С 1967 по 1972 год будущий премьер министр Израиля Биньямин Нетаньяху служил в одном из элитных спецподразделений Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) «Сайерет Маткаль». За время службы он участвовал в нескольких боевых операциях за пределами Израиля, в том числе в рейде на аэропорт Бейрута и в сражении при Караме. Дважды был ранен, в том числе в ходе операции по освобождению захваченного палестинскими боевиками самолета авиакомпании SABENA 9 мая 1972 года. Немногие, впрочем, знают, что так же в «Сайерет Маткаль» служил и старший брат политика Йонатан Нетаньяху, который возглавлял подразделение и погиб, освобождая заложников-евреев в Уганде в июле 1976 года. О секретной операции ЦАХАЛ по освобождению пассажиров самолета Airbus A300 и судьбе старшего брата Биньямина Нетаньяху — в материале «Ленты.ру».
«Жизнь молодежи скудна здесь»
Йонатан Нетаньяху был старшим сыном сионистского политика и историка Бенциона Нетаньяху. Его назвали в честь командира «Еврейского легиона» времен Первой мировой войны — британского полковника и исследователя Африки Джона Генри Паттерсона, который был другом Бенциона. Джонатан прославился еще до войны, написав книгу об убийстве львов-людоедов — по ее мотивам даже сняли фильм с Вэлом Килмером «Призрак и Тьма».
Судьба распорядилась так, что Йонатан также заработал славу (посмертную, правда) в Африке: спустя десятилетия и при совсем других обстоятельствах. Родился он, кстати, в Нью-Йорке. Но семья часто переезжала — из США в Израиль и обратно, как раз в разгар арабо-израильской войны 1947-1949 годов.
29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию №181 о прекращении мандата Великобритании на Палестину, установленного после Первой мировой войны (он утрачивал силу с 15 мая 1948 года), и создании на территории Палестины двух демократических государств — еврейского и арабского.
14 мая 1948 года в одностороннем порядке было объявлено о создании Государства Израиль. А в ночь с 14 на 15 мая арабские армии напали на еврейские поселения, положив начало первой арабо-израильской войне, продлившейся более года (в Израиле она называется «Война за независимость»).
Израилю противостояли воинские части семи государств-членов Арабской лиги: Египта, Ирака, Саудовской Аравии, Сирии, Ливана, Трансиордании и Йемена, численностью в 30 тысяч человек.
Полностью боевые действия прекратились лишь летом 1949 года.
В ходе войны часть территории, предназначавшейся решением ООН для арабского государства, а также западная часть Иерусалима были заняты Израилем. Восточная часть Палестины вместе с восточной частью Иерусалима вошла в состав Трансиордании (с 1949 года — Иордания), а сектор Газа перешел под контроль Египта.
По разным оценкам, потери всех сторон составил до 20 тысяч человек
Школу Йонатан оканчивал в США.
Проблема молодежи здесь [в США] в том, что ее жизнь скудна по содержанию. Я должен быть готов в любой момент своей жизни встать лицом к лицу с самим собой и сказать: «Вот что я сделал»
В 1964 году Йонатану Нетаньяху исполнилось 18 лет — и он пошел служить в Армию обороны Израиля. Служба его началась в 35-й парашютно-десантной бригаде, а вскоре — благодаря личным заслугам — он стал командиром одного из подразделений десантников.
«Что касается офицерских курсов, то я окончательно решил на них пойти (...). Перед тем как послать солдата на курсы (а ясно, что посылают немногих), он проходит трехдневные отборочные тесты (...) Оценивают твою способность выносить суждения, владеть собой и своими подчиненными, умение решать проблемы, способность руководить и принимать решения, меру оптимизма и пессимизма, твои недостатки и достоинства и, конечно же, еще десятки неведомых тебе вещей», — писал он отцу в письме в 1965 году.
Результаты отбора выражаются в оценках от 1 до 9,9 — наивысшей оценки. 1 — самая низкая (...). [из 60 человек] значительное число провалилось совсем, несколько человек получили оценку 7. Одному удалось получить 8. Я получил 9
Отслужив, Йони уволился в запас и пошел работать грузчиком, собирался ехать учиться в Гарвардский университет, но тут грянула Шестидневная война.
Йонатан воевал на Синайском полуострове, Голанских высотах. Всего за четыре часа до объявления перемирия Нетаньяху был ранен в локоть, помогая другому раненому бойцу
Шестидневная война — военный конфликт, длившийся с 5 по 10 июня 1967 года между Израилем с одной стороны и коалицией Египта, Сирии, Иордании и Ирака — с другой.
Формальным поводом к началу боевых действий стала блокировка Египтом прохода для израильских судов. 5 июня Израиль нанес удары по всем аэродромам Египта, фактически уничтожив военно-воздушные силы противника и обеспечив себе господство в небе.
За последующие несколько дней ЦАХАЛ захватил Синайский полуостров, Голанские высоты, Западный берег реки Иордан, Восточный Иерусалим и сектор Газа — его оккупация продолжалась следующие 38 лет.
«Любимые мама, папа и брат! Кончилась война! Какая радость, смешанная с грустью, охватила всех. Хорошо, что сейчас наконец спокойно. Не слишком это приятно — бежать среди свистящих пуль и рвущихся снарядов, воевать и воевать, и опять воевать… Я был ранен пулей в локоть, но не пугайтесь. Диагноз — всего лишь открытый перелом. Меня оперировали, и врач уверил, что все будет в порядке. Задета кость, но не нерв. И пальцами я двигаю. Это почти то же, что упасть со скалы и сломать руку (...). О моем состоянии вы беспокоиться не должны», — писал Йонатан Нетаньяху родителям.
Главное, что я вышел из этой войны живым и не останусь калекой
Отвоевав свое, Йонатан демобилизовался, женился и поехал снова в США — учиться в Гарвардском университете. Там он ходил на лекции по философии и математике, учился хорошо, но все рвался вернуться в Израиль — хотя Шестидневная война и закончилась, боевые действия на рубежах еврейского государства не прекращались. Шла так называемая война на истощение — египтяне и израильтяне перестреливались через Суэцкий канал, происходили авианалеты и рейды спецназа. Нетаньяху вернулся в Израиль и продолжил учиться в Иерусалимском университете.
Но в 1969 году он опять пошел служить в ЦАХАЛ — в подразделение специального назначения «Сайерет Маткаль». К лету 1972 года Йонатан уже дослужился до заместителя командира
В 1973 году он участвовал в рейде израильтян на Ливан — когда были убиты предполагаемые лидеры террористической организации «Черный сентябрь», устроившие теракт на Олимпиаде в Мюнхене за год до этого.
Вскоре начинается война Судного дня — арабские армии нападают на Израиль в шаббат, когда многие евреи не работают. В боях Нетаньяху уже лично командует «Сайерет Маткаль» — и в бою на Голанских высотах его бойцами убито порядка 40 сирийских офицеров из диверсионной группы. Спустя считанные месяцы война закончилась победой — тяжелой, но все-таки победой Израиля.
«Я во всяком случае смотрю с горечью и злостью на то, как в другой части общества до сих пор живет надежда на мирное соглашение с арабами. Здравый смысл и ум говорят, что своей основной цели — уничтожить нашу страну — арабы не изменили, но самообман и самообольщение, всегда вредившие евреям, работают снова», — писал он в письме в 1973 году.
Это наша большая беда. Хочется верить — и верим. Не хотим видеть — и закрываем глаза. Не хотим учиться на уроках тысячелетней истории — и извращаем ее
Йонатан Нетаньяху встретил конец войны Судного дня героем — его уже награждали во время Шестидневной войны, а тут — еще один орден. Карьера молодому — каких-то 28 лет — офицеру ЦАХАЛ была в общем-то обеспечена...
