Для поиска новой работы важно правильно составить резюме. Например, рассказать о своих умениях правильно, чтобы привлечь внимание HR-специалистов компаний, которые ищут новых сотрудников по ключевым словам. Также важно корректно заполнять различные разделы, в том числе часть «Ключевые навыки» в резюме. «Лента.ру» рассказывает, что такое ключевые навыки и умения, какие навыки указать в резюме в первую очередь и как они будут различаться в резюме менеджера, IT-специалиста и системного администратора.
Что такое ключевые навыки в резюме?
Ключевые навыки — это умения, которые необходимы для успешной работы в определенной области или профессии, рассказал «Ленте.ру» директор по продажам «Авито Работа» Роман Губанов. Речь идет о профессиональных умениях, важных для выполнения обязанностей сотрудника.
Это важный раздел резюме, добавила лидер направления «Навыки» hh.ru Марина Дорохова. Ключевые навыки принято разделять на два основных вида.
Виды ключевых навыков
- Hard skills или технические навыки. «"Жесткими" считаются конкретные навыки, необходимые для выполнения определенной работы. Для бухгалтера, например, таким навыком будет знание первичной документации, а для финансиста — умение построить финансовую модель либо свести какой-то отчет», — рассказала «Ленте.ру» HR бизнес-партнер производственного департамента Boxberry Ольга Чернова.
Технические навыки легко измерить: например, соискатель может указать уровень знаний английского языка, а работодатель — проверить его с помощью тестирования.
- Soft skills или универсальные навыки. «Это личностные характеристики, которые не прямо связаны с конкретной профессией, но прямо влияют на успешное участие в трудовом процессе», — рассказала «Ленте.ру» старший консультант кадровой компании UTEAM Юлия Павлова. К таким компетенциям можно отнести общительность, способность работать сразу над несколькими задачами, умение слышать и строить диалог, умение работать в команде, умение убеждать и проявлять инициативу.
«Эмоциональный интеллект (эмпатия, самосознание, умение распознавать эмоции и чувства других, подстраиваться под эмоциональное состояние во время диалога) одинаково важен как для руководителя отдела продаж, так и для бухгалтера или рекрутера», — подчеркнула в беседе с «Лентой.ру» лидер адресного найма в банке «Точка» Дарья Аглиуллина.
Раздел «Ключевые навыки» нужен рекрутерам, чтобы быстро оценить квалификацию соискателя и соответствие требованиям вакансии. Также HR используют его как фильтр для сортировки резюме или холодного поиска кандидатов. Поэтому указание навыков увеличивает шанс на то, что резюме найдут и посчитают релевантным
Также ключевые навыки и умения можно поделить на четыре группы:
- Лидерские. Руководство сотрудниками и умение их мотивировать.
- Организаторские. Умение работать в многозадачном режиме, навыки работы с большим объемом данных, тайм-менеджмент.
- Прикладные и дополнительные. Знание иностранных языков, умение работать с базами данных.
- Коммуникативные. Умение находить общий язык с сотрудниками и вести переговоры, опыт в разрешении сложных ситуаций и улаживании конфликтов, умение убеждать, навыки публичных выступлений, а также грамотная письменная и устная речь.
Какие навыки нужно обязательно указать в резюме?
Обязательно укажите те навыки, которые пригодятся непосредственно в работе на желаемой должности: профессиональный опыт, знания специальных программ и технологий, отметила Марина Дорохова. Например, если в задачах в описании вакансии есть запуск рекламы во «ВКонтакте», логично указать умение настраивать таргет. Важно подчеркнуть те навыки, которые компания ищет в потенциальном сотруднике, отметила Софья Пронина.
Также нужно указать навыки, которые сейчас активно требуются на рынке труда. Обратите внимание работодателя на умение работать с программами, которые актуальны для профессии. Например, дизайнеру необходимо уметь пользоваться Adobe Photoshop, Adobe Illustrator и Adobe InDesign или подобными сервисами, но знания основ будет недостаточно.
«При этом не стоит перечислять каждую мелочь. Лучше укрупнять, группировать умения, уточняя при этом объем навыка. Например, знание Excel (макросы, сводные таблицы)», — подчеркнула Ольга Чернова.
Объективно описать себя как профессионала помогут карты компетенций. Их можно найти в интернете. Они описывают набор и сочетание профессиональных и социальных навыков для разных позиций
Какие ключевые навыки не стоит указывать?
- Не соответствующие должности. «Не нужно все свои умения и увлечения перечислять в резюме. Прекрасно, если вы учились профессионально снимать на телефон, но эти качества не пригодятся в работе аналитика, бухгалтера или рекрутера. Их имеет смысл указывать фотографу или smm-менеджеру», — рассказала Ольга Чернова.
- Недостаточно развитые. «Не стоит указывать уровень владения Microsoft Office, а также знание иностранных языков на уровне elementary/начинающий. Эти навыки не являются продающими, напротив, они смущают рекрутера», — рассказала «Ленте.ру» HR бизнес-партнер центра финансовых технологий «Базис» Юлия Ксенофонтова.
- Распространенные навыки. «Умение пользоваться электронной почтой или стандартными офисными программами не станет преимуществом для подавляющего большинства должностей, особенно для руководящих позиций», — добавила Ольга Чернова.
- Обобщающие навыки без примера. Стрессоустойчивость и коммуникабельность — это важные навыки, однако их так часто и необъективно пишут в резюме, что лучше их завуалировать или приводить примеры. Например, кейс о том, как кандидат смог выйти из кризисной ситуации на предыдущем месте работы, может наглядно продемонстрировать рекрутеру способности специалиста, отметил Роман Губанов.
«Вместо того, чтобы перечислять общие навыки, особенно если они не связаны с вашей профессией, укажите два-три личностных качества, которые вы проявили в своей работе. Это может быть более ценной и полезной информацией для работодателя и не вызовет негативного впечатления о вашем резюме», — отметила Юлия Павлова.
Как правильно указать свои навыки в резюме?
Самые важные навыки указывайте в начале списка
При заполнении раздела ключевых навыков важно распределить умения по важности и приоритетности для работодателей, а также по возможности подкрепить их дипломами и сертификатами, уточнил Роман Губанов.
Перечисляйте ключевые навыки и умения кратко и информативно
Используйте глаголы, чтобы подчеркнуть активную роль кандидата. Например, вместо «знание английского» напишите: «Владею английским языком на уровне Upper-Intermediate, подтверждено сертификатом», уточнила Софья Пронина.
После составления резюме критически посмотрите на него и задайте себе вопрос: «Все ли перечисленные навыки действительно улучшают мою характеристику и подчеркивают профессионализм в данной сфере?»
«Если сомневаетесь, удалите перечень личностных качеств, которые никак не повлияют на ваши шансы получить желаемую должность. Работодатель ищет в первую очередь сотрудника для выполнения определенных функций», — добавила эксперт Moscow Business School в области HR, член Национального союза кадровиков Ирина Лялина.
Описывайте навыки через пользу, которую они несут бизнесу
Например, если бухгалтер, который отвечает за зарплату сотрудникам, напишет, что он коммуникабельный, работодатель может плохо это воспринять. Он может решить, что кандидат не способен сохранить в секрете данные о доходах и провоцирует конфликты. Или что он будет общаться с коллегами большую часть рабочего дня, а не выполнять свои обязанности.
«Но если написать, что вы умеете выстраивать отношения с коллективом на любом уровне и за счет этого вовремя собирать табель, а также все необходимые документы, то коммуникабельность превращается в преимущество», — пояснила Ольга Чернова.
Приводите примеры
Бывают ситуации, когда соискатель владеет какими-то навыками, но они не были востребованы на прошлой работе. В таком случае приводить конкретные примеры, которые подтвердят это умение, обязательно.
«Например, если в вакансии сказано, что приветствуется знание китайского языка. Можно сказать: "Владею китайским языком на разговорном уровне. Веду личный блог на китайском по рецептуре русской кухни (ссылка на блог)"», — рассказала Ирина Лялина.
Используйте популярные аббревиатуры и названия
Например те, которые «в ходу» у рекрутеров или в профессиональном кругу в рамках конкретной вакансии. «Не стоит придумывать новые названия и термины. Посмотрите, как написаны вакансии на работных/карьерных сайтах и используйте эти формулировки в резюме», — пояснила Юлия Ксенофонтова.
Встаньте на место рекрутера и почитайте вакансии, которые оставляют на интересующую вас должность. Посмотрите, какие ключевые навыки требуются работодателям, и сфокусируйтесь на них. Исправьте формулировки с учетом запросов. Добавьте в резюме ключевые слова, которые используют рекрутеры в вакансиях, и тогда ваше резюме будет чаще появляться в поиске, ведь специалисты ищут кандидатов именно по ключевым словам
Примеры ключевых навыков
Пример ключевых навыков менеджера по продажам
- умею работать в CRM-системе «Мегаплан»;
- имею опыт работы в системах бизнес-аналитики Tableau, QlikView;
- управлял командой из 20 сотрудников;
- выполняю планы продаж, на прошлом месте работы каждый месяц добивался результатов выше выставленных KPI на 15-20 процентов;
- знаю Excel (продвинутый уровень).
Пример ключевых навыков бухгалтера
- знаю законодательство в сфере;
- имею опыт бухгалтерского учета (работал с товарно-материальными ценностями (ТМЦ), первичной документацией и так далее);
- знаю Excel (продвинутый уровень).
Пример ключевых навыков главного бухгалтера
- имею более 10 лет опыта работы главным бухгалтером в иностранных компаниях;
- есть успешный опыт руководства бухгалтерией (до 10 человек);
- работаю с налогами, отчетностью по GAAP, есть сертификат ACCA Dip IFR и аттестат аудитора;
- владею программами 1С, БЭСТ, SUN, CMS, Консультант, Гарант, MS Office;
- знаю английский на уровне Advanced.
Пример ключевых навыков дизайнера
- владею программами Photoshop, Illustrator, DaVinci Resolve, PREZI;
- знаю основы композиций и колористики, есть дипломы о прохождении специализированных курсов;
- владею английским языком на уровне C1, это подтверждает сертификат теста IELTS/TOEFL;
- умею работать с фототехникой и студийным оборудованием;
- умею выстраивать эффективную двустороннюю коммуникацию с клиентом;
- обладаю нестандартным и творческим подходом к работе.
Пример ключевых навыков торгового представителя
- обладаю опытом личных продаж;
- умею работать с первичными финансовыми документами;
- знаю техники продаж;
- умею убеждать и работать с разными возражениями;
- умею вести переговоры;
- знаю основы мерчендайзинга;
- имею налаженные связи с торговыми точками.
Пример ключевых навыков разработчика
- владею языками программирования Python и Java;
- работаю с фреймворками Django, Spring;
- работаю с базами данных MySQL, PostgreSQL.
Пример ключевых навыков для Frontend-разработчика
- владею технологиями HTML, CSS, JavaScript;
- владею английским языком на уровне C1, это подтверждает сертификат теста IELTS/TOEFL;
- знаю и использую фреймворки Vue, React или Angular;
- умею организовывать свое рабочее время, строго следую дедлайнам;
- обладаю аналитическим и критическим мышлением.