Яркий макияж и откровенная одежда, «серьезные» отношения и вызывающее поведение, собственный бизнес и сотни тысяч подписчиков в соцсетях стали образом жизни не только популярных блогерш, но и современных подростков. Сегодняшним школьницам чужды детские развлечения: они выбирают славу, деньги и взрослые проблемы — и порой это происходит при полной поддержке родителей. Почему дети участвуют в реалити-шоу и размещают вульгарные видео в соцсетях и как это отражается на их психике в будущем — разбиралась «Лента.ру».
На хайпе с детства
Самый верный способ прославиться в интернете — копировать звезд. Так однажды поступили лучшие подруги из США — ныне 17-летняя Джоди Вудс и 18-летняя Алабама Баркер. Несколько лет назад девушки запустили блоги в Instagram (соцсеть запрещена в РФ; принадлежит корпорации Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) и с тех пор демонстрируют своим сверстникам, что выглядеть и вести себя как героини светских хроник можно уже сейчас.
Теперь они купаются в славе — на каждую подписаны по два миллиона человек
Сегодня Джоди Вудс — знаменитая модель и предпринимательница. Она владеет брендом одежды Frvr Unbothered и принимает участие в многочисленных рекламных кампаниях. С ранних лет Джоди вдохновлялась своей старшей сестрой, моделью с пышными формами Джорджин Вудс. Последняя прославилась благодаря дружбе с Кайли Дженнер, а затем и скандалу, вспыхнувшему между ней и всем семейством Кардашьян: именно из-за нее распались отношения Хлои Кардашьян и баскетболиста Тристана Томпсона.
В свою очередь, Алабама Баркер уже сколотила многомиллионное состояние с помощью TikTok и тоже оказалась связанной со знаменитым семейством: в 2022 году ее отец, музыкант Трэвис Баркер, женился на Кортни Кардашьян. Однако внимание к своей персоне Алабама привлекла задолго до этого, размещая в личных аккаунтах ролики, в которых она позировала в облегающих нарядах, с накладными ресницами и далеко не детским мейкапом.
Алабама Баркер
Фото: @alabamaluellabarker
Параллельно весь мир наблюдал еще за одним нетипичным тинейджером. Американская рэперша Даниэль Берголи, известная как Bhad Bhabie, уже в 14 лет заработала свои первый миллион и стала звездой музыкальных чартов. Но начало ее карьеры обескуражило многих поклонников. В 2016 году Берголи вместе с матерью пришли на реалити-шоу «Доктор Фил», призванное «перевоспитать» спесивого ребенка. «Я веду себя неуважительно, угоняю тачки и краду ее кредитки», — призналась ведущему на тот момент 13-летняя девочка.
К этому возрасту Даниэль уже много раз сбегала из дома, употребляла наркотики и регулярно ввязывалась в потасовки, из-за чего попадала в полицейские участки
Свой характер она показала и во время съемок передачи. «Давай-ка выйдем на улицу, как ты на это смотришь?» — дерзко предложила ведущему Даниэль, после чего моментально стала интернет-мемом (Cash me outside, how 'bout dah?). Пока пользователи соцсетей потешались над скриншотом из реалити, продюсеры увидели в его героине будущую звезду — они наперебой начали приглашать девочку сниматься в клипах, в том числе у хип-хоп-исполнителя Kodak Black.
Новоиспеченная рэперша умело пользовалась хайпом: то дралась с другими знаменитостями на камеру, то появлялась в суде с обвинениями в воровстве. Кроме того, она не забывала хвастаться своими внешними данными. Миллионы просмотров в соцсетях набирали видео, на кадрах которых несовершеннолетняя блогерша представала в непристойных образах и соответствующих им позах. В 2021 году Bhad Bhabie исполнилось 18 лет — и она тут же зарегистрировалась на платформе OnlyFans.
заработала Bhad Bhabie на своих стримах за 1,5 года
Bhad Bhabie
Фото: Jason Koerner / Getty Images for TBT Magazine Powered By Berman Law Group
Детские шалости или педофилия?
Юные российские блогеры порой ничем не уступают западным коллегам. В раннем детстве ныне 16-летней Лизе Анохиной сулили большую карьеру телеведущей, актрисы или певицы, однако у нее были другие планы на жизнь. Девочка принялась снимать вайны, где кривлялась на камеру с ярким макияжем под популярные треки. Вместе с многомиллионной аудиторией такое неподобающее поведение принесло ей и волну хейта. Например, недавно она разместила видео с фильтром, придающим коже загар, а в конце отключила его, заявив на английском языке, что светлая кожа выглядит дороже.
Западные пользователи тут же начали «отменять» Лизу в комментариях, обвиняя ее в расизме
В то же время дочь актера Виталия Гогунского и Ирины Маирко Милана Star ведет вполне взрослый образ жизни с четырех лет: ездит на гастроли, выступает на концертах и телешоу, снимается в музыкальных клипах и YouTube-роликах. В свои 13 лет она радует миллион своих подписчиков фотографиями в облегающих платьях с декольте, купальниках и мини-юбках на бедрах.
В 2022 году россиян возмутила любовная история на тот момент 8-летней девочки Миланы Махони и 13-летнего блогера Павла Пай. Дети не стеснялись показывать подробности своего романа в соцсетях, целовались на камеру, а также признавались, что спят вместе и решили съехаться. Когда отношения пары привлекли внимание общественности и органов опеки, их аккаунты заблокировали в соцсетях, несмотря на полное одобрение со стороны родителей.
Год спустя похожий сюжет развернулся с участием новых героев. 19-летнего блогера Женю Лизогуба обвинили в растлении 14-летней тиктокерши Миланы Некрасовой. Часто во время совместных интервью молодой человек проявлял романтические знаки внимания в адрес Миланы, восхищался ее детскими фотографиями и говорил, что его тянет к девушкам помладше. До этого в эфире со своей бывшей девушкой, тоже несовершеннолетней Дашей Фросей, Лизогуб обсуждал эрогенные зоны и сексуальное влечение друг к другу.

Блогер Женя Лизогуб
Фото: страница группы «ЖЕНЯ ЛИЗОГУБ» во «ВКонтакте»
Ранний опыт может причинять сильную боль и в дальнейшем сформировать негативное отношение к романтической привязанности, утверждает патопсихолог, специалист по кризисной психологии и поведенческому анализу Василиса Кулешова. Речь идет не о первой детской влюбленности, а о построении серьезных отношений — ребенок психологически не готов такое пережить, поскольку имеет много ложных фантазий и иллюзий на этот счет. В особенности это касается секса — а по словам специалистки, сегодня возраст согласия среди подростков начал снижаться.
«Сама ценность интимных взаимоотношений и романтической любви между партнерами пошатнется, — объясняет она. — Если, допустим, эмоционально незрелого ребенка отправить работать на завод, он научится перекладывать гайки, но абсолютно не будет понимать, зачем он это делает. Психика будет кастрирована из-за опыта, к которому человек не готов. То же самое и здесь: ситуация будет сопряжена с ужасом — даже если очень интересно и хочется попробовать. В 10,12, 14 лет организм физически и психически к этому не готов, и ребенок может получить посттравматическое стрессовое расстройство. В дальнейшем это скажется на отношениях с людьми — базового доверия к миру уже будет меньше».

Фото: dekazigzag / Shutterstock / Fotodom
Ботокс с восьми лет ради короны
За многими ранними звездами стоят родители, которые однажды решили воплотить свои нереализованные амбиции через детей. В 2009 году на американском телеканале TLC вышел скандальный реалити-сериал «Коронованные детки» — своеобразный конкурс красоты, в котором участвовали дети дошкольного возраста. Девочки показывали жюри свои таланты, выходя на сцену в кукольных образах: с ярким мейкапом, париками, в пышных платьях и даже на каблуках.
Но порой матери выбирали для своих подопечных совсем не детские образы, а во время выступления подсказывали им из зала, как произвести впечатление на судей: например, можно было покрутить бедрами или поправить бюст. Так, одна из участниц танцевала в облегающем костюме с накладной грудью, другая — дефилировала в наряде персонажа фильма «Красотка» проститутки Вивиан, третья — «курила», а затем тушила импровизированную сигарету, а четвертая исполняла акробатические трюки в паре с полуобнаженным мужчиной.
