Российские преподаватели проходят стажировки на производстве. Как это улучшит качество образования?

На производстве прошли стажировки 4 тысячи преподавателей колледжей

Фото: Shutterstock / Fotodom

В стране завершается первая волна стажировок для тех, кто учит студентов в колледжах. Речь про преподавателей, методистов и мастеров производственного обучения. Уникальность стажировок в том, что такого погружения в реальное производство не было с советских времен. Командная работа, работа на станках своими руками под присмотром наставников. При этом технологии и оборудование — лучшее, что есть сейчас на наших и мировых рынках промышленности. Лучшее, потому что стажировались преподаватели на крупнейших предприятиях страны, среди которых — «Татнефть», «СтатусСиб», Невский рыбный завод, Мособлгаз, «Еврохим», ПАО ТМК, «УралПромМаш» и еще ряд концернов.

Преподаватели проходят стажировку на более 100 флагманских российских предприятиях страны 19 ведущих отраслей экономики, среди которых — газовые, нефтяные, рыбные гиганты и многие другие.

Первые четыре тысячи преподавателей уже прошли обучение, а прямо сейчас идет завершающая волна новоявленных «стажеров» из разных регионов России. География участников: Пермь, Уфа, Тамбов, Новосибирск, целый список индустриальных городов. И еще масштабнее география колледжей, направивших своих сотрудников на такую учебу.

Фото: Shutterstock / Fotodom

Реальное производство

Стажировка для любого педагога — дело обыденное и привычное, но пройти ее можно по-разному. Можно исписать тетрадь конспектами в методическом центре, ответить на какие-то вопросы и получить удостоверение.

Совершенно другой подход, когда попадаешь на реальный завод. Здесь отсидеться не выйдет. А если в технологиях не разобрался и не понял, как станком управлять, то и экзамен итоговый сдать не выйдет, и удостоверение не получишь. Сами преподаватели при этом говорят, что именно таких программ им и не хватало, где ты не только слушаешь, но и практикуешься.

Программы повышения квалификации преподавателей колледжей в рамках федерального проекта «Профессионалитет» разработал и реализовал Институт развития профессионального образования. Это главный центр страны, который ведет разработки лучших программ для рабочих кадров по всем отраслям экономики.

Фото: Артем Дергунов / Коммерсантъ

Возможности и запросы

В основе каждой программы лежит новая образовательная технология федерального проекта «Профессионалитет» — самого масштабного проекта среднего профессионального образования, который третий год подряд реализуется на базе колледжей в целях подготовки востребованных ведущими российскими предприятиями рабочих кадров.

Суть технологии состоит в том, чтобы максимально соединить возможности колледжа с запросами предприятий. Так образуется образовательно-производственный кластер. Предприятие в кластере помогает колледжам создать программы обучения, с тем набором знаний и компетенций, которые нужны им «у станка».

«Мостострой-11» — одна из важнейших многопрофильных строительных компаний Тюменской области, входит в образовательно-производственный кластер «Транспорт и дорожное строительство» и имеет хорошо известную для многих нынешних инженеров и бывших студентов базовую кафедру с богатым практическим опытом. Однако стажировочной площадкой для педагогов из других регионов она стала впервые.

«Было какое-то упущение — мы получаем студентов, которых готовят преподаватели, а они в свою очередь никогда не были на производстве. Преподаватели своими глазами увидели производственные мощности, оборудование, отношение внутри стройплощадки между сотрудниками. На практике педагоги увидели виды поломок автомобилей и способы их выявления. Сварочное производство — наш преподаватель рассказывал о деформационных швах, способах их выявления. В рамках лаборатории неразрушающего контроля участники провели замеры. Еще был курс по ТИС — программе, которая помогает следить за перемещением транспорта. Все наглядно и все максимально доступно», — рассказал гендиректор «Мостострой-11» Николай Руссу.

Фото: Shutterstock / Fotodom

От теории к практике

В рамках прохождения стажировки за 44 часа участники изучают новейшие образовательные технологии, работу с современным оборудованием, организацию командной работы и мотивацию студентов, а также получают важные знания по законодательству в сфере среднего профессионального образования.

Объединение центров развития культуры города Тулы провело стажировку для 70 педагогов из колледжей Вологодской, Ленинградской областей и Республики Башкортостан. Стажировали по профилю «Дизайн», «Графический дизайн» и «Прикладное искусство».

«Школа креативных индустрий, в студиях которой проходит стажировка, оснащена самым современным оборудованием, здесь трудятся профессиональные специалисты. Мы хотим, чтобы и вы овладели такими же компетенциями и могли передать эти знания своим студентам. Всегда быть в центре — это девиз организации. Это значит быть в центре культурных событий страны и Тульской области, формировать культурную политику региона, сохранять и популяризировать фольклор и традиционные ремесла, поддерживать творческую молодежь, вдохнуть новую жизнь в кинопоказ и совершенствоваться дальше», — отметила директор Объединения центров развития культуры Елена Арбекова.

Педагоги, методисты и мастера производственного обучения получают практические навыки работы на современном оборудовании, знакомятся со всеми производственными процессами предприятия, с технологиями бережливого производства. В колледжи возвращаются заряженные новыми знаниями и навыками педагоги.

Лихие 90-е закончились.
Добро пожаловать в реальный мир
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше