и включает бесплатную консультацию менеджера. Пользователь продукта получает анализ операций по 20 параметрам, цветовую разметку, которая подскажет, какие операции находятся вне зоны риска, а на какие стоит обратить внимание. Также в сервис входит проверка операций с контрагентами. Все это формируется в ежемесячном отчете с рекомендациями по операциям в СберБизнесе.
Рекламодатель:
ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций №1481 от 11.08.2015