Совершенно неподобающая сексуализация дочери и привлечение ее к телешоу приведет к серьезным психологическим травмам — от глубокой депрессии до панического расстройства. Это жестокое обращение с детьми. Любой поступающий таким образом со своим ребенком должен быть лишен родительских прав

Фото: Master1305 / Shutterstock / Fotodom
Однако самое страшное творилось за кулисами. Ради первого места матери покрывали тела некоторых девочек автозагаром, приклеивали им искусственные ресницы, вставляли накладные зубы на место выпавших молочных резцов, через крики и слезы выщипывали брови. Некоторые родители даже признавались, что, узнав о мужском поле будущего ребенка во время беременности, сильно огорчались из-за невозможности поучаствовать в конкурсе красоты в будущем.
Случались и крайне вопиющие случаи. Одна женщина долгое время намеренно кормила свою дочь яйцами ленточного червя, чтобы та успела похудеть к съемкам. Вместо победы девочка получила острые боли в животе и попала в больницу. А ее конкурентка самостоятельно делала восьмилетней дочери инъекции ботокса в лицо. «Когда она улыбается, у нее есть морщины, и после тех нескольких раз, когда мы это делали, количество морщин уменьшалось», — объяснила свой поступок мать. Она также подчеркнула, что подвергнуть своего ребенка болезненной процедуре ей посоветовали матери других участниц.
«Тебе не обязательно так делать»
10-12 лет — это предпубертат, то есть возраст, когда ребенок только зреет. Он пока не готов ко взрослой жизни, и если он берет на себя взрослые функции, например, краситься, хвастаться телом и снимать видео, то пропускает важные для своего возраста моменты. «А ведь в этом возрасте человек должен максимально активно социализироваться и искать себе кружок по интересам. Он идентифицирует себя как часть сообщества, поэтому для подростков в 10, 12, 14 лет очень свойственны субкультуры. Это нужно, чтобы отсоединиться от общей массы и ощутить себя значимой единицей в небольшом круге людей. Затем следует этап индивидуации, когда подросток понимает, что уникален и уважаем внутри своей субкультуры», — рассказывает Кулешова.
В эти периоды, по словам психолога, «прокачиваются» навыки коммуникации, понимания другого человека и самого себя. Если ребенок «проскакивает» их и сразу попадает в этап, к которому психологически не готов, отыгрывая на себе чужую роль, то остается недоразвитым в других сферах. Например, не произойдет формирования здоровой самооценки и осознания, как полноценно проживать жизнь.

Фото: Iryna Gyrych / Shutterstock / Fotodom
Родители, которые являются авторитетом для своих детей, могут противодействовать тренду на раннее взросление, подчеркивает специалистка. Современные подростки пользуются гаджетами и уже с ранних лет через социальные медиа впитывают «красивую картинку», которую им, естественно, хочется повторить. «Это как инстинкт исследования. И если у родителя недостаточно авторитета, то он не может провести границу между детскими фантазиями и реальностью. Ошибка кроется здесь: родитель просто не выстроил защитный барьер», — говорит она.
Родительская функция заключается в том, чтобы провести эту границу — научить ребенка отделять иллюзию от реальной жизни и ориентироваться в интернет-пространстве, не погружаясь в него полностью
«То есть я даю тебе достаточно свободы для того, чтобы ты реализовывался и тестировал реальность, укреплялся в своей самооценке. Но вместе с этой свободой я даю тебе ответственность за взаимодействие с внешним миром. И в контексте блогинга то же самое: да, это интернет, здесь девочки красятся и ведут себя непристойно, но тебе не обязательно так делать. Родитель должен транслировать, что та норма, которая есть в социуме, не всегда совпадает с объективной нормой, тренды общества не всегда адекватные. Родитель не может изменить общество, в котором находится ребенок. Но он может объяснить, что не всему надо верить», — заключает Кулешова.