Евреи — налево, остальные — направо
Пока не случилась нештатная ситуация. В конце июня 1976 года палестинские боевики «Народного фронта освобождения Палестины» и леворадикальные террористы из немецких «Революционных ячеек» захватывают пассажирский лайнер Airbus A300B4-203 авиакомпании Air France. Самолет направлялся из Тель-Авива в Париж. Среди угонщиков было двое палестинцев и двое немцев, Вильфрид Бёзе и Бригитта Кульманн. Имена палестинских террористов история не сохранила.
На борту захваченного самолета было 246 пассажиров — в основном еврейского происхождения или граждан Израиля. Экипаж самолета составлял 12 человек. Угонщики сели на борт во время промежуточной посадки в греческих Афинах
Сразу после взлета борт захватили и угнали в Ливию. Угонщики освободили там гражданку Израиля родом из Великобритании — женщина притворилась, что у нее случился выкидыш.
Спустя несколько часов самолет с заложниками приземлился в аэропорту Энтеббе — в Уганде. Там правил тогда президент Иди Амин — пожизненный президент, а по сути же — тиран, узурпировавший власть в ходе очередного военного переворота. Режим Иди Амина отличался особо высокой даже по африканским меркам жестокостью, сотни тысяч человек были убиты, а лично он пристрелил порядка двух тысяч жертв. Еще он бил своих многочисленных жен и взял себе титул «Короля Шотландии».
К тому же он был любителем внешней политики: Уганда получала военную помощь от СССР, а Организация освобождения Палестины (ООП) отправляла Иди Амину своих военных инструкторов
Благодаря близким связям с палестинским подпольем Иди Амин (возможно, после просьбы его друга, ливийского политика Муаммара Каддафи) согласился принять угнанный самолет с заложниками.
Террористы угрожали убить всех 256 человек, которых загнали в пассажирский терминал аэропорта Энтеббе.
В обмен на жизни заложников они требовали пять миллионов долларов и освобождения 53 боевиков ООП из тюрем Израиля, Германии и Кении. Утром 1 июля должны были начаться расстрелы — для устрашения
Террористы захватили не только евреев и израильтян — хотя их быстро отделили от заложников других национальностей. Под дулами автоматов оказались 84 израильтянина, 42 француза, 25 греков, 32 гражданина США и 30 подданных Великобритании, пятеро испанцев, девять итальянцев, а также граждане Кореи, Японии, Бельгии, Дании и Германии.
К гражданам Израиля отправили также две семейные пары евреев-ортодоксов из США и Бельгии и пару иудеев из других стран. Некоторых террористы допрашивали на предмет сокрытия своего гражданства Израиля, но при этом не нашли среди пассажиров офицера ЦАХАЛ с двойным гражданством. Еще две женщины — американка Джанет и француженка Жоселин, а также француз Жан-Жак Мимуни также добровольно присоединились к группе евреев.
Наступило 30 июня. Из числа не-израильтян отобрали 48 человек, матерей с детьми и стариков. Их отправили в Париж. Наконец, 1 июля правительство Израиля согласилось на переговоры с террористами. Захватчики продлили срок ультиматума до 4 июля, освободив еще 100 заложников. С ними в аэропорту Энтеббе оставались 106 человек, из которых большая часть была евреями из Израиля.
Израиль, как выяснилось в 2015 году благодаря рассекреченным документам, собирался решать проблему силой. Переговоры — причем с участием Иди Амина, бывшего довольно двуличной третьей стороной, — были лишь прикрытием, чтобы выиграть время
Операцию «Шаровая молния» — вошедшую впоследствии в историю как операция «Энтеббе» — назначили на 3 июля. Во-первых, нужно было разобраться с угандийскими солдатами. По воспоминаниям бывшего министра обороны Израиля Шимона Переса, во время планирования операции у него спросил командующий Военно-воздушными силами (ВВС) Израиля — хочет ли он захватить только Энтеббе или всю Уганду. По словам командующего ВВС Израиля Биньямина Пеледа, для захвата Энтеббе ему потребовалось бы лишь 100 солдат, а для всей Уганды — 500 человек. Решили ограничиться только аэропортом.
