Экономика
00:01, 23 мая 2024

Tesla стремительно теряет деньги, но Илон Маск верит в успех. Почему проблемы его не пугают?

Максим Коннов (Старший редактор отдела «Экономика»)
Фото: Beata Zawrzel / NurPhoto / Getty Images

Гендиректор Tesla Илон Маск этой весной старается окончательно всех запутать. На фоне растущей конкуренции, снижения прибыли и падения стоимости акций компании он полностью поменял планы и начал отказывается от ранее приоритетных проектов. От производителя давно ждали выхода бюджетного электрокара Model 2, но вместо него бизнесмен анонсировал запуск уже в августе полностью автономного роботакси, а также производство в кратчайшие сроки другой, более дешевой модели. При этом обещания сразу двух прорывов без какой-либо конкретики сопровождаются увольнениями топ-менеджеров и масштабными сокращениями других работников, а также неожиданным сближением с Китаем. Сложный выбор одного из богатейших людей планеты — в материале «Ленты.ру».

Заработал состояние на мечте

Американский бизнесмен, один из богатейших людей планеты Илон Маск заработал состояние на умении смотреть в будущее. Он стал своего рода идеальным венчурным инвестором — не просто вкладывает средства в неочевидные идеи, чтобы заработать на тех, что выстрелят, но и непосредственно руководит работой, рискуя своими деньгами и именем.

По-настоящему революционными и доказавшими успешность пока стали только две его компании — SpaceX и Tesla, выпускающие космическую технику и электромобили. Хотя если учитывать спутниковый интернет Starlink, развивающийся в структуре SpaceX, то можно говорить о трех проектах. Работа в PayPal в свое время также принесла Маску серьезную прибыль, но этим сервисом он управлял недолго и не единолично, хотя его предвидение проявилось и в этом случае. The Boring Company (в том числе Hyperloop), SolarCity, Neuralink успехом называть либо нельзя, либо рано, а OpenIA перевернул представления об искусственном интеллекте гораздо позже того, как Маск вышел из совета директоров компании.

Каждый из проектов бизнесмен начинал в той сфере, где у него не было конкуренции из-за отсутствия желающих или в соперниках были такие же стартапы. Так, SpaceX не совершила ни одного успешного запуска на момент, когда стала одним из победителей конкурса NASA и получила финансирование, что говорит об уровне претендентов. Дальнейшая идея многоразовых ступеней, которая никому не казалась перспективной, оставила в стороне и этих конкурентов. Электромобили после нескольких экспериментов также считали бесперспективным направлением, а за полноценный спутниковый интернет никто не брался из-за того, что пришлось бы запускать слишком много спутников.

Вмешаться в чужой крупный и успешный бизнес Маск впервые решил в 2022 году, когда за 44 миллиарда долларов приобрел социальную сеть Twitter. Тогда же он впервые оказался в ситуации, где в самом начале конкурировать приходится не с новичками, а с таким монстром, как Meta (корпорация признана в России экстремистской и запрещена). Спустя полтора года эксперимент выглядит интересным, но по-прежнему глубоко убыточным. Из-за ухода рекламодателей компания не может генерировать прибыль даже в условиях прироста посетителей. Более того, X (Маск переименовал Twitter в честь первого названия PayPal) в США уже проигрывает Threads от Meta по числу ежедневных пользователей.

Однако этой соцсетью проблемы Маска не исчерпываются. Одному из главных его проектов — Tesla — приходится работать в условиях, которых бизнесмен всегда избегал, то есть соревноваться не в инновациях, а в бизнес-процессах. Китайские производители электромобилей все активнее вытесняют американского пионера с внутреннего и мирового рынков за счет дешевизны, достаточного качества и технологичности.

Китайские конкуренты теснят Tesla

В прошлом году китайская компания BYD опередила Tesla по количеству проданных автомобилей с электродвигателем — 3 миллиона против 1,84 миллиона. Хотя если не учитывать гибриды, то Tesla все еще впереди конкурента на 240 тысяч, но и этот разрыв сокращался.

Другие китайские компании (Li Auto, Zeekr, Xpeng, Aion) показали рост выпуска на десятки и даже сотни процентов. То есть перед американским производителем не иллюзорно встала угроза падения продаж.

Только за первые недели 2024 года Tesla потеряла 94 миллиарда рыночной капитализации (минус 12 процентов), что стало худшим стартом года для компании. В дальнейшем снижение стоимости с начала года превысило 40 процентов. В марте Tesla вылетела из десятки самых дорогих компаний США, а Маск потерял статус богатейшего человека планеты. Одновременно Tesla перестала считаться самым дорогим автобрендом, уступив престижный статус немецкому Mercedes-Benz.

На максимуме стоимость акций Tesla падала с начала года на
42 %

Главной проблемой не только Tesla, но и всей отрасли стало, по всей видимости, перепроизводство. Уже в октябре прошлого года компания предупредила, что спрос на электромобили замедляется. Аналитик Cowen Джеффри Осборн в январе указал, что ситуация в целом начинает выглядеть как соревнование за дно. Острая конкуренция приводит к снижению цен до уровня, который уже не устраивает ни одного из участников рынка, а их тем временем становится все больше.

Итоги первого квартала 2024 года для Tesla выглядят слабыми. Ее продажи составили 385 810 электромобилей, что стало минимумом с третьего квартала 2022 года. Кроме того, они рекордно — на 14 процентов — отклонились от ожиданий аналитиков. Отдельно эксперты обратили внимание, что компания произвела на 46 561 автомобиль больше, чем передала клиентам, что свидетельствует о проблемах со спросом.

За полтора года валовая прибыль из расчета на один автомобиль упала более чем в два раза, а свободный денежный поток стал отрицательным впервые с начала 2020-го, когда мир столкнулся с COVID-19.

Tesla больше не выглядит технологическим лидером

Для Маска, который привык снимать вопросы настоящего за счет обещаний и головокружительных перспектив, ситуация выглядит беспрецедентной. И дело даже не в том, что кто-то сомневается в его умении посрамить скептиков, а в том, что ему стало нечем впечатлять.

Основные проблемы Tesla в последнее время — это отсутствие перспективных инноваций и слишком дешевые китайские электрокары. И пусть футуристично выглядящий Cybertruck породил интересный челлендж с выстрелами по автомобилю, вряд ли это увлечение поможет решить финансовые проблемы компании. А еще машина, по всей видимости, никогда не будет продаваться на европейском рынке — она слишком тяжелая и слишком быстрая, что не соответствует европейским стандартам автомобильной безопасности. Пикап как раз из-за своей прочности показывает слабые результаты краш-тестов, заставляющие вспомнить машины 1970-х годов. Также в апреле компания отозвала почти все проданные Cybertruck из-за опасности залипания педали газа.

Решать проблему обвала акций Маск взялся по знакомому сценарию. Публикацию плохой отчетности он сопроводил обещанием скорого выпуска роботакси — управляемого автомобиля, который может двигаться без вмешательства водителя. Более того, после поездки в Пекин он даже назвал дату презентации — 8 августа 2024 года, объяснив, что восьмерка считается в Китае счастливым числом. Позднее он выразил надежду, что уже через год у компании будет более миллиона полностью автономных автомобилей, а в середине 2025-го они появятся на дорогах США.

Стоит учитывать, что Tesla впервые использовала термины «автопилот» и «опция самоуправления» еще в 2015 году, а к 2018 году Маск обещал выпустить на рынок первую полностью автономную модель. Реальность обошлась с этим прогнозом достаточно сурово: несмотря на усилившуюся конкуренцию, ни о каком автономном вождении речи до сих пор не идет.

Но даже если роботакси создадут, для старта продаж в США нужно будет добиться разрешения регуляторов, отношения с которыми складываются все хуже и хуже. В конце апреля стало известно, что Национальная администрация безопасности дорожного движения США (NHTSA) начала новое расследование после сообщений о 20 авариях с участием автомобилей с установленным обновлением программного обеспечения Tesla. Более того, ведомство подвело итоги трехлетнего расследования текущей системы автопилота, установив, что слабая вовлеченность водителя в управление привела к критическим пробелам в безопасности.

Этот холодный душ Маск разбавил — и довольно успешно — визитом в Китай, где сумел договориться об использовании в стране системы полного автономного вождения (FSD), самого продвинутого на данный момент автопилота, созданного в компании и запущенного четыре года назад. Точные условия сделки неясны, но источники Bloomberg утверждают, что компания заключила соглашение с китайским технологическим гигантом Baidu и согласилась выполнить требования по обеспечению безопасности данных и конфиденциальности. Впрочем, в IHS Markit не исключают, что Маск мог предоставить FSD китайским пользователям бесплатно, чтобы получить конкурентное преимущество.

Акции компании на новых обещаниях Маска прибавили 15 процентов, однако затем начался очередной откат. И дело в том, что реальные действия компании не выглядят так, словно она готовится к прорыву в производстве и достижению новых технологических вершин.

Поверить в реальность обещаний мешают увольнения

В первую очередь тревожиться за будущее Tesla заставляет ситуация с кадрами, а точнее — массовые увольнения. Причем компанию покидают не только рядовые сотрудники, но и ключевые руководители. В середине апреля о своем уходе после 18 лет работы объявил старший вице-президент Tesla по силовым агрегатам и энергетике Дрю Баглино, регулярно выступавший с Маском на публичных мероприятиях. Тогда же производителя покинул вице-президент по государственной политике и развитию бизнеса Рохан Патель — он связал это решение с большими изменениями в компании, хоть и не уточнил с какими. За восемь месяцев до них из Tesla уволился финансовый директор Закари Киркхорн, посвятивший компании восемь лет и, по данным источников The Wall Street Journal, даже рассматривавшийся в качестве преемника Маска.

Позднее ушли в отставку глава направления разработки новых моделей Дэниэл Хо (десять лет работы), директор по кадрам Элли Аребало и глава подразделения Supercharger Ребекка Тинуччи. Вместе с последней это подразделение в нынешнем виде фактически перестало существовать — работы лишились почти все его сотрудники, около 500 человек.

Как выяснил Reuters, решение глава Tesla принял эмоционально. Ранее Тинуччи почти не общалась с ним, все контакты шли через Баглино. Первая же встреча после его ухода обернулась конфликтом. Топ-менеджер отказалась дополнительно увольнять сотрудников, указав, что это подорвет основы бизнеса, после чего Маск указал ей на дверь.

Такое поведение стало шоком для подрядчиков Tesla, которые на фоне стабильных успехов Supercharger ожидали последовательного развития сети и строили планы. Теперь же компания попросила их воздержаться от начала строительства новых проектов и полностью приостановить закупку материалов. А кроме того, часть уволенных в негласном порядке, но не Тинуччи, начали нанимать обратно. Маск отрицает остановку развития сети зарядок, но признает, что оно будет идти более медленными темпами с упором на безотказность работы.

Инвесторы и раньше задумывались о том, достаточно ли внимания Маск уделяет Tesla, а потеря стольких топ-менеджеров, очевидно, усилит опасения. К тому же рядовых сотрудников в скором времени тоже станет значительно меньше. В апреле глава компании сообщил, что работы лишатся более десяти процентов персонала, то есть как минимум 14 тысяч человек. По словам Маска, автопроизводитель должен сократить расходы, увеличить эффективность и отказаться от дублирования функций. В руководстве подчеркивали, что постараются сохранить самых компетентных и талантливых сотрудников.

Впрочем, позднее стало понятно, что некоторые отделы закрывают полностью и от качества работы специалиста в вопросе увольнения зависит не так много, — важнее место проекта в списке приоритетов. А если учитывать многочисленные жалобы работников Tesla на переработки и войну Маска с профсоюзами, то закрадываются сомнения в том, что компания могла собрать у себя столько неэффективных сотрудников.

Новые проблемы возникли и с инвестициями в развитие. Так, компания отложила строительство заводов в Индии и Мексике, хотя в начале апреля СМИ писали о планах Маска по созданию совместного с Reliance Industries предприятия в индийском штате Махараштра. Для обсуждения проекта предприниматель должен был встретиться с премьер-министром Индии Нарендрой Моди, но теперь визит перенесен на конец года.

Выпуск самой дешевой Tesla под вопросом

За громкими анонсами роботакси ушла в тень вторая надежда Tesla в деле конкуренции с Китаем. Речь идет о самом дешевом в модельном ряду компании электромобиле — Model 2 (Redwood), выпустить который Маск обещает уже много лет. Бизнесмен говорил, что его стоимость составит около 25 тысяч долларов (это, к слову, дешевле китайско-российского «Москвич 3е»), в то время как сейчас самая доступная Tesla Model 3 обойдется американским покупателям в 39 тысяч.

В январе источники Reuters рассказали, что компания хочет выпустить Model 2 в середине 2025 года и ожидает, что она станет хитом продаж. Маск подтвердил, что Tesla начнет производство новой модели в эти сроки сначала на заводе в Техасе, а потом в Мексике и еще на одном предприятии за пределами Северной Америки. При этом бизнесмен указал, что 2024 год пройдет под знаком подготовки к запуску нового поколения автомобилей, потому объемы производства будут ниже обычных.

А уже в начале апреля издание огорошило новым эксклюзивом. Сразу несколько его собеседников сообщили, что Маск потребовал сосредоточиться на роботакси, а Model 2 отходит на второй план из-за невозможности конкурировать в цене с китайскими производителями. Один из тех, кто поделился информацией, сказал, что речь идет о фактической гибели проекта. Начиная работу в компании в середине 2000-х годов, Маск утверждал, что хочет сделать доступный для всех электромобиль. Но теперь, когда китайцы продают машины по 10 тысяч долларов, модель в 2,5 раза дороже уже не выглядит привлекательной.

Маск коротко обвинил Reuters в очередной лжи, однако не уточнил, в чем она заключается. А в конце месяца неожиданно подтвердил фактическую сторону сообщения. Бизнесмен сообщил, что в начале 2025 года запустит новую модель, которая окажется даже дешевле, чем гипотетическая Model 2, но при этом не на новой, а на уже готовой платформе.

Илон Маск обещает выпустить самый дешевый электромобиль Tesla в начале
2025
года

На фоне всех остальных событий эти слова только посеяли новые сомнения. Как отмечает обозреватель Bloomberg Лайам Деннинг, ранее компания обещала сокращение расходов в два раза с помощью революционных методов производства, а теперь предупреждает, что новый формат — имеющиеся платформы с аспектами платформ следующего поколения — может привести к меньшему снижению затрат, чем раньше. При этом попытка выяснить у Маска, что же означает это существенное изменение, не дала результата. Вместо ответов на вопросы журналисты получили новую порцию обещаний, связанных с роботакси. По мнению аналитика, такое поведение скорее говорит о том, что проект автономного автомобиля вытеснил из головы владельца все другие стратегии.

Подтверждает такие предположения и новый пересмотр планов. По данным Reuters, компания остановила развитие гигакастинга — так в Tesla называют производственный процесс сборки, позволяющий заменить несколько отдельных деталей одной более крупной, которую отливают под давлением пресса. Именно это решение должно было способствовать сокращению расходов и дать компании преимущество перед другими производителями. Еще в сентябре прошлого года Tesla хотела прийти к тому, чтобы отливать почти всю нижнюю часть автомобиля, но, по всей видимости, и эти инновации попали под сокращение.

К маю ситуация вокруг Tesla перестала поддаваться однозначному анализу. Как пишет Financial Times, на словах компания вот-вот совершит прорыв в автономном вождении и вырвется в абсолютные лидеры нового рынка, а также представит очень дешевый по своим меркам автомобиль. Однако на деле автопроизводитель проводит массовые сокращения, закрывает целые отделы и судорожно снижает цены из-за падения продаж, что, очевидно, стало результатом конкуренции с Китаем.

В последний раз Tesla пересмотрела ценовую политику в конце апреля. Например, в Китае существенно подешевел весь модельный ряд. В США цена Model Y в самой дешевой комплектации вернулась к минимуму с начала продаж, а Model X стоит дешевле, чем когда-либо. Также на треть упала цена FSD — с 12 тысяч долларов до 8 тысяч. Китайские конкуренты не остались в стороне: в частности, Li Auto перекрыл снижение цен на Tesla в два раза. На этом фоне их акции тоже начали падать, потому что такая конкурентная гонка вряд ли может закончиться ростом прибыли.

В США между тем успех празднует крупнейший американский автоконцерн General Motors (GM), прибыль которого за первый квартал выросла на 24 процента в годовом выражении. Такой результат стал возможен благодаря резкому росту продаж пикапов и внедорожников на внутреннем рынке.

Илон Маск умеет нестандартно решать вопросы

За рассуждениями об эпатажности и визионерстве миллиардера нередко забывается, что он чуть ли не лучше всех в мире умеет не только капитализировать ожидания, но и использовать неочевидные и по-настоящему сложные ходы для продвижения своих проектов.

Два года назад журнал The Time раскрыл неожиданную сторону идеи инновационной транспортной системы HyperLoop — вакуумного поезда, способного двигаться на невиданных скоростях в специальной трубе. Внимание к концепции столетней давности привлек именно Маск, к тому же одним из трех разработчиков проекта стала его The Boring Company. Хотя серьезных успехов, как и предупреждали практически все незадействованные в проектах компетентные инженеры, не добился никто.

Журналисты выяснили, что недолгий взлет популярности HyperLoop принес выгоду одному человеку — Илону Маску. Бизнесмен признался своему биографу Эшли Вэнс в том, что таким образом хотел притормозить или вовсе отменить планы властей Калифорнии по строительству высокоскоростной железной дороги. Ведь чем больше людей выбирают общественный транспорт, тем хуже идут продажи электромобилей.

Срывать сроки всех космических проектов Маску позволяют увлекательные, но постоянно откладывающиеся планы колонизации Марса (как и в случае с HyperLoop, ученые говорят о гигантском количестве нерешенных проблем). В этом смысле у бизнесмена сложился полный симбиоз с властями США, которые в конце 2000-х и начале 2010-х годов вынуждены были оправдываться за провалы в космической программе и говорить о блестящем будущем. Субсидии, которые Tesla получала на развитие электромобилей, остаются постоянной темой разговоров о справедливости поддержки и подсчетов журналистов.

Что важно, все эти годы Маск в первую очередь осваивал американский рынок и рассчитывал на государственную поддержку. Но с 2020 года, после открытия гигафабрики в Шанхае, у него появилась новое поле деятельности. И очень похоже, что именно попыткой влиться в него так же, как в свое время получилось в США, объясняются его новые активности.

Глава Tesla станет посредником между КНР и США?

В последнее время бизнесмен регулярно высказывается по вопросам внешней политики США, причем россиянам лучше всего известны его заявления о боевых действиях на Украине. В Штатах его подозревают в поддержке Москвы, да и в России такое мнение не редкость.

С одной стороны, Маск уклоняется от вопросов, кто прав в конфликте, и предоставляет интернет Starlink Вооруженным силам Украины (ВСУ). С другой стороны, он выступает против военной помощи Киеву от Вашингтона и не верит, что Россию можно одолеть на поле боя. Кроме того, бизнесмен предупреждает о возможном обесценивании доллара и регулярно вспоминает о госдолге США.

Но вопросы о политической неопределенности миллиардера снимаются, если взглянуть на его позицию с третьей стороны. Чаще всего взгляды Маска на конфликт совпадают с позицией Пекина, который не называет виновных, предлагает обеим сторонам прекратить военные действия, формально исполняет санкции Запада, но торгует с Россией и Украиной.

Неожиданный перенос встречи с Моди и неопределенность со строительством завода в Индии вкупе с неанонсированным визитом в Пекин, из которого миллиардер вернулся с успехом, укладываются в это предположение. Китай и Индия — давние соперники, и руководство КНР не заинтересовано в том, чтобы самый опасный сосед получил доступ к передовому производству электромобилей.

А значит, отказ от проекта вместе с прочими политическими высказываниями по чувствительным для Пекина вопросам позволяет Маску считаться в Китае своим и рассчитывать на преференции.

В январе 2024 года глава Tesla заявил, что без торговых барьеров китайские электромобили уничтожат глобальных конкурентов, потому что их компании чрезвычайно хороши. Тогда же он отметил, что пока не видит возможностей для партнерства, но если потребуется, то может предоставить компаниям из КНР доступ к своей зарядной сети и лицензировать другие технологии — например, автопилот.

Спустя три месяца гипотетическое сотрудничество стало реальностью. Роботакси презентуют в Китае, причем с уважением к китайским обычаям, покупатели электрокаров в КНР получают доступ к FSD, а Tesla — данные, необходимые для обучения своих нейросетей.

Вместе с получением этого партнерства Маск фактически сорвал сделку с Белым домом, заключенную год назад. Президент Джо Байден делал ставку на развитие зарядных станций в рамках поддержки электротранспорта, но увольнение почти всей команды отдела Supercharger и снижение темпов строительства делает эту задачу гораздо более сложной.

Таким образом, судорожная смена стратегии и противоречивые действия Маска могут означать не потерю адекватности, а попытку выжать максимум из геополитической напряженности. После того как Белый дом увеличил в четыре раза — с 25 до 100 процентов — торговые пошлины на китайские электромобили, Tesla сможет рассчитывать на выгоду от лояльности китайскому руководству. Поскольку Пекин обязательно постарается ответить американским компаниям, речь может пойти, например, о выгодных условиях поставок компонентов. А кроме того, компания Маска уже получила площадку для испытания роботакси, не ввязываясь в заведомо проигрышную гонку дешевых автомобилей.

Конечно, столь высокие ставки несут и большие риски. Компания может лишиться благосклонности Вашингтона (в том числе за трансфер технологий), а сотрудничество с Китаем окажется не столь выгодным, как представляется. По крайней мере, несмотря на все усилия продажи компании на китайском рынке падают. Однако если роботакси станет реальностью, то Tesla вновь окажется в авангарде революции.

Вопрос только в том, сможет ли компания произвести очередную сенсацию, ведь сейчас она находится в позиции догоняющей, а текущие решения не слишком впечатляют пользователей. Автопилот от Mercedes-Benz уже позволяет убирать руки с руля в условиях минимального риска (автономное вождение третьего уровня, у FSD — только второй), а Waymo, принадлежащая Alphabet (головная компания Google), уже работает над четвертым уровнем. В этих условиях кооперация с Китаем видится перспективным, хоть и сложным вариантом. Впрочем, Маск и не скрывает, что от его успеха зависит будущее Tesla.

< Назад в рубрику