Порог беспошлинных онлайн-покупок с 1 апреля может снизиться в пять раз — с 1000 до 200 евро. Как полагают эксперты, это может поднять цены в России на импортные товары на 15–20 процентов, а объемы трансграничной торговли снизятся на 18-20 процентов. Кто пострадает от этого решения, — в материале «Ленты.ру».
Просим Вас, уважаемый Михаил Владимирович, поддержать сохранение нормы беспошлинного ввоза товаров для личных нужд после 1 апреля 2024 года и обратиться в ЕЭК с соответствующей инициативой
По словам члена совета директоров «Почты России» и главы комитета Госдумы по информационной политике Александра Хинштейна, снижение порога беспошлинного ввоза не только приведет к удорожанию импортных товаров народного потребления и росту социального недовольства со стороны граждан, но и к серьезным финансовым убыткам для АО «Почты России», а именно к падению выручки компании ориентировочно на 20 процентов. Он добавил, что «Почта России и так находится в сложном финансовом положении.
по итогам работы за 2023 год
«Беспошлинный порог ввоза импортных товаров в 1000 евро было бы правильно сохранить. Снижение этой нормы до 200 евро ударит в первую очередь по гражданам», — написал депутат в своем Телеграмм-канале. Также он отметил, что при снижении беспошлинного порога треть товаров, которые россияне заказывают из-за рубежа, подорожают на 10-15 процентов, сократится ассортимент и усложнится процесс покупки.
Дефициту нет
Порог беспошлинного ввоза товаров до 2019 года составлял 1000 евро, затем эту норму несколько раз снижали, и с января 2020 года она составляла уже 200 евро. Но в апреле 2022 года Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) временно вернула порог к уровню 1000 евро, этот период несколько раз продлевался, последний раз — до апреля 2024 года. С 1 апреля 2024 года потолок должен снизиться до исходных 200 евро, примерно до 20 тысяч рублей по курсу Центробанка.
Основная цель повышения порога была в насыщении отечественного рынка товарами для личного пользования, удовлетворении спроса на импорт, указано в ответе Минфина в Ozon. Кроме того, мера позволила решить ряд экономических проблем, связанных с нарушением логистических цепочек, избежать дефицита товаров и не допустить социальной напряженности в государствах ЕАЭС.
«Заказ таких товаров на маркетплейсе для личного пользования остается практически единственной возможностью приобретения для граждан России. Отказ от беспошлинного лимита приведет к резкому сокращению объемов трансграничной электронной торговли, особенно сильно это отразится на покупателях с низким уровнем дохода. Сокращение объемов электронной торговли также отрицательно отразится на российском бизнесе: торговых площадках, транспортных и прочих компаниях, задействованных в этом процессе», — говорится в обращении генерального директора компании «ГБС-Брокер» Ильи Рисина к первому заместителю председателя правительства России Андрею Белоусову.
В своем письме он просит сохранить действие порога беспошлинного ввоза товаров для личных нужд в размере 1000 евро. «В условиях беспрецедентных международных ограничений такие действия будут способствовать поддержке товарооборота и позволят не допустить как дефицита потребительской продукции, так и цен на нее. Эта компания с 2017 года выступает в качестве таможенного представителя, в том числе производит таможенное оформление экспресс-грузов для личного пользования», — говорится в обращении Ильи Рисина.
Как отмечают участники рынка, введение в 2022 году повышенных лимитов порогов беспошлинного ввоза на товары для личного пользования как инструмента борьбы с санкционным давлением способствовало предотвращению дефицита товаров на отечественном рынке, сдерживанию роста цен на товары народного потребления. Например, в самой популярной категории — «электроника» — отмечается снижении средней стоимости товаров на 19 процентов. Высокие пороги беспошлинного ввоза позволяют гражданам России приобретать товары, которые не представлены в России — электроника, автозапчасти, инструменты (более 60 процентов продаж по каналам трансграничной электронной торговли).
Минус 20 процентов
В маркетплейсах также отмечают, что после снижения порога из продажи могут пропасть товары, доступные к заказу только через каналы электронной торговли. Это некоторые отдельные зарубежные бренды, которые продаются только через маркетплейсы, например, бытовая и другая техника.
«Если не будет принято решение о его продлении, для 34 миллионов российских граждан цены на 35 процентов таких товаров (товары стоимостью более 200 евро) вырастут на 10-15 процентов, сократится ассортимент и усложнится процесс покупки», — отмечается в письме компания «Интернет Решения» (OZON) на имя Андрея Белоусова. Меркетплейс также просит поддержать сохранение нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования.
В другом письме Андрею Белоусову ОЗОН озвучивает еще одну проблему, а именно обсуждение новых контуров регулирования трансграничной торговли товарами для личного пользования на площадке Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Формальным основанием для этого являются поправки в Таможенный кодекс ЕАЭС, вводящие новую категорию товаров – «товары электронной торговли, приобретенные физическими лицами».
Указанные поправки вводят право (но не обязанность) ЕЭК отказаться от установления нормы беспошлинного ввоза для таких товаров. В этой связи есть предложения отказаться от порога беспошлинного ввоза, одновременно сохранив (на уровне 15 процентов) или снизив (до 5-10 процентов) ставку таможенной пошлины. Также рассматривается возможность введения НДС на такие товары.
«В случае отказа от нормы беспошлинного ввоза и установления ставки пошлины на уровне 5 процентов (а именно такой проект Решения Совета ЕЭК в настоящее время представлен странам ЕАЭС) для российских граждан цены на такие товары вырастут на 5 процентов и кардинально усложнится процесс покупки. Только в связи с ростом цен на товары (…) падение объемов продаж по данному направлению составит 35,5 процента, что нанесет существенный финансовый урон российским компаниям-маркетплейсам», — пишут маркетплейсы. При этом отмечается, что потери понесут именно российские компании, так как в других странах ЕАЭС отсутствуют сопоставимые по масштабам деятельности компании. В случае же отказа от нормы беспошлинного ввоза с сохранением текущей ставки таможенной пошлины падение рынка ожидается примерно на 68 процентов.
На рассмотрении
Сейчас идет горячее обсуждение величины беспошлинного порога между федеральными органами исполнительной власти, которые разделились на два лагеря. За сохранение порога в 1000 евро (ФАС, Минпромторг и Минцифры), за снижение до 200 (Минфин, Минэкономразвития). Онлайн бизнес отстаивает продление антисанкционной меры в 1000 евро, традиционный ритейл требует снижения порога до 200 евро.
И уже более трех месяцев они расходуют свой ресурс и время на обсуждение вопроса, который обходится бюджету Российской Федерации всего в 0,002 процента. Хотя исследования, проведенные ведущими институтами, такими как НИУ «Высшая школа экономики», ИЭП имени Егора Гайдара, НИФИ Минфина России говорят о негативном экономическом эффекте от снижения порогов беспошлинного ввоза на экономику страны и домашних хозяйств.
Так, ВЦИОМ 28 февраля также представил экспертный доклад об оценке последствий снижения с 1000 до 200 евро лимита беспошлинного ввоза товаров в России для физлиц. Согласно данным, 80 процентов россиян активно пользуются маркетплейсами, 44 — заказывают товары из-за рубежа, 14 процентов пользователей делают заказы из-за границы на сумму свыше 20 тысяч рублей.
При этом 62 процента россиян считают, что им доступны не все товары. Наибольшую нехватку люди ощущают в категориях аксессуары и комплектующие для гаджетов и авто (32 процента), бытовая техника и электроника (27 процентов), а также обувь, одежда, аксессуары (20 процентов). Сохранение беспошлинного порога поддержали 68 процентов опрошенных, а среди пользователей маркетплейсов — 77 процентов. Мотивацией заказывать товары на российских маркетплейсах с доставкой из-за рубежа граждане называют «более выгодную цену» (70 процентов опрошенных), «более широкий ассортимент» (45 процентов), «наличие товаров, которых нет в офлайн магазинах» (41 процент).
За и против
Наиболее популярный аргумент за отмену продления антикризисной меры – влияние сегмента трансграничной онлайн-торговли как на национальное производство, так и на розничный сегмент традиционной офлайн торговли. В письме исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Юрия Борисова на имя вице-премьера правительства Алексея Оверчука говорится, что «продление действия повышенного порога (…) негативно сказывается на конкурентной ситуации на потребительском рынке России и несет риски расширения нелегального оборота товаров».
По его словам, трансграничная торговля в 2023 году составила 197,3 миллиарда рублей. Упущенная выгода внутреннего рынка Российской Федерации в 2023 году таких категорий товаров как одежда и обувь, спорттовары, товары для детей, цифровая и бытовая техника составила порядка 89,5 миллиарда рублей. И АКОРТ призывает правительство «восстановить баланс конкуренции». Но эти цифра означают и то, что покупатели сэкономили как раз те самые 89,5 миллиарда рублей, заказывая товары за рубежом.
Значимость трансграничного канала переоценить сложно. Если раньше в России работали только AliExpress и eBay, то сейчас трансграничными продажами занялся даже X5 Retail Group (владеет торговыми сетями «Перекресток», «Пятерочка», «Чижик»), объявив о доставке товаров из Китая. Статистика подтверждает, что потребитель голосует рублем. А эксперты отмечают, что трансграничная онлайн-торговля не оказывает никакого негативного влияния на национальное производство и на розничный сегмент традиционной офлайн торговли.
А вот последствия снижения беспошлинного порога грозят ростом цен на товары, включая цены на внутреннем рынке (не менее, чем на 10 процентов), сокращением общего потребления (на 3 процента), снижением доступности товаров, как следствие ростом социальной напряженности. Более того, как отмечают аналитики, это приведет к сокращению налоговых и таможенных поступлений более чем на 50 миллиардов рублей в год и инвестиций в инфраструктуру: за 2018-2022 годы накопленные капитальные затраты в инфраструктуру интернет торговли только двух крупнейших игроков в сегменте трансграничной онлайнторговли составили 112 миллиардов рублей.
За этим последует сокращение рабочих мест в почтовых службах и смежных отраслях, рост «серого» импорта, торможение международного сотрудничества, в первую очередь с Китаем с точки зрения плана развития ключевых направлений российско-китайского экономического сотрудничества. Как результат всего вышеперечисленного, поступления в бюджет в условиях не продления антикризисной меры будут значительно ниже, чем при действующей мере, а их формат с точки зрения источника средств ждет рискованная трансформация — от развивающегося бизнеса до фискальной нагрузки населения, что в свою очередь также приведет к снижению располагаемых доходов населения.
Подробная аналитика о социально-экономической важности сохранения рынка трансграничной торговли товарами для личных нужд и целесообразности сохранения нормы беспошлинного ввоза имеется в ЕЭК. Кстати, и там отмечают, что «отсутствие прямой корреляции между повышением порогов беспошлинного ввода и изменениями на внутреннем рынке товаров Союза (производство, спрос, оборот) в связи с различающейся номенклатурой производимых внутри и импортируемых из-за рубежа товаров, с колебаниями курса национальных валют, ограничениями по использованию национальных платежных средств за рубежом, сложностью и дороговизной логистики при использовании посреднических схем на территории ЕАЭС».
«Лента.ру» обращалась с запросом в правительство с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию. Но в департаменте пресс-службы и референтуры правительства России не смогли подготовить ответ.
В последний день февраля вице-премьер Алексей Оверчук говорил, что дискуссия о продлении или снижении порога беспошлинной торговли через маркетплейсы в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) продолжается, Россия пока не выработала свою позицию по этому вопросу. Окончательное решение будет приниматься правительством. Вопрос только в том, готовы ли чиновники принять решение, руководствуясь исключительно экономическими аргументами.