Генерал-фельдмаршал Михаил Голенищев-Кутузов — знаменитый русский полководец, государственный деятель и дипломат. Любимый ученик генералиссимуса Александра Суворова, участник множества войн и сражений, победитель Наполеона в сражениях Отечественной войны 1812 года, был награжден всеми орденами Святого Георгия. Полководческий почерк Кутузова в наступлении и обороне характеризовался разнообразием и широтой маневров, зачастую неожиданных для противника. «Лента.ру» вспоминает ход событий.
Ранние годы
Будущий полководец родился в Санкт-Петербурге 16 сентября 1745 года (по другим данным, в 1747-м) в семье генерал-поручика Иллариона Матвеевича Голенищева-Кутузова и его жены Анны Илларионовны. Отец, военный инженер, начав службу при Петре I, более 30 лет служил в войсках. За способности и интеллект современники называли его «разумной книгой». Сын во многом унаследовал способности отца.
С семи лет Миша обучался дома, а в июле 1759 года поступил в Артиллерийскую и инженерную дворянскую школу, по окончании которой был оставлен в ней преподавателем математики.
Начало службы
В 1761 году молодой человек получил чин инженер-прапорщика и был направлен в Астраханский пехотный полк, где с августа 1762 года занимал должность командира роты в звании капитана. Его командиром полка стал полковник Александр Суворов.
В 1767 году капитан был привлечен для работы в Комиссии по составлению нового Уложения (временный орган в России в ХVIII веке для систематизации законов). Статный офицер с незаурядным умом и хорошими светскими манерами мог бы сделать карьеру при дворе, однако Кутузов рвался на войну.
Первые сражения
В 1768 году в Польше Кутузов участвовал в боевых действиях с войсками Барской конфедерации. Во время Русско-турецкой войны 1768-1774 годов добился в 1770-м перевода в армию генерал-аншефа Петра Румянцева. В том же году Кутузов принимал участие в сражениях в районе кургана Рябая Могила (28 июня), на реках Ларга (18 июля) и Кагул (1 августа), за отличия в боях 7 июля 1770 года получив чин премьер-майора.
В должности начальника штаба корпуса Кутузов принял участие в бою при Попештах, после чего 8 декабря 1771 года был произведен в подполковники. В 1772 году разразился скандал с главнокомандующим Румянцевым, к тому времени ставшим генерал-фельдмаршалом, которого 25-летний офицер имел неосторожность язвительно пародировать перед сослуживцами. Взбешенный Румянцев отослал Кутузова во 2-ю Крымскую армию генерал-аншефа князя Василия Долгорукова.
Тяжелое ранение Кутузова
С тех пор Кутузов стал намного более осторожным в поведении и своих высказываниях. 4 августа 1774 года, когда в Алуште высадился турецкий десант, офицер, который командовал гренадерским батальоном, был тяжело ранен в бою, в котором была одержана победа над силами противника.
Долгоруков докладывал Екатерине II:
Ранены: Московского легиона подполковник Голенищев-Кутузов, приведший гренадерский свой баталион, из новых и молодых людей состоящий, до такого совершенства, что в деле с неприятелем превосходил оный старых солдат. Сей штаб-офицер получил рану пулею, которая, ударивши между глазу и виска, вышла напролет в том же месте на другой стороне лица
Жизнь и зрение Кутузову спас французский хирург Жан Массо.
Императрица наградила Кутузова орденом Святого Георгия 4-й степени и на два года отправила на лечение в Австрию, оплатив все расходы.
Выздоровление и женитьба
По возвращению в Россию в 1776 году Кутузов вновь вернулся на военную службу. В 1777-м стал полковником и принял под свое начало Луганский пикинерский конный полк, а в 178-м был произведен в чин бригадира и получил назначение в Крым командиром Мариупольского легкоконного полка.
27 апреля 1778 года военачальник венчался в Санкт-Петербурге с дочерью генерала Ильи Бибикова Екатериной (1754-1824). Брак, несмотря на многочисленные романы Кутузова, в целом был счастливым. У супругов родились пять дочерей и сын, умерший в младенчестве.
Участие в Русско-турецкой войне 1787-1791 годов
24 ноября 1784 года Голенищев-Кутузов был произведен в генерал-майоры, а 23 мая 1785-го стал командиром Бугского егерского корпуса, сформированного из четырех батальонов легкой пехоты и одного казачьего полка.
С началом Русско-турецкой войны 1787-1791 годов Кутузов — активный ее участник. Под руководством Суворова он участвовал в разгроме турецкого десанта на Кинбургской косе 12 октября 1787 года, где почти полностью был уничтожен пятитысячный отряд нападавших.
Второе тяжелое ранение
Во время осады крепости Очаков, в августе 1788 года, отражая турецкую вылазку, Кутузов был вторично тяжело ранен пулей в голову, однако снова остался в живых. Очевидец боя австрийский военачальник принц Шарль-Жозеф де Линь отмечал:
Надобно думать, что провидение сохраняет этого человека для чего-нибудь необыкновенного, потому что он исцелился от двух ран, из коих каждая смертельна
Выжив и окрепнув, Кутузов во главе особого корпуса участвовал в сражении под Каушанами (24 сентября 1789 года), брал штурмом турецкую крепость Аккерман (9 октября 1789-го) и город Бендеры (14 ноября 1789-го).
Штурм Измаила и разгром османских войск
Яркой страницей его воинской биографии стало участие в штурме крепости Измаил под руководством Суворова 22 декабря 1790 года, считавшейся турками, да и русским командованием, неприступной. Командуя одной из колонн, Кутузов проявил высокие боевые качества.
После взятия Измаила Суворов докладывал:
Показывая собою личный пример храбрости и неустрашимости, он преодолел под сильным огнем неприятеля все встреченные им трудности: перескочил чрез палисад, предупредил стремление турок, быстро взлетел на вал крепости, овладел бастионом и многими батареями. Генерал Кутузов шел у меня на левом крыле, но был правою моей рукою
За победу Кутузов был произведен в генерал-поручики, награжден орденом Святого Георгия 3-й степени и назначен комендантом Измаила. На этой должности он отразил попытку османских войск вернуть крепость, а 15 июня 1791 года разгромил войска турецкого главнокомандующего Ахмет-паши.
В Мачинском сражении 9 июля 1791 года корпус Кутузова нанес решающий удар по правому флангу противника. Искусный маневр военачальника повернул ход битвы в пользу русских войск, приведя вскоре к завершению войны с Турцией. Главнокомандующий князь Николай Репнин докладывал Екатерине II: «Сообразительность и расторопность генерала Кутузова превосходят всякие похвалы».
Служба чрезвычайным послом в Константинополе
В Русско-польской войне 1792 года Кутузов командовал 23-тысячным 1-м корпусом, а в 1793-м неожиданно для многих был направлен Екатериной II чрезвычайным послом в Константинополь. На новом посту Михаил Илларионович сумел ослабить влияние Франции на турецкие власти и вместе с тем добился для России ряда внешнеполитических преимуществ.
Кутузов отмечал:
Сколь ни плутовата дипломатическая карьера, однако не так мудрена, как военная
Вернувшись, в 1794 году военачальник стал директором Императорского сухопутного шляхетского кадетского корпуса в Петербурге, где преподавал ряд дисциплин, в том числе тактику и военную историю. Совмещал учебную деятельность с руководством войсками в Финляндии, а также губернаторством в Вятской и Казанской губерниях.
Кутузов в эпоху Павла I и его сына Александра
С воцарением Павла I, в отличие от строптивого Суворова, Кутузов сумел найти общий язык с новым монархом, который 4 января 1798 года удостоил военачальника чина генерала от инфантерии, а также наградил орденом Андрея Первозванного.
Кутузов успешно выполнил дипломатическую миссию в Пруссии, склонив ее на сторону России в борьбе против республиканской Франции, был петербургским и литовским военным губернатором.
Совсем по-другому складывались отношения полководца с Александром I, который в 1802 году отправил Кутузова в отставку и вспомнил о нем только в 1805-м, во время войны Третьей антифранцузской коалиции.
Поражение при Аустерлице
Генерал был назначен командующим одной из русских армий, посланных в Австрию, где военные действия проходили в условиях сложной маневренной войны.
В ходе марша-маневра от Браунау до Оломоуца полководец искусно вывел свои войска из-под удара французских частей, одержав победы в сражениях при Амштеттене (5 ноября 1805-го) и при Креймсе (11 ноября 1805-го).
Был назначен главнокомандующим русско-австрийскими войсками, но кутузовский план действий против Наполеона был отвергнут Александром I и его австрийскими советниками. Русский царь и его союзник австрийский император Франц II жаждали дать Бонапарту генеральное сражение. Кутузов, будучи по характеру царедворцем, не нашел в себе сил всерьез возражать самодержцу.
В итоге битва под Аустерлицем 2 декабря 1805 года, в которой Кутузов был ранен в щеку и потерял зятя — флигель-адъютанта Федора Тизенгаузена, завершилась разгромом союзных войск. Александр I долго не мог простить военачальнику, что он не отговорил его, молодого монарха от рокового сражения.
Участие в войне с Турцией 1806-1812 годов
Полководец много лет находился в опале, занимая второстепенные должности: в 1806-1807 годах был киевским военным губернатором, в 1808-м занимал должность командира корпуса в Молдавской армии, в 1809-1811 годах служил литовским военным губернатором.
Свои полководческие и дипломатические таланты Кутузов проявил на заключительном этапе Русско-турецкой войны 1806-1812 годов. В апреле 1811-го Кутузов вступил в командование Молдавской армией.
Его назначение Александр I санкционировал с крайней неохотой, но выбирать не приходилось — за плечами у 65-летнего военачальника были две успешные войны с турками, и он считался лучшим специалистом по этому театру боевых действий.
В Рущукском сражении 4 июля 1811 года войска Кутузова нанесли османским частям сокрушительное поражение, а в октябре того же года полководец окружил под Слободзеей всю турецкую армию, которая 5 декабря 1811-го сдалась в плен. Константинополь вынужден был начать в Бухаресте переговоры о мире, а Кутузов получил титул графа.
Стратегический мир с Константинополем
Тем временем назревала война с Наполеоном, который собирал армию для вторжения в Россию, рассчитывая на военную помощь и Турции. В Санкт-Петербурге нервничали, полагая, что турки намеренно затягивают ход переговоров, ожидая, когда начнется французское вторжение в пределы северного соседа.
Однако Кутузов, хорошо зная менталитет противника, добился 28 мая 1812 года заключения соглашения, получившего название Бухарестского мирного договора. Одним из аргументов, повлиявшим на османских представителей, было утверждение Кутузова, что война России с Францией еще не решена, и если Александр I помирится с Наполеоном, то императоры непременно поделят Турцию пополам.
За заключение договора, который обрадованный российский император назвал «богодарованным», он удостоил Кутузова титула светлейшего князя.
Кутузов в Отечественной войне 1812 года
Назначение главнокомандующим русской армии
Отечественную войну 1812 года полководец встретил начальником Санкт-Петербургского ополчения. 31 июля Александр I назначил Кутузова командующим войсками в столице и Финляндии. Тем временем назревал серьезный кризис: русские войска отступали, а командующие армиями генералы Петр Багратион и Михаил Барклай-де-Толли плохо уживались друг с другом. Нужен был третий военачальник, один над всеми.
Специальный комитет, рассмотрев несколько кандидатур, порекомендовал императору назначить Михаила Голенищева-Кутузова. Александр I писал сестре:
В Петербурге я нашел, что все умы настроены в пользу назначения старого Кутузова главнокомандующим. Это был общий крик, вся Москва желает, чтобы Кутузов командовал, так как находят, что Барклай и Багратион оба к этому неспособны
18 августа 1812 года Кутузов был назначен главнокомандующим всеми русскими армиями и ополчением. Многоопытный 66-летний генерал прекрасно понимал, с каким противником ему придется иметь дело. Перед отъездом в армию между ним и его племянником произошел характерный диалог: «Неужели вы, дядюшка, надеетесь разбить Наполеона? — Разбить? Нет, не надеюсь разбить. А обмануть — надеюсь!»
Бородинское сражение
Возглавив войска, Кутузов продолжал придерживаться прежней стратегии Барклая-де-Толли: не ввязываясь в сражения с французской армией, отступая, изматывать ее. Однако и двор, и генералитет решительно требовали от полководца генерального сражения, и Кутузов понимал, что без боя никто не позволит ему сдать Москву.
7 сентября 1812 года на Бородинском поле в 12-часовой грандиозной битве сошлись с обеих сторон более 260 тысяч солдат и офицеров. Французская пехота и кавалерия волнами штурмовали русские укрепления. Гром сотен пушек заглушал ружейные выстрелы и крики раненых. Неоднократно противники переходили в яростные штыковые атаки, которые возглавляли старшие и даже высшие офицеры.
Кутузов осуществлял общее руководство, поручив защиту флангов Багратиону и Барклаю-де-Толли. Противники понесли колоссальные потери: французы потеряли от 30 тысяч до 40 тысяч убитыми и ранеными, русские — от 39 тысяч до 45 тысяч погибшими и получившими увечья.
Русские выдержали страшный удар французов, которые потеснили левый фланг и центр вражеских позиций. Наполеон впоследствии о битве отзывался так:
Самое страшное из всех моих сражений — это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми
Оставление Москвы для спасения армии
В Петербурге расценили Бородинское сражение как победу русских войск, и Кутузов был произведен Александром I в генерал-фельдмаршалы. Однако сам полководец понимал, что продолжать на следующий день битву — бессмысленно: у него не осталось резервов, тогда как Наполеон еще не использовал свою старую гвардию.
Кутузов принял стратегическое решение: главное — сохранить армию. Русские войска отступили от Бородина, а затем оставили и Москву, расположившись 2 октября лагерем около села Тарутино в Калужской губернии, подтягивая резервы и готовясь к продолжению войны. Отвечая на упреки царя, Кутузов писал Александру I:
Осмеливаюсь всеподданнейше донести вам, всемилостивейший государь, что вступление неприятеля в Москву — не есть еще покорение России
14 сентября армия Наполеона вступила в опустевшую Москву, а сам он расположился со свитой в Кремле. Император решил дать в городе отдых усталым и сильно поредевшим французским войскам, но вскоре понял, что попал в ловушку. На его предложения о мире Александр I не отвечал, а тем временем дисциплина в частях Великой армии, голодные солдаты которой рыскали по окрестностям в поисках пропитания для себя и фуража для лошадей, падала все ниже и ниже.
Преграждая путь Наполеону
18 октября 1812 года русские войска неожиданно атаковали части маршала Иоахима Мюрата, который, потеряв около четырех тысяч солдат, был вынужден отступить. Наполеон понял, что слишком засиделся в негостеприимной Москве, в которой зимовать из-за пожара было негде. Партизаны все ощутимее били по коммуникациям Великой армии, и Бонапарт решил отступить на зимние квартиры в Смоленск.
19 октября 110-тысячная наполеоновская армия вместе с громадным обозом начала покидать Москву, направляясь на Калугу, где французский император рассчитывал основательно пополнить продовольственные запасы. Путь по Старой Калужской дороге в районе Тарутино ему заслоняла армия Кутузова.
К тому времени недостаток лошадей у французов привел к сильному ослаблению кавалерийских и артиллерийских частей. Понимая это, Бонапарт решил не прорываться через укрепленные вражеские позиции, а обойти их, свернув на Новую Калужскую дорогу. Однако Кутузов оперативно перебросил свои войска под Малоярославец, перекрыв и это направление на Калугу.
Разгром французской армии
24 октября 1812 года разгорелось ожесточенное сражение за Малоярославец, который восемь раз переходил из рук в руки и сгорел почти дотла. К концу дня город остался за французами, но русские войска на высотах южнее препятствовали их движению на Калугу. Утром 25 октября обе стороны готовились к продолжению боя и изучали диспозицию. В этот момент казаки генерала от кавалерии Матвея Платова напали на лагерь французов и едва не захватили в плен самого Наполеона.
Это произвело на французского императора самое угнетающее впечатление. Узнав, что генерал Шарль Лефевр-Денуэтт, который разведывал дорогу на Юхнов, был разбит под Медынью казачьими частями, Бонапарт понял, что путь на юго-запад прочно закрыт, и на Смоленск ему можно идти только через Боровск — Верею — Можайск.
Надо было спасть войска, и 26 октября Великая армия начала стратегическое наступление. Русские части вели параллельное преследование, нанеся чувствительные удары французскому арьергарду в ходе сражений под Вязьмой (3 ноября) и Красным (16-17 ноября). Окончательный разгром войск Наполеона произошел на реке Березина (26-29 ноября), после чего Великая армия перестала существовать.
Последние месяцы жизни и смерть
За победу над Бонапартом 18 декабря император пожаловал Кутузову титул светлейшего князя Смоленского, также полководец был удостоен ордена Святого Георгия 1-й степени, став первым в истории ордена его полным кавалером.
В качестве главнокомандующего Кутузов продолжал находиться на своем посту и в начале заграничного похода русской армии 1813-1815 годов, хотя был против перенесения боевых действий на территорию Европы, считая, что свержение Наполеона прежде всего выгодно Англии, будущему противнику России.
В начале 1813 года полководец руководил боевыми действиями против французских частей в Польше и Пруссии. Простудившись, 28 апреля 1813 года Кутузов скончался в прусском городке Бунцлау (ныне Болеславец в Польше). Его тело было забальзамировано и 25 июня 1813 года предано погребению в Казанском соборе в Санкт-Петербурге.
Значение личности Кутузова
В России были открыты музеи и памятники полководцу. 29 июля 1942 года во время Великой Отечественной войны в СССР были учреждены ордена Кутузова трех степеней, которые, в отличие от орденов Суворова, вручались за победные оборонительные сражения.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов навсегда вошел в историю, как человек, который спас Россию, нанеся стратегическое поражение прежде непобедимому Наполеону.