Переступи порог. Потолок беспошлинного ввоза товаров снизится в пять раз. Как это ударит по покупателям?

Фото: Prostock-studio / Shutterstock / Fotodom

Порог беспошлинных онлайн-покупок с 1 апреля может снизиться в пять раз — с 1000 до 200 евро. Как полагают эксперты, это может поднять цены в России на импортные товары на 15–20 процентов, а объемы трансграничной торговли снизятся на 18-20 процентов. Кто пострадает от этого решения, — в материале «Ленты.ру».

Просим Вас, уважаемый Михаил Владимирович, поддержать сохранение нормы беспошлинного ввоза товаров для личных нужд после 1 апреля 2024 года и обратиться в ЕЭК с соответствующей инициативой

Александр Хинштейниз письма главе правительства Михаилу Мишустину

По словам члена совета директоров «Почты России» и главы комитета Госдумы по информационной политике Александра Хинштейна, снижение порога беспошлинного ввоза не только приведет к удорожанию импортных товаров народного потребления и росту социального недовольства со стороны граждан, но и к серьезным финансовым убыткам для АО «Почты России», а именно к падению выручки компании ориентировочно на 20 процентов. Он добавил, что «Почта России и так находится в сложном финансовом положении.

убытки «Почты России» составили
7,8 млрд рублей

по итогам работы за 2023 год

«Беспошлинный порог ввоза импортных товаров в 1000 евро было бы правильно сохранить. Снижение этой нормы до 200 евро ударит в первую очередь по гражданам», — написал депутат в своем Телеграмм-канале. Также он отметил, что при снижении беспошлинного порога треть товаров, которые россияне заказывают из-за рубежа, подорожают на 10-15 процентов, сократится ассортимент и усложнится процесс покупки.

Фото: Иван Шаповалов / Коммерсантъ

Дефициту нет

Порог беспошлинного ввоза товаров до 2019 года составлял 1000 евро, затем эту норму несколько раз снижали, и с января 2020 года она составляла уже 200 евро. Но в апреле 2022 года Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) временно вернула порог к уровню 1000 евро, этот период несколько раз продлевался, последний раз — до апреля 2024 года. С 1 апреля 2024 года потолок должен снизиться до исходных 200 евро, примерно до 20 тысяч рублей по курсу Центробанка.

Основная цель повышения порога была в насыщении отечественного рынка товарами для личного пользования, удовлетворении спроса на импорт, указано в ответе Минфина в Ozon. Кроме того, мера позволила решить ряд экономических проблем, связанных с нарушением логистических цепочек, избежать дефицита товаров и не допустить социальной напряженности в государствах ЕАЭС.

«Заказ таких товаров на маркетплейсе для личного пользования остается практически единственной возможностью приобретения для граждан России. Отказ от беспошлинного лимита приведет к резкому сокращению объемов трансграничной электронной торговли, особенно сильно это отразится на покупателях с низким уровнем дохода. Сокращение объемов электронной торговли также отрицательно отразится на российском бизнесе: торговых площадках, транспортных и прочих компаниях, задействованных в этом процессе», — говорится в обращении генерального директора компании «ГБС-Брокер» Ильи Рисина к первому заместителю председателя правительства России Андрею Белоусову.

В своем письме он просит сохранить действие порога беспошлинного ввоза товаров для личных нужд в размере 1000 евро. «В условиях беспрецедентных международных ограничений такие действия будут способствовать поддержке товарооборота и позволят не допустить как дефицита потребительской продукции, так и цен на нее. Эта компания с 2017 года выступает в качестве таможенного представителя, в том числе производит таможенное оформление экспресс-грузов для личного пользования», — говорится в обращении Ильи Рисина.

Как отмечают участники рынка, введение в 2022 году повышенных лимитов порогов беспошлинного ввоза на товары для личного пользования как инструмента борьбы с санкционным давлением способствовало предотвращению дефицита товаров на отечественном рынке, сдерживанию роста цен на товары народного потребления. Например, в самой популярной категории — «электроника» — отмечается снижении средней стоимости товаров на 19 процентов. Высокие пороги беспошлинного ввоза позволяют гражданам России приобретать товары, которые не представлены в России — электроника, автозапчасти, инструменты (более 60 процентов продаж по каналам трансграничной электронной торговли).

Фото: Евгений Павленко / Коммерсантъ

Минус 20 процентов

В маркетплейсах также отмечают, что после снижения порога из продажи могут пропасть товары, доступные к заказу только через каналы электронной торговли. Это некоторые отдельные зарубежные бренды, которые продаются только через маркетплейсы, например, бытовая и другая техника.

«Если не будет принято решение о его продлении, для 34 миллионов российских граждан цены на 35 процентов таких товаров (товары стоимостью более 200 евро) вырастут на 10-15 процентов, сократится ассортимент и усложнится процесс покупки», — отмечается в письме компания «Интернет Решения» (OZON) на имя Андрея Белоусова. Меркетплейс также просит поддержать сохранение нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования.

В другом письме Андрею Белоусову ОЗОН озвучивает еще одну проблему, а именно обсуждение новых контуров регулирования трансграничной торговли товарами для личного пользования на площадке Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Формальным основанием для этого являются поправки в Таможенный кодекс ЕАЭС, вводящие новую категорию товаров – «товары электронной торговли, приобретенные физическими лицами».

Указанные поправки вводят право (но не обязанность) ЕЭК отказаться от установления нормы беспошлинного ввоза для таких товаров. В этой связи есть предложения отказаться от порога беспошлинного ввоза, одновременно сохранив (на уровне 15 процентов) или снизив (до 5-10 процентов) ставку таможенной пошлины. Также рассматривается возможность введения НДС на такие товары.

«В случае отказа от нормы беспошлинного ввоза и установления ставки пошлины на уровне 5 процентов (а именно такой проект Решения Совета ЕЭК в настоящее время представлен странам ЕАЭС) для российских граждан цены на такие товары вырастут на 5 процентов и кардинально усложнится процесс покупки. Только в связи с ростом цен на товары (…) падение объемов продаж по данному направлению составит 35,5 процента, что нанесет существенный финансовый урон российским компаниям-маркетплейсам», — пишут маркетплейсы. При этом отмечается, что потери понесут именно российские компании, так как в других странах ЕАЭС отсутствуют сопоставимые по масштабам деятельности компании. В случае же отказа от нормы беспошлинного ввоза с сохранением текущей ставки таможенной пошлины падение рынка ожидается примерно на 68 процентов.

Фото: Jason Lee / Reuters

На рассмотрении

Сейчас идет горячее обсуждение величины беспошлинного порога между федеральными органами исполнительной власти, которые разделились на два лагеря. За сохранение порога в 1000 евро (ФАС, Минпромторг и Минцифры), за снижение до 200 (Минфин, Минэкономразвития). Онлайн бизнес отстаивает продление антисанкционной меры в 1000 евро, традиционный ритейл требует снижения порога до 200 евро.

И уже более трех месяцев они расходуют свой ресурс и время на обсуждение вопроса, который обходится бюджету Российской Федерации всего в 0,002 процента. Хотя исследования, проведенные ведущими институтами, такими как НИУ «Высшая школа экономики», ИЭП имени Егора Гайдара, НИФИ Минфина России говорят о негативном экономическом эффекте от снижения порогов беспошлинного ввоза на экономику страны и домашних хозяйств.

Так, ВЦИОМ 28 февраля также представил экспертный доклад об оценке последствий снижения с 1000 до 200 евро лимита беспошлинного ввоза товаров в России для физлиц. Согласно данным, 80 процентов россиян активно пользуются маркетплейсами, 44 — заказывают товары из-за рубежа, 14 процентов пользователей делают заказы из-за границы на сумму свыше 20 тысяч рублей.

При этом 62 процента россиян считают, что им доступны не все товары. Наибольшую нехватку люди ощущают в категориях аксессуары и комплектующие для гаджетов и авто (32 процента), бытовая техника и электроника (27 процентов), а также обувь, одежда, аксессуары (20 процентов). Сохранение беспошлинного порога поддержали 68 процентов опрошенных, а среди пользователей маркетплейсов — 77 процентов. Мотивацией заказывать товары на российских маркетплейсах с доставкой из-за рубежа граждане называют «более выгодную цену» (70 процентов опрошенных), «более широкий ассортимент» (45 процентов), «наличие товаров, которых нет в офлайн магазинах» (41 процент).

Фото: Иван Водопьянов / Коммерсантъ

За и против

Наиболее популярный аргумент за отмену продления антикризисной меры – влияние сегмента трансграничной онлайн-торговли как на национальное производство, так и на розничный сегмент традиционной офлайн торговли. В письме исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Юрия Борисова на имя вице-премьера правительства Алексея Оверчука говорится, что «продление действия повышенного порога (…) негативно сказывается на конкурентной ситуации на потребительском рынке России и несет риски расширения нелегального оборота товаров».

По его словам, трансграничная торговля в 2023 году составила 197,3 миллиарда рублей. Упущенная выгода внутреннего рынка Российской Федерации в 2023 году таких категорий товаров как одежда и обувь, спорттовары, товары для детей, цифровая и бытовая техника составила порядка 89,5 миллиарда рублей. И АКОРТ призывает правительство «восстановить баланс конкуренции». Но эти цифра означают и то, что покупатели сэкономили как раз те самые 89,5 миллиарда рублей, заказывая товары за рубежом.

Значимость трансграничного канала переоценить сложно. Если раньше в России работали только AliExpress и eBay, то сейчас трансграничными продажами занялся даже X5 Retail Group (владеет торговыми сетями «Перекресток», «Пятерочка», «Чижик»), объявив о доставке товаров из Китая. Статистика подтверждает, что потребитель голосует рублем. А эксперты отмечают, что трансграничная онлайн-торговля не оказывает никакого негативного влияния на национальное производство и на розничный сегмент традиционной офлайн торговли.

А вот последствия снижения беспошлинного порога грозят ростом цен на товары, включая цены на внутреннем рынке (не менее, чем на 10 процентов), сокращением общего потребления (на 3 процента), снижением доступности товаров, как следствие ростом социальной напряженности. Более того, как отмечают аналитики, это приведет к сокращению налоговых и таможенных поступлений более чем на 50 миллиардов рублей в год и инвестиций в инфраструктуру: за 2018-2022 годы накопленные капитальные затраты в инфраструктуру интернет торговли только двух крупнейших игроков в сегменте трансграничной онлайнторговли составили 112 миллиардов рублей.

Фото: Carlos Garcia Rawlins / Reuters

За этим последует сокращение рабочих мест в почтовых службах и смежных отраслях, рост «серого» импорта, торможение международного сотрудничества, в первую очередь с Китаем с точки зрения плана развития ключевых направлений российско-китайского экономического сотрудничества. Как результат всего вышеперечисленного, поступления в бюджет в условиях не продления антикризисной меры будут значительно ниже, чем при действующей мере, а их формат с точки зрения источника средств ждет рискованная трансформация — от развивающегося бизнеса до фискальной нагрузки населения, что в свою очередь также приведет к снижению располагаемых доходов населения.

Подробная аналитика о социально-экономической важности сохранения рынка трансграничной торговли товарами для личных нужд и целесообразности сохранения нормы беспошлинного ввоза имеется в ЕЭК. Кстати, и там отмечают, что «отсутствие прямой корреляции между повышением порогов беспошлинного ввода и изменениями на внутреннем рынке товаров Союза (производство, спрос, оборот) в связи с различающейся номенклатурой производимых внутри и импортируемых из-за рубежа товаров, с колебаниями курса национальных валют, ограничениями по использованию национальных платежных средств за рубежом, сложностью и дороговизной логистики при использовании посреднических схем на территории ЕАЭС».

«Лента.ру» обращалась с запросом в правительство с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию. Но в департаменте пресс-службы и референтуры правительства России не смогли подготовить ответ.

В последний день февраля вице-премьер Алексей Оверчук говорил, что дискуссия о продлении или снижении порога беспошлинной торговли через маркетплейсы в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) продолжается, Россия пока не выработала свою позицию по этому вопросу. Окончательное решение будет приниматься правительством. Вопрос только в том, готовы ли чиновники принять решение, руководствуясь исключительно экономическими аргументами.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше