Современные автовладельцы, если они, конечно, не любители экстрима, давно привыкли к управляемости и безопасности машин. И то и другое обеспечивает небольшое и довольно простое устройство — сайлент-блок. Он установлен везде, где требуется смягчить толчки или устранить вибрацию — от коробки передач до двигателя. «Лента.ру» рассказывает, что такое сайлент-блоки, какой у них срок службы в российских условиях и когда пора их менять.
Что такое сайлент-блок
«Там, где дороги плохие, как во многих уголках России, подвеска остается одной из основных проблем, — рассказывает в беседе с «Лентой.ру» историк автопрома, автоэксперт Денис Можейко. — Мало того что ездить по колдобинам, мягко говоря, не очень приятно, так и ходовая часть может не выдержать и оставить водителя куковать на каком-нибудь отдаленном проселке. Чтобы этого не случилось, и был придуман сайлент-блок».
Сайлент-блок — это резино-металлический шарнир: две металлические втулки, между которыми установлена резиновая или полиуретановая прокладка-демпфер
Дословно с английского silent block переводится как «тихий блок». По сути, это дополнительный амортизатор, который устанавливается в тех или иных узлах автомобиля. Все передающиеся на ходовую часть, кузов и в салон машины толчки и вибрации, по словам Можейко, гасит именно сайлент-блок.
Сайлент-блоки устанавливаются:
- в двигателе,
- в поворотных кулаках передней и задней подвесок;
- в стабилизаторе поперечной устойчивости;
- в трансмиссии;
- в рычажных креплениях.
В пресс-службе ГК «Автодом» пояснили, что сайлент-блоки различаются в зависимости от конструкции автомобиля.
Сайлент-блоки бывают:
- классические (цельная резиновая/полиуретановая часть, одна или две — внешняя и внутренняя — втулки);
- полостные (с отверстиями для работы рычагов передней и задней подвески);
- крепежные (с проушинами под болты);
- плавающие (похожи на шаровую опору, обеспечивают хорошую подвижность соединяемых деталей, а значит, лучшую плавность хода).
Какой сайлент-блок лучше: из резины или полиуретана
Ударные нагрузки и вибрации сайлент-блок поглощает за счет эластичности материала: натурального каучука или синтетического полиуретана. Резиновые шарниры в российских реалиях изнашиваются быстрее.
Еще пять-семь лет назад альтернативы резиновым сайлент-блокам не было, рассказывает Можейко, а теперь установкой полиуретановых сайлент-блоков «занялись все, кому не лень».
Вообще-то полиуретановые сайленты пришли из автоспорта, но многие уверены, что они вообще были изобретены в России , потому что кому-то просто надоело менять «резинки» на половине гарантийного срока использования
Многие автолюбители оценили шарниры из синтетического материала.
Своими впечатлениями на автофоруме делится любитель экстремальной езды из Казахстана Ермек Шалов. «Коллеги по off-road давно говорили про качество неведомого мне ранее полиуретана, так что я, недолго думая, заказал целое ведро сайлент-блоков — полностью на всю подвеску, — рассказывает он. — Поставил, вышел на распаханную целину на тест-драйв. Что сказать, машина стала устойчивей — никакой болтанки и, кстати, никакой жесткости в подвеске! Но, я думаю, на тяжелых внедорожниках это просто не чувствуется, в отличие от седанов или кроссоверов. Зимой я тоже особых минусов не увидел, но, может, просто холодов особых не было».
Отзывы других водителей — не такие восторженные. Например, автовладелец Венедикт Баранов из Читы выявил серьезный недостаток полиуретана.
«Поставил отечественный полиуретан на все подвески, — пишет он на одном из автофорумов. — За окном — минус 30, тронулся. Сначала подумал, что в багажнике пустое ведро болтается. Еду дальше, и при каждой мелкой неровности слышно громкое бряканье. Я не догадывался, что это так звучат сайленты на морозе, пока не доехал до СТО (станции технического обслуживания), где и выяснилось, что они реально замерзают до состояния деревяшки».
Эксперты «Ленты.ру» назвали достоинства и недостатки резиновых и полиуретановых сайлент-блоков.
Вид сайлент-блока | Плюсы | Минусы |
---|---|---|
Резиновый | Привычнее — скорее всего, с ним машина сошла с конвейера; невысокая стоимость; мягче и обеспечивает лучшую плавность хода. | Плохая морозоустойчивость; неустойчивость к воздействию химикатов и реагентов; не доживают до гарантийного срока. |
Полиуретановый | Улучшенная управляемость, особенно при езде по бездорожью; повышенная устойчивость к ударам и вибрации; не боится перепадов температур и химикатов; пятикратный гарантийный ресурс. | Увеличение жесткости подвески, особенно на морозе; высокая цена; могут стирать мягкие детали ходовой части. |
Эксперты рекомендуют не покупать полиуретановые сайлент-блоки в случае, если автомобиль имеет жесткую подвеску, — они доставят дискомфорт при вождении.
Когда пора менять сайлент-блоки
Вышедшие из строя «тихие блоки» ремонту не подлежат, и с их заменой лучше не тянуть — это чревато не только потерей комфорта при вождении, но и снижением управляемости, а значит, и безопасности.
Главное условие правильного ухода за сайлент-блоками — это регулярная замена
«Стершийся и вовремя не замененный сайлент может встать владельцу в копеечку, — предупреждает автоэксперт Можейко. — Дело в том, что при дальнейшей эксплуатации он постепенно изуродует место своего крепежа, и менять придется не только сайлент-блок, но и, например, поворотный кулак подвески. Если же продолжать ездить с неисправным сайлентом дальше, то последует цепная реакция — быстрый износ шаровых опор, наконечников рулевых тяг… В конечном итоге отвалится сама рулевая рейка».
Средний срок эксплуатации сайлент-блоков:
- резиновых — 60 000 километров пробега,
- полиуретановых — 90 000 километров пробега.
Почему сайлент-блоки выходят из строя
Эксперты «Ленты.ру» назвали причины, по которым стираются сайлент-блоки:
- экстремальный стиль вождения;
- осторожная манера езды (для резиновых сайлент-блоков);
- затяжка болтов крепления рычагов подвески (для полиуретановых сайлент-блоков);
- повреждение резиновой части химически активными веществами;
- неправильный монтаж;
- превышение срока эксплуатации.
Как узнать о дефектах сайлент-блоков
Определить, что сайлент-блоки вышли из строя, можно как визуально, так и по поведению авто. Пресс-служба ГК «Автодом» назвала пять признаков того, что сайлент-блоки пора менять:
- крен машины при движении по прямой и при торможении;
- задержка при повороте руля;
- в салоне чувствуется вибрация;
- увеличение жесткости подвески;
- скрип и стук в ходовой части;
- перекос рычага подвески;
- быстрый износ боков покрышек.
Можно ли поменять сайлент-блоки самому
«Замену сайлент-блоков вполне можно провести своими руками, прочитав инструкцию или посмотрев видео, — говорит автоэксперт Денис Можейко. — Но это касается только шарниров передней и задней подвески».
Замена сайлент-блоков коробки передач и мотора требует особых навыков, помощь профессионалов обойдется дешевле самостоятельной работы
Алгоритм замены сайлент-блока подвески достаточно прост. Вот, что нужно сделать:
- Обрезать выступающую резину.
- Приставить к торцу металлическую трубу меньшего, чем гнездо сайлент-блока, диаметра.
- Выбить деталь молотком.
- Гнездо очистить от ржавчины.
- Смазать мыльным раствором (использовать солидол не рекомендуется).
- Вставить новый сайлент-блок.
Однако стоит помнить о последствиях самостоятельного вмешательства в устройство автомобиля.
«Если машина на гарантии, то после самостоятельного ремонта в гарантийном ремонте могут отказать, — предупреждает руководитель группы «Юридическая помощь онлайн» Александр Бударагин. — Особенно, если вы сами поменяете резиновые сайлент-блоки на полиуретан. Ведь налицо не оригинальные и даже не аналогичные заводским запчасти».