В последнее время человечество начало привыкать к новостям о новых природных катаклизмах и экологических катастрофах. Все чаще сообщается о температурных рекордах и разрушительных последствиях стихии. Изменение климата влияет на все сферы без исключения. Очередной проблемой стало разрушение архитектуры — на фоне глобального потепления меняется структура почвы, что приводит к трещинам в стенах. В ближайшие годы обрушиться могут многовековые постройки, пережившие десятки исторических событий. Архитекторам придется всерьез задуматься о новых способах строительства и методах спасения уже существующих зданий. Лопнувшее будущее — в материале «Ленты.ру».
Потрескались
Разрушение зданий — одно из неочевидных последствий изменения климата. Однако на самом деле резкие перепады температур и сложные погодные условия сильно влияют на состояние строений по всему миру. Недавно о перспективах остаться без исторических сооружений заговорили в Великобритании. В основном проблема коснулась Лондона, а также городов в центральной и юго-восточной частях страны.
Причиной разрушения зданий оказалась уникальная глина, которая содержится в составе почвы. Инженер-геолог Британской геологической службы Ли Джонс объяснил, что материалы реагируют на погодные изменения — когда климат становится более влажным, глина сильнее набухает и расширяется. При этом в более сухую погоду глина сжимается и трескается. В итоге здания начинают оседать, нарушается целостность перекрытий. То же может произойти и с дорогами.
Несколько лет назад британцы реже сталкивались с подобным явлением. Ситуация усугубилась после засухи в 2022 году, когда в июле температура превысила 40 градусов Цельсия. Среди городов больше всего усадке подвержены здания в Лондоне. В английской столице даже отметили, что многие строения были построены в середине 1800-х годов и устояли при бомбардировках во время Второй мировой войны. Однако вековые постройки оказались уязвимы перед глобальным потеплением.
Ситуация в Лондоне — неутешительная, с каждым годом под угрозой разрушения оказываются все больше зданий. Так, в 1990 году 20,1 процента столичных построек рисковали столкнуться с проседанием фундаментов. К 2030 году их доля может увеличиться до 43 процентов, а к 2070-му — до 57,3 процента. К тому же от этой проблемы страдают и страховые компании, к ним растет число исков, связанных с проблемным грунтом. За 2022 год они должны выплатить 281 миллион долларов за ущерб, нанесенный максимально высокими температурами.
Великобритания — только одна из стран, где архитектурные сооружения страдают от глобального потепления. Корень проблемы там кроется в особом типе почвы, что приводит к оседанию фундаментов. Однако изменение климата влияет на конструкции и по-другому — жаркая погода приводит к тому, что материалы, из которых построены здания, начинают плавиться, и конструкции становятся менее устойчивыми. В 2021 году экстремальная температура стала одной из причин, из-за которой в китайском Шэньчжэне начал трястись 72-этажный небоскреб Seg Plaza. Стальные элементы частично расплавились, что повлияло на устойчивость каркаса. Ситуацию усугублял сильный ветер, а также линии метро, проходящие под высоткой.
От жары плавятся не только здания, но и дороги, летом 2021 года подобное произошло в Москве. В жаркую погоду темное дорожное полотно может нагреваться до 48-67 градусов Цельсия. Для решения вопроса, например, в американских городах Лос-Анджелесе и Финиксе начали тестировать дорожки со светлым покрытием, которое отражает солнечный свет и не позволяет асфальту сильно греться.
Особое беспокойство в строительной сфере вызывает бетон — наиболее часто используемый материал, из которого возводят почти все объекты в мире. Своей популярностью он обязан уникальной прочности после застывания. Такое свойство делает его почти незаменимым для строителей. Однако природные катаклизмы из-за изменения климата смогли подорвать авторитет бетонных конструкций.
Все дело в том, что такой материал может разрушаться под воздействием влаги, а особенно соленой воды — это в первую очередь характерно для регионов, подтвержденных наводнениям. В 2021 году мир всколыхнула катастрофа в пригороде Майами — в Серфсайде, где произошло частичное обрушение жилого дома. Тогда одной из причин аварии назвали неустойчивость фундамента, который пострадал из-за частого контакта с соленой водой.
В 2010-х годах негативное воздействие соли на здания стали замечать и в Ираке. В почве страны содержится большое количество этого минерала, который очень ценился в древние времена. Однако усиление климатического кризиса стало причиной нехватки воды, что повысило концентрацию соли. О былой пользе минерала пришлось забыть — древние постройки начали разрушаться из-за того, что соль скапливается в глубине стен, затем кристаллизируется, и кирпичи трескаются. Такое уже произошло со стенами храма богини Иштар.
Термиты не слишком хорошо себя чувствуют, если на улице холодно и сухо. Они определенно будут работать лучше, когда в мире станет жарче. Количество древесины, разрушаемой в этих условиях, значительно возрастет, и это будет иметь серьезные последствия для общего углеродного баланса земного шара
Износостойкость строений страдает не только от жары, но и от сильных ветров и наводнений. Не самой очевидной проблемой становятся и многочисленные вредители, их число становится все большим из-за глобального потепления. Особенно хорошо в жару себя чувствую термиты, питающиеся древесиной, — еще один популярный материал в строительной сфере. Недавно более 100 ученых выяснили, что активность таких насекомых-вредителей увеличивается примерно в 6,8 раза по мере нагревания Земли на каждые 10 градусов Цельсия. В будущем активность термитов может серьезно вырасти.
Вредители определенно станут активнее на фоне климатического кризиса. Под угрозой столкнуться с нашествием насекомых находятся не только регионы с жарким и сухим климатом, но также места, подверженные наводнениям и штормам. В результате здания потребуют серьезной обработки, чтобы защититься от разрушений.
Сами виноваты
Строительная сфера серьезно страдает от изменения климата, однако во многом сама усугубляет и без того сложную экологическую обстановку. Проблема — в больших объемах выбросов, которые высвобождаются в процессе возведения зданий или получения строительных материалов. По данным компании Architecture 2030, строительная индустрия ответственна за 40 процентов выбросов парниковых газов на планете. Только на работы на стройке приходится 27 процентов выбросов вредных веществ.
Проблема выбросов от зданий связана не только с процессом их строительства. Они продолжают быть источником вреда и в процессе эксплуатации. На жилые здания приходится 22 процента всего мирового энергопотребления и 17 процентов парниковых газов. В случае с коммерческими объектами ситуация чуть лучше — восемь и 10 процентов соответственно. Только работа кондиционеров в больших офисах составляет долю в 20 процентов от общего объема потребления энергии.
В 2021 году специалисты из Королевского института британских архитекторов (RIBA) предупредили, что опасным для климата может быть и снос зданий, так как в процессе в атмосферу выбрасывается углерод. Тогда архитекторы призвали сохранять объекты и ремонтировать их, а не избавляться и строить новые, увеличивая нагрузку на природу. «Легко сказать, давайте просто снесем и построим заново, но здесь есть люди: архитекторы и застройщики, которые упорно работают, чтобы возрождать объекты», — заявил тогда Клифф Брумфилд из строительной компании 8build.
Среди специалистов растет обеспокоенность, что в городах по всему миру продолжают возводить новые объекты, иногда игнорируя принципы устойчивого развития. К 2060 году в мире планируется возвести 240 миллиардов квадратных метров — это значение эквивалентно тому, как если бы каждый год в течение 40 лет в мире появлялся новый Нью-Йорк. Вред от такой динамики может быть существенным.
Все дело в самых распространенных строительных материалах, к которым относятся сталь, бетон и алюминий. На них приходится 23 процента глобальных выбросов. В частности, бетон на всех этапах использования ответственен за четыре-восемь процентов глобальных выбросов углекислого газа. Продукция из алюминия аккумулирует два процента выбросов, на металлургическую промышленность приходится семь процентов парниковых газов.
В воздействии на окружающую среду не отстает и древесина, ради получения которой по всему миру вырубаются сотни тысяч гектаров леса. Только в 2022 году покров тропиков в мире уменьшился на 10 процентов — был уничтожен 41 квадратный километр лесов, что эквивалентно территории Швейцарии или Московской области. О лесах часто говорят как о легких планеты, фраза стала уже избитой, однако пока нет более емких слов, чтобы объяснить роль таких покровов на Земле. Леса и почвы фактически запечатали в себе более одного триллиона тонн углерода и способны поглощать вредные выбросы. Их разрушение ведет к высвобождению вредных веществ и ухудшению состояния экологии.
В последние годы архитекторы и другие представители строительной отрасли обсуждают необходимость возводить «зеленые» здания и руководствоваться принципами устойчивости. Предлагается переводить новые проекты на возобновляемые источники энергии и как можно активнее использовать переработанные материалы, а если не получается, то компенсировать вред. В новых зданиях необходимо менять традиционные способы потребления ресурсов, включая воду и электричество. Например, наладить сбор дождевой воды и ее последующую очистку, чтобы создать замкнутый круг и снизить давление на коммунальную систему.
Свой вклад в развитие «зеленого» строительства уже вносят самые известные архитекторы мира. Они разрабатывают устойчивые проекты, но при этом не пренебрегают эстетической составляющей. Одним из лидеров индустрии считается датский архитектор Бьярке Ингельс. Почти все его объекты созданы по принципам устойчивости. В Амстердаме вместе с нидерландской фирмой Barcode Architects он построил жилой комплекс, нависающий над рекой и не загромождающий пространство. Однако архитектор сделал акцент не только на форме здания, но и подумал о современных технологиях — в доме налажена хорошая система вентиляции и изоляции, поэтому он нуждается в минимальном отоплении. При этом часть энергии поступает от солнечных батарей.
Звездой современной архитектуры также является британский архитектор Норман Фостер. В своих проектах он начал руководствоваться принципами экологичности задолго до своих коллег. Еще в 2006 году он построил на Манхэттене в Нью-Йорке 46-этажный небоскреб Херст-тауэр для медиаконцерна, которому принадлежат журналы Cosmopolitan, Esquire, Harper's Bazaar и Marie Claire. Эта высотка сделана из почти полностью переработанной стали и потребляет на 30 процентов меньше воды, чем подобные здания, так как использует накапливающиеся на крыше осадки. Подобные технологии Фостер применил и в других проектах.
Другим архитекторам и дизайнерам, хотят они того или нет, придется адаптироваться к меняющейся реальности. Уже невозможно строить здания по принципам, которые считались подходящими несколько лет назад. Сегодня планета все ближе подошла к грани, когда последствия изменения климата могут оказаться необратимыми. Если в ближайшее время человечество не пересмотрит свой взгляд на архитектуру, то мир потеряет тысячи исторических объектов, а города со временем превратятся в раскаленные руины.