Замена зимней резины на летнюю. Ездить на шипах с июня по август нельзя. Как избежать штрафа и провести шиномонтаж?
Сергей Истомин (Редактор отдела «Россия»)
Россияне готовятся к замене зимней резины на летнюю на своих автомобилях. По традиции водители выполняют этот ритуал после того, как установится среднесуточная температура 5-7 градусов. Затягивать, а тем более игнорировать «переобувку» не стоит, поскольку езда не зимних шинах в летние месяцы (и наоборот) запрещена и может караться штрафом. Кроме того, эксплуатация зимней резины, особенно с шипами противоскольжения, в теплое время не безопасна и приводит к преждевременному износу каждой покрышки и дорожного полотна. «Лента.ру» — о том, как правильно провести шиномонтаж.
Очереди машин в шиномонтажах — верный признак наступления весны не только по календарю, но и по погоде. Работники отрасли, производители, продавцы и мастера в этот период, что называется, делают кассу. Аксиомой считается езда в зимнее время на зимней резине (это может быть шипованная резина, так называемая «липучка» и всесезонка), а летом — на летней. По традиции специалисты рекомендуют не спешить со сменой шин и подождать, пока теплая погода не установится на стабильной основе.
Отечественные автолюбители в последнее время демонстрируют стремление экономить на резине. Россияне предпочитают подольше эксплуатировать уже имеющиеся покрышки, о чем свидетельствует статистика: в первом квартале 2023 года продажи шин в стране упали на 16 процентов в количественном выражении и на 42 процента — в денежном.
Наибольшей популярностью пользуются покрышки под диск диаметром 16 дюймов, R15 и R14. Все чаще люди вынуждены выбирать бюджетные предложения, поэтому активизировался рынок б/у резины.
В чем разница между летней и зимней резиной
Летние и зимние шины отличаются по уровню жесткости и характеристикам сцепления с дорожным покрытием.
Летняя
Она позволяет развивать более высокую скорость, лучше тормозит на сухом асфальте, но дубеет в мороз и скользит на снегу, увеличивая риск ДТП. Так, резонансную аварию на трассе М-11 «Нева» с участием около 50 машин, которая произошла 8 января 2024 года, по версии Следственного комитета России спровоцировал автомобиль с несоответствующими дорожным условиям покрышками.
Мало кто из водителей не испытывал неприятных ощущений в так называемый «день жестянщика», когда с приходом первых холодов и образованием гололедицы на дорогах массово случаются инциденты — не в последнюю очередь из-за того, что беспечные водители не успели подготовить своих железных коней к зимнему сезону.
Зимняя
В свою очередь, зимняя резина (маркировка 3PMSF, то есть three-peak mountain snowflake — изображение трех горных пиков и вписанной в них снежинки) призвана обеспечить максимально комфортную езду в условиях, когда дорога покрыта грязью, снегом и льдом.
Она тяжелее летней, обладает более глубоким рисунком протектора, обычно включает в себя дополнительные элементы для эффективного сцепления на снегу и льду при отрицательных температурах.
Всесезонная
Существует и переходный вариант шин — всесезонные (модели 4 seasons, all season и маркировка на боковине M+S, что означает грязь и снег). Они лучше всего подходят для регионов с мягким климатом вроде Краснодарского края, где почти не бывает льда, а температура редко опускается ниже 0 градусов, и могут использоваться хоть круглый год. Однако такая резина имеет свои недостатки при эксплуатации в жаркое лето или очень холодную и снежную зиму.
Важно знать: сезонность шин определяется не наличием шипов, а составом резиновой смеси. Даже зимняя резина без шипов теряет сцепные свойства и может быстрее изнашиваться при температуре выше +7 градусов
Использование зимних шин в теплое время года крайне опасно. Работники отрасли относят всесезонку к летним шинам и не рекомендуют ездить на ней зимой в регионах с суровым климатом, поскольку она не годится для езды по льду.
«Я бы никогда не стал связываться с всесезонкой, поскольку эту резину можно скатать за год, — говорит «Ленте.ру» водитель грузовых автомобилей с 30-летним стажем Эдуард. — В холодное время она становится грубее, чем зимняя, летом — мягковата. По асфальту ездить на всесезонке еще нормально, а на гравийке она быстрее слетает».
Можно ли ездить на зимней резине летом
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», действие которого распространяется в том числе и на Россию, прямым текстом запрещает эксплуатацию автомобилей на шипованной резине в период с июня по август (пункт 5.5). Зимним периодом, согласно этому документу, считается промежуток с декабря по февраль (в это время нельзя ездить на летней резине). Таким образом, использование шин с шипами в остальные месяцы, по всей видимости, остается на усмотрение водителя и зависит от климатических особенностей конкретной территории.
«Липучек» этот запрет не касается, поскольку они не оказывают негативного влияния на дорожное полотно.
Надо помнить, что стандартные зимние шины по своему составу рассчитаны на езду при температуре воздуха от +5 до -45 градусов. В иных случаях эксплуатация может привести к различным проблемам. Напротив, летнюю резину делают устойчивой для высоких температур — до +50-55 градусов.
Недостатки езды на зимней резине в летний период:
преждевременное изнашивание резины;
ущерб асфальтовому покрытию;
более высокий расход топлива;
больший уровень шума от езды;
длинный тормозной путь на сухой дороге;
чрезмерное теплообразование.
Что же касается внутрироссийского законодательства, то ввести ограничения на использование зимней резины летом парламентарии пытались на протяжении многих лет. Например, один из законопроектов предусматривал штраф за «управление транспортным средством с нарушением требований эксплуатации шин и колес» в размере двух тысяч рублей.
Точку в этой истории поставило постановление правительства от 27 мая 2023 года «О внесении изменений в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». Документ запрещает эксплуатацию транспортных средств с шипованными шинами в период с июня по август, а также езду без зимней резины с декабря по февраль.
Таким образом, означенные нарушения подпадают под действие статьи 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена». То есть теоретически сотрудники ГИБДД при выявлении факта езды летом на зимней резине (и наоборот) могут наложить штраф в размере 500 рублей. Сами они, правда, еще в конце 2023 года дали понять, что прибегать к этой мере пока не собираются.
500
рублей
составляет сумма штрафа за езду на несезонной резине
По уточнению юриста Юлии Цветковой, теперь у ГИБДД действительно есть все полномочия штрафовать за резину не по сезону.
«Помимо штрафа, сотрудники ГИБДД могут просто не дать водителю продолжить движение в снежную погоду на летней резине, — объясняет «Ленте.ру» автор книги «В очереди за правосудием». — Имеет значение и регион — если это заснеженная местность, конечно, штраф, с большой долей вероятности, все же применят. А если это, к примеру, Сочи, то, исходя из местных погодных условий, летняя резина зимой может и не быть критичной».
Может ли резина не по сезону стать отягчающим обстоятельством
В случае ДТП факт езды на резине не по сезону может стать серьезным обстоятельством не в пользу водителя, даже если он не виноват, считает Цветкова.
«Можно ситуацию трактовать так: если бы резина была по сезону, он бы лучше среагировал, мог избежать ДТП и так далее», — отмечает она.
На несоответствие шин сезону могут указать в протоколе сотрудники ГИБДД.
Езда на шипованных колесах иногда представляет серьезную опасность для встречных и попутных машин, в которые может прилететь камешек или льдинка, повредив кузов или стекло. Значительный ущерб транспортному средству может стать поводом к подаче иска.
Ситуация с вылетевшим из-под колес посторонним предметом неоднозначная — при судебном разбирательстве все будет зависеть от обстоятельств дела, говорит Цветкова.
«Иногда суды указывают, что здесь нет вины водителя (например, Верховный суд), а иногда признают его вину, — продолжает юрист. — Играют роль множество факторов, например, водитель совершал опасный маневр, нарушил ПДД и так далее. У нас в стране не прецедентное право, поэтому похожие дела могут рассматриваться независимо от решений других судов по аналогичным делам. В этом случае также наличие колес не по сезону может сыграть против водителя».
Если вылетевший из-под колес чужого автомобиля камень привел к повреждениям вашей машины, нужно фиксировать ДТП и дальше разбираться, скорее всего, через суд, советует Цветкова.
Как выбрать летние шины
По словам водителя Эдуарда, при выборе летней резины он в первую очередь смотрит на протектор.
«Ездить дольше не стоит, — говорит автоэксперт. — Перед прошлым летом я купил комплект резины за 22 тысячи рублей. За сезон скаталось процентов 20. Еще года два планирую на ней откатать».
Эдуард предпочитает резину японского или корейского производства, считает вполне качественной и французскую. К замене шин необходимо подойти взвешенно, рекомендует он.
В каком виде лучше держать резину
Одни водители предпочитают иметь зимний и летний комплекты шин на дисках, другие держат в запасе одну резину и не ленятся «переобуваться» дважды в год. Первый вариант имеет немало преимуществ: он не только экономит время, но и дает возможность установить красивые диски большего диаметра на лето и простые серебристые меньшего диаметра — на зиму.
Если же говорить об экономической выгоде, то она, по оценкам экспертов, достигается лишь на четвертый-пятый год владения.
Предположим, у вас остался комплект летней резины от предыдущей машины. Одна покрышка уже поизносилась и требует замены, тогда как три остальные вполне годятся для дальнейшей эксплуатации автомобиля. Но шин этой модели в продаже сейчас нет. Что делать? По правилам допускается ставить одинаковые модели шин на одну ось. Однако специалисты, ориентируясь на критерии безопасности, рекомендуют устанавливать все четыре покрышки одной модели. При этом шины с шипами противоскольжения в случае их применения должны быть установлены на все колеса транспортного средства.
Как попасть в шиномонтаж
Кто надежнее — частники или «официалы»
Итак, вы убедились в необходимости замены зимних шин на летние. Можно отправиться в официальный сетевой салон (там возьмут больше денег, но дадут гарантию) или в частный шиномонтаж, каких немало в любом районе (если хотите сэкономить). Во втором случае качество работы, скорее всего, будет не хуже, чем у «официалов». Но бывает всякое: вы рискуете нарваться на некомпетентных «мастеров», решивших подзаработать и оказавшихся в шиномонтаже случайно. Тогда есть вероятность, что вы останетесь разочарованным. Например, они могут перепутать внешнюю и внутреннюю стороны покрышек и установить их неправильно, повредить ниппель. Вы обратите внимание на этот казус, когда шины начнут спускать — и все равно придется ехать устранять проблему к «официалам». В общем, как повезет.
Важно не забывать, что после установления температуры стабильно выше нуля в шиномонтажах наблюдается дикий ажиотаж. Сами работники называют март-апрель и октябрь-ноябрь высоким сезоном.
Как менять резину в шиномонтаже
Для начала вам следует выбрать наиболее удобную локацию, не лишним будет почитать отзывы об этом месте в интернете или осведомиться у знакомых.
Затем позвоните по указанному телефону и запишитесь на устраивающее вас время. Готовьтесь к тому, что приехать сразу не получится — не исключено, что своей очереди придется ждать несколько дней.
Приезжайте лучше заблаговременно, минут за 15 до своей записи, поскольку у мастеров возможны различные накладки.
Сообщите администратору о своем прибытии и оставайтесь ждать в машине. Скоро вас пригласят заехать в бокс, после чего предложат пройти в зону ожидания.
Если вы храните резину на дисках, вся операция не займет более 15-20 минут. При разбортировке колес время работы вырастет примерно в два раза, возрастет и цена за услугу.
Стоимость замены зимней резины на летнюю напрямую зависит от диаметра колес вашей машины: чем они больше, тем, соответственно, выше цена
Как поменять шины самостоятельно
В некоторых регионах погода слишком переменчива, случается, за оттепелью следует резкое похолодание и наоборот. Жителям Ростовской области порой приходится менять резину на летнюю по несколько раз за сезон. Само собой, делать это в сервисе слишком накладно. Поэтому люди учатся справляться своими силами. И хорошо еще, если резина уже установлена на дисках — в этом случае работа не составит особого труда.
Как поменять шины самостоятельно: чек-лист
Прежде чем менять колеса, необходимо убедиться, что давление сохранилось в пределах нормы (если они содержались в теплом помещении, то, остыв до 20 градусов, потеряют около 0,2 бара), нет порезов, а из протектора не торчат саморезы.
Для работы вам понадобится домкрат и баллонный ключ. Также нужно подготовить упор под колесо, для чего сгодится обычный кирпич.
После завершения дела обязательно проверьте затяжку крепежа колес, а на следующий день — давление в шинах.
Где хранить зимнюю резину
Это зависит от наличия свободного помещения и готовности тратить деньги на услугу. Многие предпочитают держать шины на балконе, что имеет свои минусы: во-первых, они занимают немало места, во-вторых, могут издавать специфический запах, особенно в жаркую погоду. Для хранения покрышек также подойдут гараж или сарай на дачном участке. А вот в подвале им находиться рискованно, сырость окажет пагубное влияние на материал.
Как правило, шиномонтажи предлагают услугу по хранению шин у них — стоимость будет зависеть от класса автомобиля, размера покрышек и, конечно, от расположения конкретного салона.