Ежегодно 27 марта по всему миру отмечается День театра. В свой профессиональный праздник поздравления принимают деятели искусства и сотрудники театров. «Лента.ру» выяснила, когда в мире появились театры, кто учредил особый праздник для сотрудников театров, как День театра отмечают в России и мире, а также какие традиции принято соблюдать в этот день.
Считается, что первый театр появился в Древней Грециии, а одно из первых упоминаний театральной постановки относится к 534 году до нашей эры — когда на сцене поставили первую пьесу афинского поэта Феспида.
Происхождение слова «театр» тоже относится к античности: древнегреческое θέατρον (театрон) означает «место для зрелищ, театр». Это слово произошло от глагола θεάομαι (теаомай) — «смотреть, видеть, созерцать».
Спектакли ставили в открытых помещениях с уровневыми сиденьями — амфитеатрах. Принимать участие в постановке могли только мужчины, к тому же есть мнение, что в античные времена женщин вообще не пускали в театры.
Интересно, что манера игры древнегреческих актеров сильно отличалась от современной. Одна из главных черт античного театра — огромные маски, в которых выступали актеры. Их надевали по ряду причин: во-первых, чтобы зрители с самых дальних мест могли видеть происходящее, во-вторых, для простоты восприятия персонажа — каждому герою предназначалась своя, злая или добрая, грустная или веселая маска.
Одну из важнейших ролей в театре играл хор — для него было отдельное место в амфитеатре. Называлось оно «орхестра» — именно от этого слова произошло современное «оркестр». В постановке хор создавал настроение и объяснял зрителю эмоции, которые испытывает тот или иной персонаж.
Каждую пьесу в древнегреческом театре показывали только раз. Повторы были большой редкостью, да и вообще спектакли ставили лишь три раза в год — на праздники в честь бога Диониса.
Со временем черты древнегреческого театра позаимствовали римляне, в III-II веках до нашей эры у них сложилась своя театральная традиция, в которой отчетливо выражались черты рабовладельческого общества в противовес более древнему искусству демократических Афин: актеры перестали пользоваться уважением, труппы набирали из рабов, а героический жанр трагедии уступил место сатире и более приземленной комедии.
С падением Римской империи и началом Средневековья идеологический тон европейскому обществу задавали христианские проповедники. Во главе искусства того времени стоял Бог, а не человек: все телесное и праздное церковь резко осуждала, но совсем запретить веселиться все же не могла.
Народное искусство Средневековья представляли бродячие артисты — гистионы и менестрели, которые развлекали людей на площадях бесхитростными представлениями. Чуть выше в так называемой театральной иерархии стояли ваганты — бывшие семинаристы, высмеивающие в музыкальных куплетах церковные традиции и обряды. Иногда они даже устраивали пародийные сатирические представления, которые назывались «соти».
Ближе к IX веку нашей эры начала оформляться традиция религиозного театра. В противовес низменному уличному искусству церковь старалась сделать богослужения более зрелищными — так появился жанр литургической драмы, когда прямо в процессе службы в храме разыгрывали сюжеты из Священного писания.
Первой такой драмой стала сцена трех Марий, пришедших ко гробу Христа. Роли Марий исполняли священники, так как женщины не могли принимать участие в богослужении наравне со священнослужителями.
Светский театр получил развитие только в эпоху Ренессанса. Тогда у театров появились собственные здания, что расширило режиссерские возможности — теперь при создании постановок можно было экспериментировать со звуком, светом и декорациями. Во многом благодаря этому в Италии сложилась новая форма театрального искусства — опера.
В это время новые театры открывались по всей Европе. В Англии появились публичные общедоступные драматические театры «Глобус», «Роза», «Куртина», «Фортуна» и другие: в них играли постановки Шекспира и других известных драматургов. В Испании продолжали пользоваться успехом представления религиозного театра, однако в публичных театрах широко шли «народные» спектакли.
Благодаря развитию науки и техники изменился общественный климат, и во главу философии театральных постановок снова встал человек, а не Бог.
На Руси театр изначально был связан с язычеством — например, с обрядами на обильный урожай или свадебными церемониями. Позже народ стали развлекать скоморохи.
С принятием христианства церковь выступила резко против представлений скоморохов и других народных увеселений. Однако этот вид искусства просуществовал еще очень долго — расцвет скоморошества пришелся на времена Ивана Грозного.
Тем не менее в середине XVII века с подачи патриарха Никона царь Алексей Михайлович Романов подписал указ о полном запрете деятельности скоморохов. Тех, кто привечал гусляров, домристов и других артистов, били палками.
В то же время при Алексее Михайловиче началось развитие театра в современном понимании этого слова. В 1672 году боярин Артамон Матвеев показал царю первый спектакль «Артаксерксово действо» по библейской Книге Есфирь.
В период правления Елизаветы Петровны российский театр стал неотъемлемой частью светского общества. В 1750 году в Ярославле открылся первый в стране общедоступный театр под руководством актера и режиссера Федора Волкова. В 1756 году первый постоянно действующий театр, который могли посетить все желающие, открылся уже в столице Российской империи, Санкт-Петербурге. Представления пользовались большой популярностью, и билеты на спектакли практически сразу раскупали.
Однако можно сказать, что своего расцвета театральная деятельность в России достигла ближе к XX веку. В 1898 году Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко основали Художественно-Общедоступный театр, с 1901 года известный как МХТ — Московский художественный театр.
На сцене МХТ ставили пьесы Антона Чехова «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», и Максима Горького «Мещане», «На дне».
Кстати, племянник Антона Чехова и ученик Станиславского Михаил Чехов в начале XX века создал свою систему актерского мастерства, во многом оспорив методы своего учителя. Считается, что по системе Чехова актерскому мастерству обучалась известная актриса Мэрилин Монро.
Всемирный день театра был установлен в 1961 году по инициативе участников IX конгресса Международного института театра (МИТ) при ЮНЕСКО. Сегодня это крупнейшая в мире неправительственная организация, деятельность которой направлена на поддержку исполнительского искусства.
С тех пор этот праздник ежегодно отмечают все причастные к театру: актеры, режиссеры, продюсеры, осветители, звукоинженеры, монтировщики декораций, костюмеры, а также билетеры и гардеробщики.
Кстати, помимо Международного дня театра, праздновать который могут все причастные к этому виду искусства, некоторые связанные с театром работники имеют свои профессиональные праздники.
Ежегодно мировые деятели культуры поздравляют всех работников театров с профессиональным праздником. Такая традиция сложилась практически сразу после учреждения праздника: первое международное послание было написано французским писателем и художником Жаном Кокто в 1962 году.
Многие театры готовят к празднику премьеры, чтобы таким образом отметить День театра вместе со зрителями. Также на 27 марта назначают церемонии вручения крупных театральных премий.
В России 27 марта ежегодно проходит акция «День театра»: в рамках мероприятия театры и концертные площадки по всей стране готовят для зрителей представления, экскурсии по закулисью, капустники и творческие вечера. Многие мероприятия в этот день можно посетить бесплатно или с большой скидкой. На официальном сайте акции к Дню театра размещают прямые трансляции спектаклей, концертов и лекций.
Поздравления в День театра принимают не только актеры, режиссеры и другой персонал, но и студенты театральных институтов. Так что если в семье кто-то учится актерскому мастерству или уже посвятил свою жизнь театральному искусству, стоит поздравить близкого человека с этим праздником.
Если самостоятельно придумать поздравление для члена семьи или коллеги не получается, можно воспользоваться примерами ниже.
Если возникают трудности с выбором подарка для близкого человека — неважно, является ли он деятелем искусства или техническим работником театра, можно взять на вооружение идеи из списка ниже.