Рейд на Энтеббе
Военное присутствие Израиля в Африке уже тогда было довольно заметным — инструкторы из ЦАХАЛ обучали армии африканских диктаторов, в числе которых по случаю оказался и Иди Амин. Один из офицеров израильского спецназа хорошо знал, что угандийские солдаты умеют и чего они не умеют.
К тому же — чудо! — аэропорт в Энтеббе строила компания из Израиля, предоставившая военным чертежи
Благодаря работе разведки израильтяне выяснили — аэродром окружает 21 тысяча солдат армии Уганды (порядка трех дивизий), а также более 250 единиц бронетехники. На взлетно-посадочных полосах в готовности стояли 50 истребителей МиГ-17 и МиГ-21.
Израильская спецслужба «Моссад» выяснила, опросив освобожденных заложников, где находятся оставшиеся в Энтеббе товарищи по несчастью. Для тренировки ЦАХАЛ построила в рекордные сроки частичную копию терминала — солдатам помогали строители, работавшие некогда в Уганде.
Вся операция была спланирована за 48 часов. Планирование другой подобной военной операции могло занять месяц, два, полгода или больше, у нас было только два дня, мы могли проработать только два процента плана, оставив 98 процентов на импровизацию
Никто из соседей Уганды не захотел помогать Израилю — все боялись Иди Амина. А без дозаправки самолеты С-130 Hercules со спецназом на борту не смогли бы слетать туда и обратно. Однако благодаря усилиям еврейской диаспоры в Кении и британской разведке МИ-6 удалось получить согласие от президента Джомо Кениату на пересечение кенийского воздушного пространства и дозаправку.
Иди Амин о грядущем рейде ЦАХАЛ узнал заранее, но, говорят, был сильно напуган возможными последствиями реального боевого столкновения его солдат с израильскими военными. Поэтому он приказал не открывать огонь. По другим данным, о рейде донесли его командующему, но тот отмахнулся, мол, чепуха это все. Как говорится, this is Africa
В ночи четыре транспортника ВВС Израиля тайно приземлились в аэропорту Энтеббе. Командиром группы спецназа был Йони Нетаньяху — 30-летний подполковник.
Армия меня страшно перегружает работой, не оставляя ни минуты для личных дел. Такая работа приносит серьезное удовлетворение, но приводит к очень большой усталости и к постепенному истощению тела и души
В его отряд входило 30 коммандос. Задача — взять штурмом терминал и освободить заложников. Внутрь входят 15 человек под командованием майора Муки Бецера, а еще 15 во главе с Йонатаном Нетаньяху караулят снаружи. Еще два отряда израильского спецназа обеспечивали безопасность операции — держали периметр аэропорта, защищая его от угандийских солдат.
Самолеты ВВС Израиля со спецназом на борту летели к месту операции на высоте 30 метров — чтобы не быть замеченными радарами африканских государств. Пролетев над Красным морем, четыре C-130 добрались до озера Виктория. Их сопровождали впоследствии два Boeing 707 — госпиталь и командный центр. Второй самолет во время операции кружился над Энтеббе, а первый ждал в кенийском аэропорту раненых.
Под покровом темноты израильские грузовые самолеты сели с открытыми люками на полосе аэродрома Энтеббе. Из них выскочили джипы Land Rover с открытым верхом. Впереди колонны ехал черный Mercedes — чтобы у террористов сложилось впечатление, что едет кортеж Иди Амина
Кортеж несся к терминалу на всех парах — как и положено настоящему диктатору. Вдруг его остановили двое часовых армии Уганды — они знали, что Иди Амин с недавних пор ездил на белом Mercedes! Коммандос перебили их из пистолетов с глушителями. Но тут еще один израильтянин добил их выстрелами из штурмовой винтовки.
Начался штурм. Спецназ ЦАХАЛ побежал к терминалу, закричав перед входом на иврите и английском: «Падайте на пол! Мы — израильские солдаты!»
Заложники попадали на пол, кроме одного — 19-летнего Жан-Жака Мимуни из Франции. Он заявил террористам, что является израильским евреем.
Майор Мука Бецер ворвался в здание и по ошибке застрелил юношу — тот не понял команд на других языках. Огнем коммандос были также смертельно ранены 52-летний Паско Коэн и 56-летняя репатриантка из СССР Ида Борохович. Наконец, был застрелен террорист Вилфред Бёзе — он почему-то один оставался в холле с заложниками, с «калашниковым» в руках. Стрелять он начал только по коммандос, говорили впоследствии видевшие все заложники.
Остальные террористы — трое — были в другой комнате. Бойцы ЦАХАЛ забросили туда гранаты и добили затем раненых боевиков из штурмовых винтовок
В этот момент приземлились другие самолеты группы — из них выехали бронемашины. Их задачей было уничтожение угандийских истребителей и укрепление защитного периметра вокруг аэропорта. Нужно было продержаться один час для дозаправки.
В холле аэропорта все кончилось меньше, чем за две минуты, — за 1:45. Коммандос и освобожденные заложники вернулись к самолетам.
В этот момент угандийцы обстреляли их с диспетчерской башни. Йонатан Нетаньяху получил смертельное ранение в горло. Он умер мгновенно и стал единственным из израильских военных, кто погиб в ходе рейда на Энтеббе. Впрочем, семья Нетаньяху утверждает, что Йони погиб от пули немецкого террориста
Еще пятеро коммандос получили ранения полегче. Ответный огонь спецназ ЦАХАЛ вел из пулеметов и гранатометов, и угандийские солдаты вскоре были убиты — всего от 33 до 45 человек.
Операция заняла 53 минуты. Спасено было 102 заложника из 106. Из них десять были ранены. Остальные улетели через Кению. Погибла и 74-летняя британка из Израиля Дора Блох — она во время штурма была в больнице, где и была убита офицерами угандийской спецслужбы по приказу Иди Амина.
Один из раненых солдат оказался парализован. Половина угандийцев погибла от «дружеского огня». Были уничтожены 8 истребителей ВВС Уганды.
Взбешенный Иди Амин приказал убивать кенийцев — за помощь Кении Израилю
Жертвами террора стали 245 человек.
***
Спустя три дня Йонатана Нетаньяху похоронили с воинскими почестями на военном кладбище на горе Герцля — в главном национальном мемориале Израиля.
«Я нахожусь в критической стадии моей жизни, в глубоком внутреннем кризисе, уже давно расшатывающем систему моих представлений (...). Вспоминаю безумный и жалкий вопль из пьесы, которую я недавно видел: "Остановите мир, я хочу сойти!" Но невозможно остановить сумасшедший шар, вместе с которым мы движемся. И поэтому, хочешь не хочешь, живой или мертвый (конечно, живой, и по возможности подольше) — ты здесь. Я (...) верю, что нам удастся прожить нашу молодость (...), все будет в порядке», — написал Йони подруге за три дня до рейда на Энтеббе.
В его честь уникальную спецоперацию по освобождению заложников назвали «Йонатан»
В интервью ТАСС в 2009 году Биньямин Нетаньяху, сам служивший в спецназе вместе со старшим братом, рассказал о своих ощущениях после смерти Йонатана: «Это изменило смысл моей жизни. Понятно, ведь мы были очень близки, я очень уважал его. Он не должен был умереть для того, чтобы стать легендой. Йонатан и так был ей».
Иногда я пытаюсь мысленно разговаривать с ним. Я до сих пор ощущаю свою зависимость от него, и это ощущение его образа меня особенно волнует и радует