Праздники — время подведения итогов прошедшего года и постановки целей на год грядущий. Однако с планированием в последние несколько лет складывается не у всех. Сначала по россиянам ударила пандемия коронавируса, затем внезапно свернули программу льготной ипотеки, потом началась СВО, затем исчезли многие товары, а за ними — доступные кредиты. Из-за кризисов последних лет горизонты планирования у жителей страны стали короче, подтверждает декан факультета практической психологии Московской высшей школы социальных и экономических наук, психолог Евгений Моргунов. Но это не значит, что планировать — бесполезно, а подводить итоги года, в котором мало что из запланированного удалось реализовать, — совсем бессмысленно. О том, как правильно ставить цели в условиях ограниченных возможностей, Моргунов рассказал в интервью «Ленте.ру».
Почему люди воспринимают Новый год как своего рода водораздел? Как это ежегодное ожидание чуда характеризует россиян?
Евгений Моргунов: Не только россияне ждут Новый год как нечто необычное и сказочное. Это характерно почти для всех народов, даже если у них разные даты перехода от одного года к другому.
В психологии есть раздел — хронопсихология, — который занимается изучением восприятия людьми времени. У европейцев в хронопсихологии время представлено как линия, вдоль которой мы движемся. Будущее — где-то справа, прошлое — где-то слева. И эта линия неравномерна. На этой кривой времени есть, с одной стороны, ключевые точки биографии каждого человека, которые могут влиять на восприятие времени, а с другой — общекультурные точки. И не важно, будь то Новый год, Рождество или Старый Новый год. Все равно это важные точки, когда принято подводить промежуточные итоги и пытаться строить планы на будущее.
Если, условно говоря, эту линию разделить на прошлое, настоящее и будущее, то для разных периодов времени и разных людей эти три отрезка могут быть представлены очень по-разному. Идеальной является ситуация, когда все эти три важных интервала представлены сходным образом и ни один особенно не выделяется. Проблемы начинаются тогда, когда появляются ярко выраженные отрезки.
Например, в советское время все уповали на некое светлое будущее, но настоящее было какое-то индуцированное, сокращенное, серенькое. Тогда мы жили ради светлого будущего, но при этом отказывались от многого в настоящем
Может быть и иная картина мира — когда, например, люди живут прошлым, чтут традиции и обряды, но при этом слабо представляют, что будет через три месяца или через год. А есть еще и такой вариант, когда мы и прошлое не очень чтим, но при этом думаем, что нечего нам особенно планировать вперед, ведь ситуация слишком динамичная, и что бы мы ни спланировали, жизнь может повернуться по-другому, поэтому основное внимание стоит уделять настоящему. Такому восприятию времени характерны установки «живите сегодняшним днем», «не думайте ни о чем», «тратьте побольше», «получайте максимум удовольствия сегодня» и «после нас хоть потоп».
Есть и другие варианты — когда есть и прошлое, и настоящее, но нет будущего, или когда прошлого нет, а будущее и настоящее есть. Совсем сложный вариант — когда ни с прошлым, ни с настоящим, ни с будущим человека ничто не связывает, но это уже патопсихологические случаи, такое вряд ли у нормального человека бывает.
Восприятие времени может быть разным, а Новый год — это общекультурная точка, которая позволяет зафиксировать какие-то индивидуальные события, обсудить их со своими родными и близкими, отпраздновать хорошее или погоревать о чем-то плохом, что случилось за год.
А сейчас, на ваш взгляд, есть перекос в будущее, настоящее или прошлое?
У меня такое ощущение, что общество стало более разнородным. Очевидно, есть довольно значительное число населения, особенно среди людей старше 40 лет, которое развернуто в прошлое. Это во многом связано с возрастом, ведь будущее у этой возрастной группы хронологически гораздо меньше, чем прошлое.
Но есть и люди, которые вне зависимости от возраста в чрезмерно радужном свете смотрят на прошлое, потому что мы устроены таким образом, что память вытесняет плохие воспоминания и оставляет по большей части хорошие. И иногда стоит таким людям вспомнить про колбасные очереди, чтобы они не слишком идеализировали свои воспоминания.
