Техобслуживание — не обязательная, но важная процедура, которая позволяет оценить технические качества автомобиля, особенно после зимы. Специалисты рекомендуют проверять свою машину на регулярной основе, чтобы избежать серьезных неприятностей в неподходящий момент. Посещать станции техобслуживания советуют каждые 15 тысяч километров или один раз в год — в зависимости от того, что наступит раньше. «Лента.ру» рассказывает, в чем заключается техническое обслуживание автомобиля, где его проводят, какие процедуры включены, сколько стоит и как владельцев машин могут обмануть.
В чем разница между техосмотром и техобслуживанием автомобиля
Под техническим обслуживанием (ТО) понимают комплексную проверку работы различных систем автомобиля и замену расходных материалов. По сути, это мелкий ремонт машины, призванный поддерживать ее в тонусе и избегать серьезных проблем. ТО проходят в автосервисе или на станции технического обслуживания (СТО). Некоторые автовладельцы, не желающие тратиться на работу механиков, предпочитают проводить ТО своими силами.
При техническом осмотре Госавтоинспекция проверяет функционирование всех узлов авто, неисправность которых может привести к негативным последствиям на дороге. Это ходовая часть, тормозная система, работа фар и так далее. Предполагается, что техосмотр позволит выявить критические неполадки.
Проведение техосмотра контролирует государство, поэтому его можно сделать лишь в специальных аккредитованных СТО
Техосмотр обязателен для машин старше четырех лет. В октябре 2024 года Российский союз автостраховщиков и Всероссийский союз страховщиков предложили сделать его обязательным для всех автомобилей с 2026 года. Такая мера действовала прежде.
Регионы устанавливают максимальные тарифы на техосмотр, которые повышают из-за инфляции каждый год. Так будет и в 2025 году: например, в Ростовской области и Ставропольском крае с 1 января для легковых авто цены вырастут с 1022 рублей до 1098 рублей.
Когда отменили обязательный техосмотр автомобилей
В 2011 году вышел закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который отменял необходимость наличия талона техосмотра под передним стеклом. Однако для оформления страхового полиса ОСАГО настаивали на получении диагностической карты, подтверждающей факт прохождения техосмотра.
Такие условия просуществовали десять лет, пока незадолго до конца 2021 года Госдума не отменила обязательный ТО транспортных средств для получения ОСАГО. При этом за отсутствие самой страховки на вас могут наложить штраф в размере 800 рублей. Как было заявлено Российским союзом автостраховщиков в середине марта 2024 года, за год средняя выплата по ОСАГО выросла на 11,5 процента, в полтора раза опередив инфляцию.
Однако если на учет ставится автомобиль старше четырех лет, отсутствие диагностической карты по-прежнему неприемлемо. Техосмотр таких машин необходимо проводить для постановки на учет.
В декабре того же года президент Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно закону, владельцам легковушек и мотоциклов отныне не требуется проходить обязательный техосмотр, — принимать решение об обслуживании своего транспорта можно самостоятельно, исходя из личных соображений. При этом ТО для коммерческого транспорта остался в обязательном порядке. А грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы к ним для перевозки опасных грузов подлежат техосмотру каждые шесть месяцев
Зачем регулярно проводить техобслуживание
Осуществлять контроль за состоянием машины, особенно подержанной, важно и нужно — в противном случае велик риск нажить себе неприятности в самый неподходящий момент. Не стоит забывать и о том, что регулярное прохождение ТО, причем у официальных дилеров, — это одно из условий сохранения гарантии на приобретенный автомобиль, используемый в личных целях. Отметку о проведении техобслуживания необходимо занести в сервисную книжку и скрепить печатью автосервиса — это будет плюсом при перепродаже машины в будущем.
Автодилеры предлагают покопаться в двигателе уже почти сразу после покупки новой машины: когда вы отъездите первую тысячу километров. Сотрудники сервиса заявляют о важности проверки именно в этот момент, поскольку обкатка авто укажет на возможный заводской брак и другие возникшие неполадки, которые поддаются исправлению.
Кроме того, настойчиво советуют после первой тысячи менять масло (в процессе притирки деталей друг к другу туда может попасть металлическая стружка) и масляный фильтр, а также проверять технические жидкости, ходовую, давление в шинах, состояние АКБ и так далее. Тем не менее многие автомобилисты считают нулевое ТО, равно как и большинство регламентных работ в последующем, попыткой выкачивания денег. Как бы то ни было, ТО после пробега в тысячу километров не влияет на гарантию.
Обычно дилеры рекомендуют проходить техническое обслуживание каждые 15 тысяч километров или один раз в год — в зависимости от того, что наступит раньше
Это необходимо для нормальной работы автомобиля и поддержания его в хорошем состоянии. В основном плановые ТО проводятся для замены исчерпавших свой ресурс расходников. Правилом хорошего тона считается, когда после выполнения всех работ сотрудники автосервиса передают вам старые запчасти, а также упаковки от новых и пустые емкости от залитых жидкостей. Это дает вам уверенность в том, что все положенные по регламенту работы действительно были проведены.
Какие работы проводятся на плановом ТО
В ходе технического обслуживания и комплексной проверки автомобиля предусматриваются следующие действия (на примере Renault):
ТО-1 (15 тыс. км/1 год)
- замена моторного масла;
- замена масляного фильтра;
- замена фильтра вентиляции салона;
- замена воздушного фильтра.
ТО-2 (30 тыс. км/2 года)
- замена моторного масла;
- замена масляного фильтра;
- замена фильтра вентиляции салона;
- замена воздушного фильтра;
- замена свечей зажигания;
- очистка системы кондиционирования.
ТО-3 (45 тыс. км/3 года)
- замена моторного масла;
- замена масляного фильтра;
- замена фильтра вентиляции салона;
- замена воздушного фильтра;
- замена тормозной и охлаждающей жидкостей.
ТО-4 (60 тыс. км/4 года)
- замена моторного масла;
- замена масляного фильтра;
- замена фильтра вентиляции салона;
- замена воздушного фильтра;
- замена свечей зажигания;
- замена ремня генератора;
- очистка системы кондиционирования.
ТО-5 (75 тыс. км/5 лет)
- замена моторного масла;
- замена масляного фильтра;
- замена фильтра вентиляции салона;
- замена воздушного фильтра.
ТО-6 (90 тыс. км/6 лет)
- замена моторного масла;
- замена масляного фильтра;
- замена фильтра вентиляции салона;
- замена воздушного фильтра;
- замена свечей зажигания;
- замена тормозной и охлаждающей жидкостей;
- очистка системы кондиционирования.
Какие документы нужны для проведения ТО
Одни водители предпочитают обслуживаться только в фирменных дилерских салонах, другие — в целях экономии денег обращаются в неофициальные автосервисы — речь идет о таких, которые часто находятся в промзонах и гаражных комплексах. Считается, что с «официалов» будет проще потребовать компенсацию в случае некачественного выполнения работ. В гаражах, как правило, работают без кассового аппарата. Поэтому предъявить претензии при возникновении такой необходимости будет сложнее.
Если вы все-таки не хотите переплачивать, постарайтесь найти проверенного «неофициала» — могут помочь рекомендации знакомых и отзывы в интернете
Необходимо иметь в виду, что в гаражах могут работать вполне квалифицированные мастера, ничуть не уступающие, а то и превосходящие по навыкам сотрудников дилерских центров.
Для прохождения техобслуживания у вас могут попросить следующие документы:
- Удостоверение личности (паспорт);
- паспорт транспортного средства (ПТС);
- свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС);
- водительское удостоверение.
В случае, если машину доставил в сервис не собственник, а другой человек, его могут попросить предъявить доверенность с подписью владельца. Заверять такой документ у нотариуса не требуется.
Сколько стоит техобслуживание
Стоимость ТО может различаться в зависимости от марки машины и места проведения. Так, ТО-4 для «Лады-Весты» в одном из сервисов крупного сетевого дилера в 2024 года стоило от 13 тысяч рублей, тогда как в Тольятти — от 11 тысяч. На техобслуживание автомобиля Kia Rio с объемом двигателя 1,6 литра в столице придется потратить около 25 тысяч рублей, а вот обслуживание кроссовера Hyundai Santa Fe (объем двигателя 2,5 литра) уже влетит в копеечку — 40 тысяч.
Что еще нужно знать перед прохождением ТО
Не стоит слишком увлекаться экспериментами со своим авто: эксплуатацию техники, которая не соответствует нормативным требованиям, могут запретить, если найдут неисправности или признаки того, что в конструкцию внесли изменения.
Перед ТО машину лучше помыть. Помимо замены исходников, механики во время техобслуживания должны проверить функционирование световых приборов, аварийную сигнализацию, работу омывателей, подсветку номерных знаков, давление в шинах, люфт рулевой рейки, состояние подвески. Обычно в их обязанности входит диагностика тормозной системы, проверка двигателя, осмотр прочих конструкций.
Как не стать жертвой обмана
По итогам техобслуживания работники могут указать на неисправность и предложить провести дополнительный ремонт. Особого внимания заслуживают такие проблемы, как некорректная работа тормозной системы и перегрев двигателя. Механики должны сообщить о наличии необходимых деталей, назвать их цену, а также стоимость проведения работы.
Иногда автовладельцу предлагают что-то не очень нужное, например, заменить свечи, которые в хорошем состоянии и способны нормально прослужить еще долго. В такой ситуации собственник должен решить, соглашаться на услугу или нет. При сомнениях можно проверить свой автомобиль в другом салоне и так получить альтернативное мнение.
Механик Владимир рассказал «Ленте.ру», что зачастую автовладельцы сталкиваются с недобросовестным отношением работников СТО. Случалось, что из двух новых деталей его коллеги устанавливали на машину только одну, а вторую заменяли на такую же старую.
К сожалению, могу констатировать: иногда в автосервисах обманывают. Я и сам попадал в такие ситуации как клиент. Скажем, просишь оригинальное масло за 15 тысяч, а они зальют аналоговое за пятерку. Разницу кладут себе в карман
По его словам, отследить подобный обман можно лишь одним способом: перед работой нужно попросить показать резервуар с маслом, которое готовятся залить, и затем лично присутствовать при процессе, стоять в стороне, но внимательно следить за работниками.
«Если отдал машину и отошел на несколько часов, они могут сделать что угодно. Если зальют некачественное масло, расходники быстрее износятся», — заключил Владимир.
Автомеханик отметил, что никто так не знает машину, как ее владелец. Лучше запоминать и даже записывать информацию обо все проблемах, даже незначительных, которые вам удалось выявить в процессе эксплуатации авто. Позднее это поможет избежать лишних трат.