Папарацци — профессия малопочтенная. Это слово сразу вызывает ассоциации с чем-то грязным, непристойным и даже криминальным. При этом долгие годы именно папарацци поставляли изданиям уникальные фотографии, облетавшие мир в считаные часы. «Лента.ру» решила выяснить, как зародилось это явление и есть ли у него будущее в современном мире.
Сассексы на волоске
В 2023 году случилось по меньшей мере два скандала с участием знаменитостей и папарацци. В мае принц Гарри и Меган Маркл заявили, что в Нью-Йорке их автомобиль два часа преследовали фотографы на шести машинах с затемненными стеклами. Водители якобы вели себя агрессивно и нарушали все правила дорожного движения.
Почти сразу появились подозрения, что младший сын Карла III с женой несколько сгустили краски. В полиции сказали, что не фиксировали никаких транспортных происшествий, а мэр Нью-Йорка Эрик Адамс усомнился, что в центре Манхэттена вообще возможна двухчасовая погоня с участием такого количества автомобилей.
В куда более серьезную историю попал датский принц Фредерик. И здесь тоже постарались папарацци, на этот раз испанские — они пристально следили за приезжим наследником престола и выяснили, что прибыл он в страну с вполне определенными и не самыми благородными намерениями
Фредерик не подозревал, что его снимают, и спокойно гулял с испанской знаменитостью Хеновевой Казановой. Сначала они сходили на выставку, потом до часа ночи сидели в ресторане. Ночь принц провел в квартире Казановы, а утром улетел на родину.
Фотографии, которые якобы подтверждают измену, опубликовало испанское издание Lecturas. Фредерик и его супруга сделали вид, что ничего такого не было, а вот Казанове пришлось даже номер телефона сменить, из-за обрушившихся на нее звонков СМИ.
В последние годы все чаще говорят, что профессия папарацци уходит в прошлое из-за распространения социальных сетей. Эти истории позволяют усомниться в таких заявлениях. Впрочем, папарацци действительно уже не являются той грозой знаменитостей, какой были во второй половине XX века.
Опасная работа
19 октября 1960 года шведская актриса Анита Экберг каталась по ночным клубам Рима в компании с продюсером Гвидо Джамбартоломеи. За парой неотступно следовали четыре фотографа-фрилансера на мотоциклах. За год до этого она развелась с мужем, а потом снялась в культовой картине Федерико Феллини «Сладкая жизнь», поэтому репортаж о ее ночных развлечениях был лакомым кусочком для папарацци.
Путешествие закончилось рядом с виллой Экберг. Когда она зашла в дом, фотографы решили, что можно ехать проявлять пленки.
Мы сняли, как они заходят в дом, и уже садились на мотоциклы, когда Анита выбежала из дома с луком и стрелами в руках
В тот момент Экберг как раз снималась в фильме «Монгол» Джамбартоломеи. На экране ей предстояло стрелять из лука, и, как выяснилось, она отнеслась к подготовке очень ответственно. Первая стрела угодила одному из папарацци в руку, другой получил две стрелы в спину.
Именно тогда родился один из самых знаменитых снимков Марчелло Джеппетти: он запечатлел, как Экберг целится в него из лука. Считается, что на этой фотографии впервые запечатлено открытое противостояние известной персоны с папарацци.
У стрел не было наконечников, поэтому они не пробили одежду. Фотографы разоружили подвыпившую звезду, после чего разговор перешел в более мирное русло. Джеппетти даже отдал ей пленку, на которой, впрочем, ничего не было. Через несколько дней снимки ночных приключений Экберг появились в американском журнале Life.
Папарацци
Любая справка об этой не слишком уважаемой профессии сообщит, что ее название произошло от фамилии Антонио Папараццо — персонажа из фильма Федерико Феллини «Сладкая жизнь», вышедшего на экраны в 1960 году. В своих мемуарах великий режиссер называл его «человеком, который видит мир исключительно через объектив фотокамеры». Впрочем, и само название фильма отсылает к примечательному явлению итальянской реальности тех лет.
Оправившись от последствий Второй мировой, Италия в конце 1950-х была готова к экономическому буму. В немалой степени он стал возможен благодаря американским инвестициям, которые, помимо прочего, потекли и в киноиндустрию. Снимать фильмы на Апеннинах выходило намного дешевле, чем в США, и римская студия «Чинечитта» превратилась в своеобразный Голливуд на Тибре.
Именно здесь, например, снимались культовые «Римские каникулы» с Грегори Пеком и Одри Хепберн, легендарный пеплум «Бен Гур», получивший рекордные 11 статуэток «Оскар», и десятки других картин
Рим стал Меккой творческой интеллигенции обоих континентов, а Виа Витторио-Венето, улица с многочисленными барами и ночными клубами, — центром той самой сладкой жизни, блеск и абсурд которой воспел Феллини. Ее неотъемлемой частью были грандиозные вечеринки с участием кинозвезд, где и родилось явление папарацци — фоторепортера, готового часами ждать у ресторана, бежать за автомобилем и тайно следить за звездой ради единственного снимка, который на следующий день украсит первую полосу.
Самый недооцененный
Тот самый Марчелло Джеппетти родился в 1933 году в городке Риети, а в начале 1950-х уже занимался сомнительным и очень распространенным тогда в Риме ремеслом, представителей которого называли скаттини. Это можно перевести как «щелкачи» или «щелкающие». Такой фотограф делал моментальный снимок ничего не подозревавшего туриста у какой-нибудь достопримечательности Вечного города, а потом со свойственной итальянцам экспрессией набрасывался на него, пытаясь продать фото.
Благодаря буму киноиндустрии в Италии вчерашние скаттини быстро переключились на работу со звездами. Папарацци удовлетворяли важный запрос послевоенного общества. Во-первых, жители Европы, которые только-только пришли в себя после войны, нуждались в отблесках той самой сладкой жизни. Людям хотелось быть ближе к звездам, и наглые фотографы давали им такую возможность.
Во-вторых, главные редакторы таблоидов стремились показать закулисную жизнь звезд и готовы были платить за это большие деньги. Читателям нравилось, когда прославленные актеры сбрасывали с себя ореол небожителей, выпивали и буянили, как и все остальные
В итальянском профессиональном фотосообществе папарацци сразу же выделились в особый подкласс. «Настоящие» фотографы, работавшие для крупных изданий, были отдельной уважаемой кастой. Они зарабатывали на дорогих постановочных фотосессиях, имели доступ к лучшему оборудованию и часто происходили из богатых семей, способных оплатить творческое увлечение отпрысков.
Уличные папарацци обладали более скромными техническими возможностями, но делали главное — оперативно поставляли таблоидам горячие снимки прямо с мест событий. Кроме того, настоящий папарацци должен был уметь делать то, на что «большой» фотограф никогда бы не пошел.
Бывали вещи в духе Джеймса Бонда. Эти парни могут забраться на дерево и сидеть там восемь часов в камуфляже, как секретный агент или спецназовец. Они форсировали болота и прорубались сквозь кусты, чтобы добраться до цели
Марчелло Джеппетти был одним из королей папарацци и одним из прототипов героя «Сладкой жизни» Феллини. Сегодня его часто называют самым недооцененным фотографом XX века. Во многом потому, что больше всего известны его снимки времен итальянского гламурного бума, который иногда называют «эпохой вспышек».
Гламур закончился
Сладкая жизнь в Италии закончилась к концу 1960-х. Ее сменила эпоха, которую позже назовут «свинцовыми семидесятыми». Эти времена запомнились разгулом преступности и противостоянием экстремистских группировок, каждая из которых пыталась притащить Италию к счастью, не считаясь с потерями среди местного населения.
И тут выяснилось, что вчерашние папарацци могут не только гоняться за звездами по ночной Виа Витторио-Венето. Именно выходцы из этого сообщества стали летописцами тех жестоких времен.
Марчелло Джеппетти всегда находился в центре событий. Именно он снял печально знаменитую битву в Валле-Джулии — столкновения студентов с полицией из-за намечавшейся университетской реформы в 1968-м. Его фотографии последних минут жизни студентки-активистки Джорджианы Маси во время протестов в Риме в 1977 году облетели все мировые СМИ. С годами он стал крупным деятелем итальянской журналистики и основателем ассоциации фотожурналистов Италии
После окончания эпохи гламура стало ясно, что многие итальянские папарацци на самом деле были не просто «шакалами», хватавшими объедки со стола звезд, а мастерами своего дела и настоящими журналистами, готовыми рискнуть жизнью в самом прямом смысле, чтобы показать обществу реальность без прикрас.
Конец папарацци?
Во многом благодаря «Сладкой жизни» Феллини легенда о папарацци, преследующих звезд под фонарями ночного Рима, быстро распространилась по всему миру. Эта картина привлекла в профессию множество новичков. В США и Великобритании быстро появились свои фотографы, готовые пойти на все ради яркого снимка актера или другого известного человека.
В США, например, последним золотым веком папарацци многие специалисты считают конец 1990-х, когда в прессе часто появлялись скандальные снимки юных звезд тех лет, например, Бритни Спирс или Пэрис Хилтон. Многие фотографы вспоминают, что в те времена за одно фото старлетки можно было выручить несколько десятков тысяч долларов.
Расцвет популярности папарацци в США и Британии многие специалисты связывают с именем медиамагната Руперта Мердока, издания которого делали упор на грязные подробности жизни звезд. Благодаря этому их тиражи росли в геометрической прогрессии, а фотографы-фрилансеры буквально купались в деньгах.
Когда в конце 1960-х Руперт Мердок вышел на рынок Великобритании, купив издания Sun и News of the World, их содержание сместилось в сторону демонстрации романов и сексуальной жизни звезд. Долгое время в них писали о звездах эстрады и спорта. Однако к концу 1970-х многие таблоиды, включая конкурирующие между собой Daily Mirror и прокоролевскую Daily Mail, начали публиковать все больше историй о младших членах королевской семьи
Однако с распространением интернета и развитием социальных сетей доходы папарацци и ценность их снимков начали сокращаться. Зачем сидеть сутки в засаде ради фотографии звезды в купальнике, если она сама выложит этот снимок на своей странице?
Впрочем, хотя для папарацци действительно наступили темные времена, их услуги все еще востребованы. Правда, чаще всего в них, как ни странно, нуждаются сами звезды.
Распространенный прием — звезда, которая обычно ведет достаточно закрытый образ жизни, вдруг чуть ли не каждый день оказывается в объективе в обнимку с новой пассией. А потом выясняется, что они еще и в фильме будут вместе сниматься
Таблоиды все еще готовы платить папарацци, но для этого снимок должен быть действительно уникальным, что во времена, когда телефон с камерой лежит в кармане у каждого, а звезды сами постят себя во всех видах в интернете, почти невозможно. «Я знаю многих людей, которые бросают это занятие или испытывают настоящую нужду», — говорит 53-летний Джайлс Харрисон, фотограф, заставший бум папарацци двадцатилетней давности.
За свою историю папарацци заслужили очень неоднозначную репутацию. Сегодня многие звезды открыто враждуют с этими фотографами, и им вторят поклонники, требующие оставить своих любимцев в покое. Но слава папарацци была бы невозможна без тех самых фанатов, которые рассуждают о морали и сохранности частной жизни, но при этом первыми бегут разглядывать горячие снимки звезд.
Положит ли интернет конец легенде, которая родилась на Виа Витторио-Венето и была прославлена Федерико Феллини, — покажет время. Но пока папарацци все еще могут удивить читателей таблоидов и устроить скандал, о котором напишут СМИ по всему миру.