Гораздо перспективнее — обращать внимание на наше будущее. Как наше личное, так и общее.
Как обращать внимание на будущее, даже личное, когда все так неспокойно?
Понятно, что сейчас факторов неопределенности стало довольно много, и у меня есть ощущение, хоть оно и не подкреплено экспериментальными исследованиями, что горизонты планирования несколько подсократились у населения. То есть мы хуже начинаем видеть свое будущее дальше, чем на несколько лет вперед.
Когда есть только одна линия планирования и человек сомневается в достижимости цели, то отказывается от долгосрочного планирования.
Но имеет смысл подумать как минимум о трех сценариях — наилучшем, наихудшем и среднем. Это называется «метод сценарного планирования», который применяется в бизнес-консультировании. Он пригодился бы и для беседы за новогодним столом в семейном кругу, ведь эта техника отработана на успешных бизнес-проектах
В обычной жизни метод сценарного планирования — это как с богатырем из сказки, который стоит перед камнем, на котором написано «налево пойдешь — коня потеряешь, направо — жизнь потеряешь». Не так буквально, как у него, ведь даже худший сценарий не должен значить самый плохой исход. Худший сценарий может быть сохранением какого-то статуса-кво, то есть если обстоятельства сложатся таким образом, то просто особенно ничего не произойдет. А другие направления, наоборот, могут быть наполнены важными личными достижениями — поступить в университет, вырасти в зарплате, сделать большую покупку для семьи. Нужно строить планы, которые вполне реализуемы, нужно только прикладывать усилия к их осуществлению.
Ведь когда мы осознанно планируем, то это оказывает определенное действие и на характер нашего поведения. То есть, например, если я поставил себе задачу достигнуть следующей карьерной ступеньки, то вольно или невольно это отразится и на повышении моей активности на работе. И наоборот, если я никаких целей себе не ставлю, то и мое поведение будет настолько вялым, что как бы мне не потерять то, что у меня уже есть.
А если из года в год не выходит никакие планы осуществить? Это ведь деморализует. Может, лучше тогда вообще ничего не планировать, чтобы не расстраиваться?
Человек — существо деятельное по своей природе. Не ошибается тот, кто ничего не делает и ничего не планирует
Для европейской культуры, в которой мы находимся, это не характерно. Но характерно для индуистской традиции, например. Когда йог сидит под пальмой и находится в состоянии нирваны, то ему ничего не нужно от будущего. Да, он находится в равновесии, но я думаю, что жизнь россиянина будет пресной, если он решит следовать таким канонам.
Если планирование все-таки неизбежно, то какие сроки вы бы назвали адекватными?
Несмотря на сокращение, годичное планирование не отменяется. В планировании так или иначе должны быть обозначены некие ценности — то, что для человека является важным. Это может быть карьера, семья, финансовое благополучие. Нужно разобраться среди этих ценностей, проранжировать их и на них ориентироваться. Ценности могут оставаться неизменными на протяжении нескольких лет, тогда как для целей характерны сроки, степень достижимости. Исходя из ценностей как некоей константы спланировать год вполне возможно.
Даже если случится какой-нибудь форс-мажор? Например, у человека главная ценность — карьера, и он планирует перейти в другую компанию, но происходит какое-то событие в стране, и ему приходится остаться на старом месте на неопределенный срок. Или в отпуск хотели поехать, даже путевку купили, но пришлось все отменить, потому что визы перестали выдавать россиянам.
Молодое поколение — люди от 15 до 35 лет — росло в ситуации свободы и разнообразия возможностей. Это поколение привыкло планировать таким образом, что ограничить их могли лишь собственные финансы. Более старшее поколение к ситуации ограниченных возможностей привыкло. И теперь мы снова возвращаемся к этой ситуации. Даже государственные ресурсы становятся более ограниченными — все меньше средств отправляется в социальную сферу, медицинские программы сокращаются.
Конечно, нынешние ограничения не такие, как были, — нет хотя бы недостатка в товарах. Я, например, помню, как в 1980-е годы у меня болела мать и я носился по всей Москве в поисках югославского лекарства. И в то время не было таких информационных возможностей, не было такого сервиса, как сейчас. Во многом нам жизнь сделали очень комфортной. Но не может быть жизнь совсем ничем не ограниченной.
Всегда есть какие-то ограничения, просто некоторые из них становятся новыми и неожиданными для нас. Внезапно возникает очередная стена
Просто надо быть более гибкими при обозначении локальных задач и целей. Ценности при этом меняться не будут. Если ценность — карьера, то задача карьерного роста не сводится только к переходу на другое место работы. Можно ведь и на старом месте придумать способы продвинуться по карьерной лестнице. Ведь тут переход в другую компанию — это не цель высокого уровня. Цель высокого уровня — это карьерный рост. Тактика смены места работы раз в три года, чтобы не засиживаться, подходила для определенного рода условий, создающих свободу перемещений, а у нас сейчас есть и финансовые, и правовые ограничения. Многие теперь и за границу поехать не могут.
Получается, если раньше ситуация позволяла строить конкретные планы и задавать себе радикальные цели, то теперь планирование стало более обтекаемым?
Да, но общее стратегическое направление остается. Гибкость — вопрос тактики, а не стратегии.
За планами логично следуют итоги. Если планирование гибкое и не все цели в течение года получается реализовать, то как подводить итоги?
Сами по себе события, которые происходят с нами за год, могут быть вполне нейтральными, а мы их оцениваем как негативные (если, конечно, речь не идет о смерти близкого, болезни или чем-то таком). Любое событие имеет как положительные, так и отрицательные свойства. Оценивая что-то, что с вами произошло, как негативное событие, вы можете не замечать его позитивных аспектов. Иными словами, вы видите упущенные шансы, но не видите новых возможностей.
Поэтому к оценке прошедшего года также уместно применять сценарный вариант, когда вы все события, которые вам кажутся негативными, собираете в один список, а потом прикидываете, что в них было позитивного или чего-то такого, что в итоге привело к хорошему. И, проанализировав свой год таким образом, можно заметить в произошедших с вами событиях обратную сторону, открыть для себя их потенциал с новой стороны.
Просто попробуйте последние 5-6 событий из вашей жизни описать в позитивных терминах: что это вам дало, что могло дать, как можно это использовать. Поверьте, вы найдете много ходов. И их потом можно переложить в планы на будущее
Многие любят подводить итоги года в соцсетях. Читаешь эти бесконечные посты в ленте и думаешь: «Ничего себе, а что я весь год делал?»
В соцсетях люди знакомят своих друзей лишь с определенными событиями. Смотришь страницу человека — вот он в Большом театре, вот он на пляже, вот в ресторане. В результате у наблюдателя формируется искаженное представление о жизни другого человека, и ему кажется, что жизнь его друга состоит сплошь из цветочков, а его собственная — из одних корешков. Что является неверным.
Это определенная форма подачи информации. Зачем человеку в соцсетях делиться негативной информацией? Ему хочется поделиться чем-то хорошим. И, читая то, что человек пишет о своей жизни, нужно придерживаться объективности, прогоняя информацию через интеллектуальный фильтр.
Конечно, по некоторым данным, уровень тревожности населения сейчас высокий, и, может быть, степень травмирования людей радужными постами тоже стала выше. Но, с другой стороны, в ситуации повышенной тревоги имеет смысл заниматься сопротивлением тревоге. И наиболее важны две линии сопротивления. Первая касается деятельного отношения к жизни. То есть нужно больше внимания уделять реальности, быть активным. И в новогодние праздники жизнь не должна ограничиваться домом и семьей — придумайте себе занятия. Гости, прогулки по лесу, поездки за город, поход на каток — так много всего интересного, и надо использовать это время с пользой.
Второе направление сопротивления тревоге — социально-психологическое. Это то, что касается общения — с родителями, детьми, близкими. В праздники будет не лишним встретиться со всеми лично, вспомнить своих одноклассников, однокурсников, созвониться, поздравить их — подарить людям радость и зарядиться радостью от их поздравлений. Это лучше, чем наблюдать за людьми и их итогами в соцсетях.