Сегодня в зоне специальной военной операции с помощью беспилотников выслеживают украинские диверсионно-разведывательные группы, обнаруживают бронетехнику и огневые позиции противника, по которым затем наносит удары артиллерия. Кроме того, по позициям Вооруженных сил Украины (ВСУ) применяют FPV-дроны — беспилотники-камикадзе с боевым зарядом. Операторов для управления такой техникой готовят в экспериментальном учебном центре «Пустельга», созданном на базе одного из подмосковных подразделений Росгвардии. Подробности о работе уникального центра выяснял корреспондент «Ленты.ру» Игорь Надеждин.
Пустельга — сравнительно небольшая хищная птица: длина ее тела — около 35 сантиметров, размах крыльев — около 75 сантиметров. Эта птица примечательна тем, что в силу своих размеров научилась охотиться за мышами внутри зданий. Именно в честь нее и был назван экспериментальный учебный центр для подготовки операторов боевых дронов.
Его создали гражданские волонтеры на базе одного из подмосковных подразделений Росгвардии. Курсантов, которым предстоит отправиться в зону специальной военной операции (СВО), среди прочего здесь учат управлять беспилотниками внутри зданий — они действуют как те самые пустельги во время охоты за мышами.
Операторы, подготовленные в центре «Пустельга», могут делать невероятные вещи — например, отправить дрон внутрь танка, движущегося на полном ходу. Беспилотник залетает в люк диаметром 56 сантиметров (именно такой — у немецких танков Leopard, которые поставили ВСУ), и его взрыв не оставляет никаких шансов экипажу. При этом главное отличие FPV-дрона — в полном отсутствии датчиков безопасности.
Это делает подобные беспилотники очень легкими, быстрыми и маневренными, но управление ими требует особого мастерства. Привычные «классические» дроны вроде Mavic DJI один из руководителей, идейный вдохновитель и методист экспериментального учебного центра «Пустельга» с позывным Барс сравнивает с фабричными мобильными телефонами, снабженными инструкциями.
Такими заводскими изделиями управлять так же просто, как ездить на велосипеде. В отличие от них, FPV-дроны — это, по сути, самоделки, у которых нет датчиков. Принципы управления у них совсем иные, летать на них значительно сложнее. Но и возможностей у FPV-дронов куда больше
Необходимость применения FPV-дронов в ходе СВО стала понятна не сразу. Поначалу в зоне боевых действий применяли обычные «классические» беспилотники Mavic DJI — они показали себя отличными разведчиками и целеуказателями. Но средства радиоэлектронной борьбы прекрасно подавляли их из-за того, что характеристики этих дронов были известны.
Поэтому на смену им и стали постепенно приходить FPV-беспилотники. Буквы FPV в их названии — это сокращение от First Person Viev («вид от первого лица»). Дело в том, что картинка с камеры такого аппарата передается на специальные очки оператора, создавая эффект присутствия в кабине.
Эти небольшие, но очень быстрые дроны (скорость — до 120 километров в час и больше) отличаются еще и неплохой грузоподъемностью: они могут нести на себе до четырех килограммов дополнительного веса. Практика показала, что эти аппараты, изначально созданные для съемок и гонок, становятся идеальными разведчиками и высокоточными барражирующими боеприпасами.
Сегодня FPV-дроны лучше, чем противотанковые управляемые ракеты и реактивные снаряды (ПТУР и ПТУРС), уничтожают танки и вертолеты ВСУ, находят замаскированные огневые точки, а также обеспечивают разведку, в том числе в лесу, где другие средства зачастую бессильны.
Кроме того, такие беспилотники способны доставлять на дальние позиции боеприпасы и продукты, а в некоторых случаях даже брать пленных. Но все это возможно лишь тогда, когда операторы таких дронов в совершенстве знают, как управлять ими.
Рождение «Пустельги»
Барс, один из руководителей «Пустельги», увлекся дронами много лет назад. С началом СВО ему неожиданно поступило предложение от одного из приятелей — переехать в Киев и стать инструктором с солидной зарплатой от восьми тысяч евро.
Из недолгого разговора Барс узнал, что несколько его товарищей, которые, как и он, увлекались гонками на дронах, уже отправились на Украину. Но Барс отказался переходить на сторону противника, а потом быстро понял, что такие люди, как он, очень нужны в России.
Вскоре его разыскало руководство полка народной милиции ДНР и попросило научить бойцов качественно управлять дронами, которые массово везли волонтеры из Московской области. Правда, денег милиционеры не обещали — но на их предложение Барс согласился без раздумий.
Первый учебный центр был создан вблизи от линии боевого соприкосновения, второй, к которому я привлек своих приятелей, — уже в расположении одного из полков Минобороны, но тоже в зоне СВО. Правда, такое расположение оказалось далеко не лучшим
По словам Барса, обучающихся часто отвлекали для выполнения боевых задач, а полигоны нередко оказывались под обстрелами. Именно тогда пришло понимание, что учебный центр должен быть в тылу, а желающих проходить обучение нужно отправлять туда в командировки.
Впрочем, фронтовая школа также не прошла даром: руководству центра «Пустельга» удалось сформулировать задачи — и с точки зрения командиров, и с точки зрения инструкторов, определить требования к учебному процессу и перечень необходимой техники. Общую программу обучения, рассчитанную на полгода, в условиях СВО сократили до четырех недель.
Учеба нередко длится по 16 часов в сутки, но зато оказывается весьма эффективной. Между тем в начале 2023 года Барс вместе с товарищами арендовал частную базу в Подмосковье, где за свой счет начал обучать операторов дронов. В этом им активно помогали участники волонтерского движения при Общественной палате Московской области.
Вскоре после старта обучения к Барсу и его товарищам пришли представители Росгвардии, которые предложили им сменить дислокацию, — и они согласились.
Сегодня мы работаем в тесном сотрудничестве с Росгвардией, но обучаем не только росгвардейцев. Среди курсантов — и военнослужащие Минобороны, и бойцы сил специальных операций, и офицеры спецслужб. Те, кто готов месяцами отдавать все силы на обучение
«Заботиться о людях — не о железе»
Сегодня войска предъявляют к операторам дронов высокие требования: они должны уметь проводить разведку (в том числе в густых лесах), в зданиях и вокруг них, а также обнаруживать и поражать цели. При этом оператор должен уметь еще и обслуживать беспилотники, причем и FPV-дроны, и «классические» аппараты.
По словам специалистов, сегодня с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) возникает немало проблем: они популярны, а потому их производят все кому не лень. В итоге падает качество — порой дроны приходят с пультами управления, к которым они ни разу не подключались для проверки.
При этом Барс отмечает: нужно понимать, что дроны — расходный материал. Один такой аппарат стоит 40-60 тысяч рублей, при этом во время учебы курсанты часто разбивают их, и не всегда дроны можно восстановить.
Если беречь технику, обучение лучше и не начинать. Надо заботиться о людях, а не о железе
Курс обучения в центре «Пустельга» начинается с полетов на симуляторе — к мощным игровым компьютерам с хорошей графикой подключены стандартные пульты управления беспилотниками. Всю первую неделю курсанты «летают» в классах, отрабатывая базовые навыки, а перерывах изучают техническую часть.
Формально в 18:00 учебный день заканчивается — но классы с симуляторами открыты до 23:00, и курсанты настойчиво тренируются там. Дело в том, что первый экзамен в центре «Пустельга» проводится как раз по итогам полетов на симуляторе — и те, кто не сдает его, не допускаются к реальным полетам.
Фото: Игорь Надеждин / «Лента.ру»
При этом научиться управлять дроном даже на компьютере — весьма непростая задача. Во-первых, моментально ориентироваться сразу в трех цифровых измерениях из-за особенностей вестибулярного аппарата могут не все курсанты. Во-вторых, изначально у них нет полетных навыков.
А еще есть мелочь, но очень важная: это правильное положение пальцев на джойстиках пульта управления дроном. Обычно те, кто занимается гонками на дронах, кладут на джойстики большие пальцы. Но в боевых условиях каждый джойстик зажимают двумя пальцами, большим и указательным — так движения становятся куда точнее.
Счет на минуты
После того как первая неделя обучения заканчивается, курсантов допускают до полетов. Сначала — только взлет и посадка. Потом — неспешные полеты по кругу и отработка моторики. Дело в том, что в классе оператор смотрит на экран компьютера, а на улице уже начинает управлять дроном в очках, что дает совершенно новые ощущения.
По словам одного из руководителей центра «Пустельга», оператор при помощи своего беспилотника должен уметь находить замаскированные цели в лесах и полях (при этом порой дрон летит ниже роста человека), залетать в здания через окна, перемещаться внутри них (в том числе по лестничным проемам), а также проникать в маленькие окна блиндажей.
Среди других задач — резкие взлеты вверх и отвесная пикировка, а также преследование автомобилей и проникновение в их кузова или люки. Тут важно предугадывать маневры водителя
Обычный радиус действия FPV-дрона составляет 5-7 километров, но у некоторых аппаратов он может доходить и до 15. При этом максимальное время работы — около получаса: больше не позволяют аккумуляторы. Но чаще — значительно меньше: противник внимательно следит за местностью, и операторы БПЛА — одна из его главных целей.
Поэтому на курсах обязательно идет отработка быстрого сбора и ухода с позиции. В идеале от момента начала работы оператора до момента поражения цели должно проходить 5-7 минут — после этого позицию нужно менять.
Причем перед выполнением боевой задачи FPV-дрон нужно «зарядить» — подсоединить к нему боеприпас. И это тоже задача оператора, который, помимо своих прямых обязанностей, также выполняет функции взрывотехника и оружейника. Каждая из этих обязанностей требует внимания, аккуратности и знания правил техники безопасности.
Учебный форсаж
В центре «Пустельга» курсанты учатся мастерски управлять как «классическими» беспилотниками, так и скоростными FPV-дронами. При этом одна из самых эффектных частей обучения связана с тренировкой поражения движущейся цели, в качестве которой выступает личный пикап одного из инструкторов или фургон с открытыми задними дверями.
В кузовах машин установлены специальные короба, имитирующие цель. Задача курсанта — на ходу попасть дроном именно туда, а водитель, напротив, должен увернуться от летящего аппарата, а потому постоянно маневрирует.
При этом засчитывается на тренировке лишь прямое попадание в короб
Стоит отметить, что в реальных условиях взрыв боеприпаса беспилотника рядом с автомобилем нанесет ему серьезный ущерб и, вполне вероятно, опрокинет машину, но в учебной программе промах даже на полметра мимо цели все равно считается провалом испытания.
Фото: Игорь Надеждин / «Лента.ру»
Впрочем, самое сложное для курсантов — это даже не поразить движущуюся мишень, а провести разведку внутри здания или блиндажа, после чего вывести аппарат наружу, не повредив его. Именно на этих тренировках безвозвратно теряется больше всего дронов — при этом внешне все выглядит очень спокойно.
Дрон влетает в окно, движется внутри, поднимаясь и спускаясь по этажам, залетает в подвал, «осматривается» там и вылетает наружу. Казалось бы, никакого экстрима — но именно во время этих упражнений будущие операторы потеют и кусают губы. Объясняется это просто: на открытой местности есть пространство для маневра, а в помещении его, как правило, нет.
Между тем за учебными полетами следуют занятия в классе, на которых курсанты учатся ремонтировать поврежденную технику, перепрошивать ее программы, а также устранять неисправности.
На фронте специальных ремонтных баз беспилотной техники нет — мы сами должны уметь ее ремонтировать на уровне мастеров. Для этого нужны знания схем, электрики и программного обеспечения. Конечно, можно посоветоваться с коллегами, но не всегда есть связь. А от дрона в современных боевых действиях зависит многое
Проверка на прочность
Формально учеба в «Пустельге» организована по схеме шесть дней рабочих — один выходной, но фактически курсанты проводят там все время: программа очень насыщенная, а выпускной экзамен — серьезный, провалить его не хочет никто. Он сдается спустя 28 дней после начала обучения и максимально приближен к реальной обстановке в зоне боевых действий.
Начинается экзамен внезапно: курсантов собирают по тревоге и вывозят совсем в другой район, в абсолютно незнакомую им местность. Там кандидатам в операторы предстоит совершить марш-бросок к зоне тренировки по пересеченной местности, неся с собой всю необходимую аппаратуру.
Фото: Игорь Надеждин / «Лента.ру»
На месте оператор должен самостоятельно запустить FPV-дрон, а затем найти и условно поразить несколько целей. При этом обстановка на экзамене по уровню психофизических нагрузок максимально приближена к боевой.
Каждый из курсантов поражает технику — как стоящую и замаскированную, так и находящуюся в движении. После каждого поражения техника меняет свою дислокацию и ее снова нужно искать. У каждого курсанта на выполнение одной задачи — три попытки. Если курсант с трех попыток не поражает технику, значит, он не готов как специалист
Среди других выпускных испытаний — столь нелюбимая курсантами разведка в помещении, а еще в лесу (она ничуть не проще). Сдавшие экзамен получают сразу несколько дипломов. Основной — о том, что специалист прошел обучение в центре «Пустельга»: сегодня он считается самым престижным в зоне СВО.
Именно на счету выпускников «Пустельги» больше всего взорванной вражеской техники, включая немецкие танки Leopard и американские боевые машины пехоты (БМП) Bradley. Это лучший показатель качества подготовки операторов. Кроме того, каждый выпускник «Пустельги» получает свидетельство внешнего пилота.
Оно необходимо для работы на гражданских предприятиях и без него нельзя получить разрешения на полеты над территорией России. Наконец, третий документ — это свидетельство о повышении квалификации по специальности «Оператор БПЛА и наземных систем управления».
По нему можно устроиться на работу на гражданке, а военкоматы (во всяком случае в Москве и Подмосковье) меняют военно-учетную специальность на новую — «оператор БПЛА».
Два диплома после окончания «Пустельги» — военный и гражданский — это очень хорошо. Выпускники с ними могут как служить в войсках, так и работать на гражданских предприятиях. Это их право, подтвержденное документально
Беспилотное братство
Сегодня выпускники центра «Пустельга» составляют особую касту. Они постоянно поддерживают связь как с инструкторами, так и друг с другом, делятся собственным опытом и разбирают ошибки. Причем курсанты ранних выпусков поддерживают более молодых — словом и делом, и дистанционно, и в реальной жизни.
Специфика работы операторов дронов такова, что каждое видео их удачной и неудачной работы можно рассмотреть в деталях, разобрать ошибки и выработать способы их устранения. А еще — довести эти выводы сразу до всех выпускников, тем самым значительно повысив эффективность их работы.
Да и технические вопросы лучше и быстрее решать сообща: помощь коллег никогда не повредит, особенно на фоне огромного разнообразия техники, в том числе трофейной. К слову, если один из выпускников «Пустельги» узнает что-то новое о работе техники противника, это сразу же узнают и остальные, что повышает эффективность действий российских сил в зоне СВО.
Конечно, у такой молодой военной профессии, как оператор БПЛА, возникают и определенные проблемы — идет период становления, многое приходится создавать с нуля
Порой возникает непонимание современного характера боевых действий и медленное реагирование на острые нужды тех, кто управляет дронами.
В конце концов, есть проблемы штатного расписания и постановки на довольствие. Бывает, что специалиста с дипломом отправляют на другие должности, а оператором БПЛА становится абсолютно необученный человек. И хотя проблем хватает, сегодня уже стало очевидным, что дроны в войсках ждет огромное будущее.