Рабочие лошадки малого бизнеса. Нижегородский автозавод остается лидером рынка LCV. Как ему это удается?

«Лента.ру» рассказала о причинах успеха Горьковского автозавода

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

По итогам первого полугодия 2024 года нижегородские «Газели» продолжают удерживать лидерство на российском рынке легких коммерческих грузовиков (LCV): на продукцию завода Олега Дерипаски приходится больше половины продаж в этом сегменте. В то время как в других сегментах в условиях санкций инициативу давно и, похоже, надолго перехватили китайские марки. Причины успеха нижегородского автозавода надо искать в начале 2000-х: именно тогда благодаря стратегическому видению лидера на предприятии начали внедрять системный подход во всем — как в производственных процессах, так и в кадровой политике.

По данным агентства «Автостат», по итогам первого полугодия 2024 года в России было продано почти 27 тысяч легких коммерческих автомобилей производства Горьковского автозавода. На рынке LCV отечественный бренд является безусловным лидером, занимая львиную долю рынка в своем сегменте.

В целом в первом полугодии продажи выросли на 28 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года, в России было реализовано 48,4 тысячи новых LCV. Эти показатели — один из важных индикаторов состояния экономики в целом: легкие коммерческие грузовики — «рабочие лошадки» малого и среднего бизнеса, на который приходится чуть больше 20 процентов российского ВВП.

Получается, что главной тяговой силой и сегмента LCV, и российского предпринимателя остается «Газель». Так было и в 1990-е, когда машина впервые вышла на рынок, и в 2000-е, когда оставалась лучшей с точки зрения стоимости эксплуатации и выносливости, и сейчас уже в современном модельном ряде, несмотря на активность китайских производителей, фактически получивших карт-бланш на фоне западных санкций.

Даже в условиях дорогих кредитов покупатели продолжают «голосовать рублем» за нижегородский автопром, и это — результат большой кропотливой работы, которая начиналась на автозаводе больше двух десятилетий назад и продолжается до сих пор.

Новый отсчет

В начале 2000-х перемены были жизненной необходимостью для большинства российских промышленных предприятий: резкий переход от плановой экономики к рыночной для многих стал переломным. Но немногим тогда было очевидно, что дело не только в деньгах — нужно было менять подходы во всем: от сборки на конвейере до выстраивания системы продаж.

Олег Дерипаска

Олег Дерипаска

Фото: Петр Ковалев / ТАСС

На нижегородском автозаводе новый принцип «Зарплату платит покупатель» зазвучал с приходом команды управленцев во главе с Олегом Дерипаской. Именно по его стратегической инициативе в город прибыли японские консультанты по внедрению производственной системы Toyota (TPS). На тот момент японская корпорация была в лидерах мирового автопрома: особая философия ведения бизнеса, основанная на бережливом производстве и развитии сотрудников, помогла восстановить завод из руин после Второй мировой и выдержать конкуренцию с американскими автогигантами.

Как и все новое, принципы TPS поначалу в Нижнем встретили в штыки: японские термины с переводом, развешанные на плакатах по цехам, вызывали у сотрудников только недоумение. Но постепенно, шаг за шагом, многое стало меняться: от освещения на линиях сборки до подходов к качеству, отношений с поставщиками и дилерами.

На первых участках, где внедряли системный подход, производительность труда выросла в несколько раз! Дело в том, что на производственной площадке появились не только лозунги — к рабочим вышли руководители. Например, Дерипаска лично внедрял стандартизированную работу на участке сварки ветрового проема в цехе сборки и сварки цельнометаллического кузова «Газели»: наблюдал за процессом с хронометром, заполнял бланки, на основании которых делали выводы о потерях.

Один из важнейших постулатов TPS — все вопросы должны решаться в цехах, а не в высоких кабинетах — стал для автозавода своим. И, пожалуй, главное, что тогда сделали в Нижнем, — не стали в чистом виде копировать японский опыт, а искали свои решения с учетом производственной специфики и менталитета сотрудников.

Нарабатывали собственную практику и писали свою философию бизнеса, которая в дальнейшем помогла не просто сохранить собственный продукт, но совершенствовать его, несмотря на перманентную турбулентность в экономике. По сути, из каждого кризиса автозавод выходил с новым поколением «Газелей»: в 2010 году это была «Газель Бизнес», в 2013-м — «Газель Next», в 2021-м — «Газель NN».

Производство нового семейства автомобилей «ГАЗель NN» на Горьковском автомобильном заводе

Производство нового семейства автомобилей «ГАЗель NN» на Горьковском автомобильном заводе

Фото: Роман Яровицын / Коммерсантъ

«Мы не останавливаемся и сегодня, — говорит директор по развитию производственной системы автозавода Оксана Исакова. — Ключевой принцип — непрерывность улучшений. Причем в процесс вовлечены все работники, от оператора на конвейере до логистов и закупщиков, от рядового сотрудника до топ-менеджера. Ежегодно внедряется 7 тысяч улучшений, предложенных самими сотрудниками. Все это благодаря тому, что когда-то своим личным примером Олегу Владимировичу Дерипаске удалось создать на предприятии атмосферу, которая побуждает самих работников предлагать усовершенствования. Люди поняли, что значение имеют даже небольшие шаги, каждый может что-то изменить».

Такое детальное погружение лидера и руководителей во все процессы позволило не только перестроить подходы, но и грамотно инвестировать в модернизацию мощностей. Сегодня нижегородский автозавод — одно из самых автоматизированных и современных предприятий в отрасли, и эти возможности позволяют ему гибко реагировать на запросы рынка: обновлять продуктовую линейку, сжимать и расширять производство в зависимости от потребности.

Люди — главный актив

И тем не менее, предприятие изменили люди, а не роботы. Программы обучения и развития персонала стартовали на автозаводе одновременно с переменами в цехах. Регулярными стали конкурсы профмастерства и лидерские тренинги, а все предложения, способные оптимизировать процесс, брали на вооружение сразу, чуть ли не на следующий же день, при этом инициатор получал премию.

Сборочный цех Горьковского автозавода

Сборочный цех Горьковского автозавода

Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Сотрудники почувствовали внимание руководства не только в своей ежедневной работе. Льготные путевки в санатории и детские лагеря, компенсация затрат на горячее питание, профосмотры и лечение в собственном Центре медицинской профилатики, который по уровню оснащения превосходит многие частные клиники, льготы на покупку жилья — для сотрудников автозавода все это является привычным, не говоря уже о неоднократных ежегодных индексациях зарплат.

А несколько лет назад этот системный подход к организации производства и социальной политике автозавод при поддержке Олега Дерипаски масштабировал на весь район, запустив программу «Новый социальный вектор». На основе пожеланий сотрудников предприятие вкладывается в реновацию общественных пространств и объектов на территории Автозаводского района — не только собственных, но и муниципальных. С органами власти работают в партнерстве: например, завод инвестирует в строительство или ремонт объекта, а муниципалитет подключает его к сетям и благоустраивает территорию. Конструктивность постоянного диалога поддерживают депутаты на разных уровнях власти, делегированные предприятием.

В результате за короткий срок в Автозаводском районе появились обновленный стадион со спорткомплексом, первые в городе сеть велосипедных дорожек и Центр спортивных единоборств, реконструирован Дом ветеранов, модернизируется Дом культуры, готовятся к обновлению один из старейших в Нижнем Новгороде парков и лыжная база.

В перспективе завод планирует построить для своих сотрудников целый мини-полис — жилой комплекс нового типа со всей необходимой инфраструктурой. «Планы сверстаны на несколько лет вперед и регулярно обновляются, актуализируются — мы постоянно поддерживаем обратную связь и с сотрудниками, и с профильными органами власти», — говорит депутат гордумы от предприятия Мария Кузнецова.

Посетители у стенда Горьковского автозавода на международной выставке автобусной техники

Посетители у стенда Горьковского автозавода на международной выставке автобусной техники

Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости

Заглянуть за горизонт

Смотреть в будущее — еще одна важная привычка, привитая собственником и закрепленная в производственной системе предприятия. Коммерческий транспорт — долгожитель, корпоративные клиенты меняют такие машины реже, чем частные автовладельцы, поэтому и горизонт планирования у конструкторов в LCV-автопроме долгосрочный. «Разработка нового автомобиля от идеи до конвейерного воплощения занимает не меньше пяти лет, а если речь идет о внедрении инноваций, нужно закладывать еще пять лет на исследования», — рассказывает директор по планированию инженерного центра компании Олег Филимонов.

Развитие продолжается при любых потрясениях, даже сейчас, в жестких условиях санкций. Поэтому в продуктовом портфеле автозавода появляются не только новые модификации машин, но и настоящие автомобили будущего: электромобили, водоробусы и даже беспилотники, а вместе с ними — опыт внедрения современных высокотехнологичных систем и интеллектуальных сервисов помощи водителю (ADAS-системы).

Долгосрочное планирование характерно и для кадровой политики предприятия. В начале 2000-х именно в Нижнем появились первые кружки робототехники, а потом и фестиваль «Робокросс», ставший впоследствии федеральным. Сегодня на автозаводе работают крупнейший в городе «Кванториум», «Техноспейс» для ребят постарше и целый детский интерактивный этаж в Музее истории ГАЗа, куда ежедневно водят школьников целыми классами. То есть популярную сегодня, в условиях глобального кадрового дефицита, идею о том, что интерес к науке и технике надо пробуждать у детей как можно раньше, на предприятии начали внедрять уже два десятка лет назад.

Соревнования беспилотного транспорта «РобоКросс 2024»

Соревнования беспилотного транспорта «РобоКросс 2024»

Фото: Михаил Сорокин / Автозаводец

Еще один пример такой дальновидности — собственная «Академия ИТ» автозавода, скоро стартует второй поток. Прошедшие конкурсный отбор студенты ведущих вузов и техникумов города на базе предприятия получают усиленную подготовку по своей ИТ-специальности, адаптированную под конкретное производство, а лучших трудоустраивают в компанию уже в процессе обучения. Благодаря этой инициативе завод закрывает свою потребность в уникальных и очень сейчас востребованных ИТ-специалистах, работающих на стыке инженерного дела и технологий.

В итоге нижегородский автозавод стал «зачинщиком» многих подходов, которые впоследствии стали федеральными трендами. А это стало возможным, потому что стратегическое видение, привитое лидером, заключается в том, что ни один подобный проект не рождается в моменте, такие инициативы требуют подготовки, часто многолетней. И судя по всему, главный урок, который выучил автозавод: важно быть готовым не только к кризису, но и к тому, что он однажды закончится.

Лихие 90-е закончились.
Добро пожаловать в реальный мир
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше