История космодрома Байконур. Как он стал единственной площадкой России для пилотируемых космических пусков?

Запуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с пилотируемым кораблем «Союз МС-25» с космодрома Байконур

Запуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с пилотируемым кораблем «Союз МС-25» с космодрома Байконур. Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Байконур — первый и крупнейший в мире космодром (территория составляет 6717 квадратных километров). Является единственным ракетным полигоном, с которого в СССР, а теперь и в РФ, можно осуществлять пилотируемые космические полеты. С ракетного комплекса Байконура были запущены на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли, первый землянин Юрий Гагарин, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. «Лента.ру» рассказывает о космодроме Байконур.

Где находится космодром Байконур

Байконур расположен на территории Казахстана в Кызылординской области на правом берегу реки Сырдарья между городом Казалинск и поселком Джусалы, неподалеку от поселка Торетам (ранее Тюра-Там). Космодром и город с одноименным названием образуют комплекс «Байконур», арендованный Россией у Казахстана до 2050 года.

История создания космодрома Байконур

Предпосылки

20 мая 1954 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о создании баллистической ракеты межконтинентальной дальности (способной доставить ядерное оружие на другой континент), которая должна была стать главной ударной силой советских ракетных войск стратегического назначения в развернувшейся холодной войне между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки.

4 октября 1957 года ракета  Р-7 обеспечила вывод на орбиту первого искусственного спутника Земли

4 октября 1957 года ракета Р-7 обеспечила вывод на орбиту первого искусственного спутника Земли

Фото: ТАСС

Работа по созданию ракеты, получившей индекс Р-7, была поручена Особому конструкторскому бюро № 1 (ОКБ-1, ныне Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королева). под руководством Сергея Королева, который получил весьма широкие полномочия как по использованию необходимых материальных ресурсов, так и по привлечению специалистов разных отраслей промышленности страны.

Поиск подходящего места

Почти сразу же Королев обозначил проблему с отсутствием комплекса предстартовой подготовки ракет-носителей и запуска межконтинентальных баллистических ракет. Полигон Капустин Яр, расположенный в Астраханской области, не подходил для испытания Р-7, которая должна была доставить боеголовку на камчатский полигон Кура, преодолев восемь тысяч километров.

Было желательно, чтобы трасса полета пролегала над малонаселенными регионами СССР, в которых без большого ущерба для экономики можно было выделить немалые площади для падения ракетных ступеней.

Первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова перед полетом в космос на корабле "Восток-6" с космодрома Байконур

Первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова перед полетом в космос на корабле "Восток-6" с космодрома Байконур

Фото: Дмитрий Гасюк / РИА Новости

Поскольку первые модификации «семерки» были радиоуправляемыми, требовалось иметь три наземных пункта управления: два по обе стороны от старта на расстоянии до 250 километров и один по ходу траектории полета на расстоянии до 500 километров.

Сам полигон (площадь не менее шести тысяч километров²) вместе с созданием монтажно-испытательного корпуса должен был располагаться в безлюдной местности, иметь железнодорожные подъездные пути и источники пресной воды.

Были рассмотрены пять вариантов: Астраханская область, Дагестан, Мордовия, Чувашия и Кызылординская область Казахстана. Было принято решение становиться на последнем варианте, как наиболее оптимальном. Немаловажную роль сыграло и то, что чем ближе космодром располагается к экватору, тем быстрее скорость вращения Земли, и тем легче взлет ракеты (около Москвы скорость вращения нашей планеты составляет 260 метров в секунду, в районе Байконура — 316 метров в секунду).

Строительство Байконура

Первые группы военных строителей прибыли на разъезд Тюра-Там 12 января 1955 года, а ровно через месяц совместным постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР было утверждено создание научно-исследовательского испытательного полигона № 5 министерства обороны СССР (НИИП-5), получившего кодовое название «Тайга».

Руководителем строительства был назначен генерал-майор Георгий Шубников, подразделения которого во время Великой Отечественной наводили переправы через реки, строили и разминировали дороги, а после окончания войны возводили в Берлине административные здания и скульптурные ансамбли, в том числе, знаменитый памятник Воину-освободителю в Трептов-парке по проекту скульптора Евгения Вучетича.

Один из сподвижников Королева, конструктор Борис Черток вспоминал:

Дорога шла прямо по плотному грунту действительно бескрайней, голой, еще зимней степи. Зимняя влага мешала истолченной почве превращаться в мелкую дисперсную всепроникающую пыль. Можно было дышать полной грудью чистым степным воздухом. Слева велась прокладка бетонной трассы ко второй и первой площадкам. К стройкам шли вереницы самосвалов с бетоном

Зимой военные строители жили в палатках, к весне на берегу Сырдарьи появились землянки. 5 мая 1955 года было возведено из дерева первое здание поселка, получившего неофициальное название Заря, а 2 июня 1955-го министерство обороны СССР включило НИИП-5 в список своих объектов в качестве воинской части 11284. Эта дата с 1960 года считается официальным днем рождения космодрома.

28 января 1958 года поселок Заря получил официальное название Ленинский, 21 июня 1966-го был переименован в город Ленинск, а 20 декабря 1995 года стал Байконуром

Строительство стартового комплекса

Строительство стартового комплекса

Фото: Pastvu

Работы на объекте в течение нескольких лет велись круглосуточно, без выходных и праздничных дней, порой в сложных погодных условиях, когда дневная температура 6 градусов тепла по Цельсию падала ночью до минус 22 градусов.

Один из участников строительства космодрома, подполковник Петр Толстик отмечал:

Когда мы возвращались после дежурства, требовалось не менее трех часов, чтобы прийти в себя. В голове звучало что-то подобное барабанному бою, напоминающее несмолкаемый гул моторов, не поддающееся расчленению; он сливался в единый гул от работы этой массы людей и машин на строительстве. День и ночь пустыня содрогалась от этих гулов

Первые старты

В мае 1957 года были сделаны важные шаги: 5 мая специальная комиссия приняла в эксплуатацию первый стартовый комплекс НИИП-5, а 6 мая на нем была размещена ракета Р-7. Однако первый пуск «семерки» вечером 15 мая оказался неудачным — в хвостовом отсеке одного из блоков ракеты возник пожар, что привело к прекращению полета на 99-й секунде. Несколько последующих стартов Р-7 также не привели к успеху.

Удачным оказался пуск 21 августа 1957-го, что позволило СССР совершить исторический прорыв: 4 октября 1957 года был запущен первый искусственный спутник Земли. На базе Р-7 ОКБ-1 разработало трехступенчатую ракету-носитель «Восток», первый успешный пуск которой состоялся 2 января 1959 года.

Космонавт Юрий Гагарин в автобусе направляется на стартовую площадку космодрома Байконур. 12 апреля 1961 года

Космонавт Юрий Гагарин в автобусе направляется на стартовую площадку космодрома Байконур. 12 апреля 1961 года

Фото: РИА Новости

А 12 апреля 1961 года ракета вывела на орбиту корабль «Восток-1», успешно осуществив полет человека в космос — летчика-космонавта Юрия Гагарина.

Меры секретности

Чтобы ввести в заблуждение западные разведки НИИП-5 было присвоено название небольшого поселка Байконур (в переводе с казахского «Богатая долина») в 325 километрах к северо-востоку от полигона, где были возведены муляжи стартовых площадок. После полета Гагарина в международные организации были сообщены координаты именно этого населенного пункта. Название было подхвачено советской прессой и прочно вошло в обиход.

Однако обмануть США не удалось: точное месторасположение космодрома они установили еще 5 августа 1957 года после пролета над территорией Советского Союза самолета-разведчика Lockheed U-2. В итоге в западных источниках советский полигон до начала 1990-х годов именовался как Tyuratam — по названию ближайшей железнодорожной станции.

Конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, Сергей Королев, 1961 год

Конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, Сергей Королев, 1961 год

Фото: РИА Новости

На космодроме Байконур была принята система коротких кодированных сигналов: «Скорпион-1» означал, что вражеские шпионы едут на поезде мимо полигона, «Скорпион-2» оповещал о пролете неприятельских разведчиков на самолете, «Скорпион-3» свидетельствовал о других, более серьезных акциях диверсантов. По любому из этих сигналов жизнь на космодроме на несколько минут замирала.

Местные остряки прозвали Сергея Королева с его грубовато-взрывным характером «Скорпионом-4». Узнав об этом, конструктор вскипел от негодования:

Фашистским скорпионом я никогда не был, «Скорпион-4» — неумная выдумка недалекого человека. Я надеюсь, что мои друзья не будут распространять обо мне подобные пошлости!

Катастрофы с человеческими жертвами

24 октября 1960 года при подготовке к пуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 на 41-й стартовой площадке Байконура в 18.45 по местному времени произошел пожар, в результате которого погибли 78 человек, в том числе командующий ракетными войсками стратегического назначения СССР главный маршал артиллерии Митрофан Неделин.

Командующий ракетными войсками стратегического назначения СССР главный маршал артиллерии Митрофан Неделин

Командующий ракетными войсками стратегического назначения СССР главный маршал артиллерии Митрофан Неделин

Фото: Ministry of Defence of the Russian Federation / Wikimedia

24 октября 1963 года при испытании межконтинентальной баллистической ракеты Р-9А вспыхнул пожар на 70-й стартовой площадке Байконура, лишив жизни восьми человек в шахтной пусковой установке. С тех пор 24 октября на космодроме пуски не проводятся, в этот день вспоминают тех, кто погиб при освоении космоса.

23 апреля 1967 года с космодрома был запущен «Союз-1» с летчиком-космонавтом Владимиром Комаровым, который погиб на следующий день при приземлении из-за отказа парашютных систем корабля.

8 июня 1971 года с Байконкура на орбиту был отправлен «Союз-11» с экипажем в составе командира корабля Георгия Добровольского, бортинженера Владислава Волкова и инженера-исследователя Виктора Пацаева. 30 июня 1971-го все трое погибли при возвращении на Землю из-за отсутствия скафандров при внезапно образовавшейся разгерметизации на борту корабля.

Какие ракеты и космические корабли запускали с Байконура

На космодроме испытывались несколько поколений ракет-носителей и их модификаций, созданных на основе Р-7 (в частности, «Восток», «Молния», «Восход», «Союз», «Циклон», «Протон», Н-1, «Зенит», «Энергия»). С Байконура запускались различные межконтинентальные баллистические ракеты (Р-9, Р-36, УР-100, УР-200 и ряд других).

Орбитальная станция «Салют-7» с космическим кораблем «Союз Т-14». Репродукция фотоснимка, сделанного с космического корабля "Союз Т-13" летчиками-космонавтами СССР Владимиром Джанибековым и Георгием Гречко.

Орбитальная станция «Салют-7» с космическим кораблем «Союз Т-14». Репродукция фотоснимка, сделанного с космического корабля "Союз Т-13" летчиками-космонавтами СССР Владимиром Джанибековым и Георгием Гречко.

Фото: РИА Новости

На орбиту выводились пилотируемые космические корабли «Восток» (1961-1963), «Восход» (1964-1966). С 1967-го в космос летают пилотируемые «Союзы», с 1978-го — грузовые «Прогрессы».

15 июля 1975 года с космодрома Байконур был запущен «Союз-19» с командиром экипажа Алексеем Леоновым и бортинженером Валерием Кубасовым, который на орбите состыковался с американским кораблем Apollo, ознаменовав начало важной эпохи в совместном освоении космоса.

19 апреля 1971 года с Байконура была выведена на околоземную орбиту первая в мире пилотируемая орбитальная станция «Салют-1» (первая из десяти советских орбитальных станций). 1 февраля 1999 года запуском в космос российского функционально-грузового отсека «Заря» было начато строительство Международной космической станции.

Осуществляя программу «Энергия-Буран» 15 ноября 1988 года свой единственный полет в автоматическом режиме осуществил многоразовый космический корабль «Буран» без экипажа на борту.

С 4 октября 1957 года по 31 марта 2024 года с Байконура совершено 1540 орбитальных пусков ракет-носителей, в космос выведены 1999 летательных аппаратов, в том числе искусственные спутники Земли.

Передача космодрома гражданским

После распада Советского Союза в 1991 году космодром перешел в собственность Казахстана. 28 марта 1994 года президенты России и Казахстана Борис Ельцин и Нурсултан Назарбаев подписали соглашение об аренде Байконура РФ сроком на 20 лет (ежегодная плата составляет 115 миллионов долларов). В 2004 году договор был продлен до 2050-го.

В 1994-м космодром был передан от военных в ведение гражданских организаций. Главным из них является подразделение госкорпорации «Роскосмос» (бывшее министерство общего машиностроения СССР) — космический центр «Южный», входящий в Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры.

Инфраструктура и посещение

На космодроме также работают представители других отечественных предприятий, среди которых Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королева, Ракетно-космический центр «Прогресс» и Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева.

Общее число работающих превышает десять тысяч человек. На территории космодрома Байконур располагаются четыре действующих стартовых комплекса для пусков ракет-носителей.

Запуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с пилотируемым кораблем «Союз МС-25» с космодрома Байконур

Запуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с пилотируемым кораблем «Союз МС-25» с космодрома Байконур

Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости

Байконур включает в себя два аэропорта: аэродром «Крайний» и аэродром «Юбилейный», измерительный комплекс с вычислительным центром для контроля и управления полетами, 13 монтажно-испытательных корпусов, имеются также заправочно-нейтрализационная и заправочная станции. Космодром включает в себя 470 километров железнодорожных путей, 1281 километр автомобильных дорог, 6610 километров линий электропередачи и 2784 километра линий связи.

Добраться до космодрома из России и Казахстана можно на самолете, долетев до города Кызылорда, на поезде Москва-Торетам или Алматы-Торетам. На территорию самого Байконура можно попасть только в составе официально организованной экскурсионной группы. При этом необходимо иметь разрешение на посещение космодрома от Роскосмоса, куда заявку на поездку нужно подавать за два месяца до путешествия.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше