Цифровизация в приоритете Анатолий Попов рассказал о фокусе компаний на ПМЭФ

ЦиклПМЭФ-2024

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Заместитель председателя правления Сбербанка Анатолий Попов в интервью «Ленте.ру» на полях ПМЭФ рассказал о будущем искусственного интеллекта, особенностях работы по 115-ФЗ и планах банка на ПМЭФ.

«Лента.ру»: Расскажите, как Сбер применяет ИИ в кредитовании предпринимателей и компаний. Сколько времени занимает этот процесс, какая доля кредитов бизнесу выдается при помощи ИИ?

Анатолий Попов: Развитие модели искусственного интеллекта позволяет в конечном итоге упростить процесс кредитования и фактически не запрашивать никакие документы компании, которая обращается за кредитом. Если говорить про малый бизнес, то уже 80 процентов кредитов выдается при помощи искусственного интеллекта. Это 15 тысяч заявок в день, и, собственно, весь процесс занимает три минуты. Для чеков от 2 миллионов до 5 миллионов рублей это достаточно быстрый процесс. Главный вызов: как сделать такой же процесс удобным для крупных компаний. Ну и, конечно, следующее — это проектное финансирование. Сбер вовсю развивает искусственный интеллект для проектов.

Мы провели множество сделок для крупного бизнеса с помощью искусственного интеллекта. И, наверное, что самое важное, что пять сделок проектного финансирования жилищного строительства мы смогли сделать простым понятным путем. ИИ значительно сокращает затрачиваемое время: для оборотного финансирования это 7 минут, для сделок проектного финансирования — 5-10 дней.

Но мы верим в то, что и сделки жилищного финансирования, у которых достаточно, с нашей точки зрения, предсказуемые метрики: стоимость квадратного метра жилья, себестоимость строительства, темпы поглощения, скорость продаж, это три основных фактора, которые влияют, помогают построить с помощью искусственного интеллекта модели, которые анализируют, в том числе и рыночные цены методом аналогов. И в конечном итоге делает процесс ясным, понятным, предсказуемым и, конечно, быстрым.

Некоторые компании сталкиваются с риском блокировок по 115-ФЗ. Если бизнес допустил нарушения в своей деятельности, означает ли это прекращение сотрудничества с банком?

115-ФЗ — достаточно сложная тема для предпринимателя, не все понимают правильно, что фактически соответствует требованиям этого закона, а что нет. Поэтому банк, во-первых, предоставляет сопровождение и консультирование по данному сервису в случае угрозы. Сначала, во-первых, предоставляет так называемую желтую карточку, но если действительно предприятие систематически нарушает требования 115-го закона, то уже речь идет об ограничении по счету.

Но мы подсвечиваем контрагентов, с которыми операция выглядит сомнительными, и ряд других аспектов. Поэтому здесь задача предприятия просто достаточно внимательно следовать рекомендациям, не игнорировать их и проактивно, в случае, если такая ситуация возникла, обращать документы. Больше 10 тысяч компаний, которые имели какие-то ограничения, восстановлены с начала этого года. И они спокойно продолжают свою деятельность.

В прошлом месяце несколько крупных компаний разместили так называемые ЦФА на платформе Сбера. Расскажите про этот инструмент, что он дает компаниям и Сберу?

ЦФА — это очень удобный инструмент для обречения финансирования. Эмитент ЦФА размещается, ЦФА покупают. И, наверное, самое важное, что дальше эти ЦФА можно использовать как обеспечение, под них получать финансирование, использовать, как предмет залога. Это не просто кредитный договор, который есть у этих лиц, а у этих токенов может быть дальнейшая судьба. В этом смысл и будущее цифровых финансовых активов.

Если говорить про ЦФА, — это не только про вручение финансирования, но и предоставление обеспечения. Понятно, что есть твердое обеспечение, например, недвижимость, которая имеет ипотеку, может быть заложена, может быть поставлена соответствующая отметка в реестре, и без разрешения банка действия с ней не произойдут. Мы уверены, что появится гораздо больше таких реестров, и можно будет токенизировать, размещать в виде ЦФА доли в компаниях. В итоге это сделает рынок более понятным, предсказуемым, автоматическим.

Если сейчас отношения между субъектами экономической деятельности регулируются договором, который может быть исполнен в суде, то в случае ЦФА отношения регулируются смарт-контрактом на платформе. В случае возникновения события, контракт будет исполнен автоматически. Преимущества — это мгновенность, атомарность, когда права, информация и токены переходят одновременно с действием. Все вещи очень важны для рынка.

В Сбербанке обслуживается огромное количество инвесторов-физических лиц. Расскажите, как вы работаете с юрлицами в части брокерского обслуживания? Какая есть инфраструктура для открытия брокерских счетов – можно ли это сделать онлайн?

В последнее время фондовый российский рынок — это рынок физлиц, и сервисы для физлиц являлись таким важным фокусом. Для крупных институциональных инвесторов у нас было решение Sberbank Markets, им пользовались крупные банки, брокерские компании, страховые, назовем так, институциональные инвесторы.

Но понятно, что эта программа достаточно сложная, она существует на десктопе. И наша задача была сделать доступными те же самые средства эффективного общения с фондовым рынком и для небольших компаний. Мы сделали и удобный инструмент онлайн-открытия брокерского счета, онлайн-возможность покупки, соответственно, тех или иных бумаг, работу с драгметаллами тоже, потому что это предприятие может ранжировать свои риски, инвестируя в драгметаллы, обезличенные металлические счета на некоторый период.

Сбер – технологическая компания. Но цифровизируя свои собственные сервисы и процессы, Сбер также много делает для цифровизации своих клиентов, в том числе крупнейших компаний. Какие сервисы сейчас наиболее востребованы среди них?

Если спросить у тех компаний, с которыми мы сотрудничаем, какой ваш топ-3 приоритетов, цифровизация обязательно попадет в этот перечень. И не делиться своим опытом, не помогать в этом, мы не можем.

Мы проходим с компаниями полный цикл цифровой трансформации, начиная от обучения сотрудников компании принципам диагностики с помощью создания проектов, подборки тех или иных решений, реализации и развития всего цикла сопровождения цифровой трансформации. Следующий уровень после цифровой трансформации — это внедрение искусственного интеллекта, потому что интеллект надо на чем-то обучать, и, если нет цифровых следов, данных, работы, информации, она находится в неструктурированном виде, то и применение искусственного интеллекта ограничено.

Поэтому здесь два этапа мы себе видим в работе. Первый — цифровая трансформация, второй — применение искусственного интеллекта. И, конечно, сейчас в каком-то смысле бум происходит в сервисах языковых моделей, в применении их в развитии бизнеса, и мы видим уже огромный спрос от наших клиентов.

Сбер традиционно очень широко представлен на ПМЭФ. Расскажите, какие у вас планы по работе с клиентами корпоративно-инвестиционного бизнеса на площадке форума в этом году?

Мы очень активно всегда работаем, у нас очень большая команда работает на форуме. Мы рассчитываем подписать более 100 соглашений. И, конечно, ключевым событием будет завтрак Сбера, который будет проходить в пятницу утром. И на нем будут поставлены важные вопросы: что надо делать в России, чтобы достичь четвертого места в мировой экономике, успешно его удерживать, какие инструменты и стимулы должны появиться для того, чтобы эта позиция была устойчивой. Мы также участвуем в более 25 панелях, в различных мероприятиях по экономической тематике, которая от нас больше всего актуальна.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше