В конце 2024 года Колумбия выдала России своего гражданина Рамиреза Муньоза — правоохранительные органы РФ обвиняют его в контрабанде кокаина из Латинской Америки в Москву. Выдача контрабандиста удивила экспертов, поскольку Колумбия традиционно считается союзницей США и не выдает своих граждан. Впрочем, шаг навстречу Москве со стороны Боготы вполне объясним: сегодня немало наемников, связанных с печально известными колумбийскими наркокартелями, воюет на стороне Вооруженных сил Украины (ВСУ) в зоне специальной военной операции (СВО) — и на родине с большой тревогой ждут их возвращения домой. Почему колумбийские наркокартели устремились на Украину и кому это выгодно, «Ленте.ру» рассказал аргентинский эксперт Кристан Ламес, амбассадор российского общества «Знание».
По данным следствия, в мае 2016 года Рамирез Муньоз и его сообщники отправили самолетом из Колумбии в Москву крупную партию кокаина. Контрабанда весом более 3,2 килограмма была спрятана в двух почтовых отправлениях. В ноябре 2017 года Россия объявила Муньоза в международный розыск — и недавно он был задержан в Колумбии. Его выдача России стала первым подобным случаем в истории страны.
***
«Лента.ру»: Чем уникален прецедент с выдачей Рамиреза Муньоза России?
Кристан Ламес: С одной стороны, в Колумбии не принято выдавать своих граждан другим странам, с другой, у нее традиционно сильны связи с США. Большая часть политического и экономического взаимодействия Боготы связана с Вашингтоном — ее главным союзником с соседнего континента.
Скорее всего, выдача контрабандиста — это своеобразный жест властей Колумбии, их попытка улучшить отношения с Россией. Хотя Колумбия всегда была сферой интересов США, сегодня в стране многое поменялось на фоне прихода к власти левого правительства.
Между тем наркотики, наркотрафик и связанные с ними наркокартели — это давняя головная боль для Колумбии. Поэтому хорошие отношения с США, непримиримыми борцами с наркомафией по всему миру, были очень важны для колумбийских властей. Но в последние годы Вашингтон стал относиться к проблеме наркотиков лояльнее и спокойнее.
При этом отношение России к наркотикам по-прежнему осталось очень жестким. Именно поэтому сотрудничать с РФ сегодня хочет не только Колумбия, но и другие страны Латинской Америки. Наркокартели несут им всем большие проблемы, порождая запрос на надежных союзников в борьбе с этим общим злом.
«Наркокартели создают рынок на Украине»
14 декабря в Грековке (ЛНР) российские военные ликвидировали целое подразделение колумбийских наемников, сражавшихся на стороне ВСУ, — и это далеко не первый подобный случай за последнее время. Почему наемники из Колумбии едут на Украину?
На Украине действительно появилось много наемников из числа бывших представителей наркокартелей и экс-бойцов армии Колумбии. К слову, воюют на стороне ВСУ наемники и из других стран Латинской Америки — в том числе Перу и Чили. За этим стоит НАТО (в первую очередь — США), а финансируют наемников в том числе наркокартели.
Тут можно вспомнить, что во времена гражданских войн в Латинской Америке наркокартели всегда принимали непосредственное участие в боевых действиях и спонсировали противоборствующие стороны. Украина для них — очередное поле битвы, цель которой — построить новую сеть по сбыту наркотиков из Колумбии на подконтрольной Киеву территории.
Фактически наркокартели создают новый рынок на Украине и в соседних странах, который в дальнейшем можно будет попытаться расширить и на территорию России. Конечно, такое своеобразное гибридное воздействие на РФ интересно и Штатам.
Но зачем Украине пускать к себе латиноамериканский криминал?
Назвать конкретных людей, вовлеченных в развитие наркоторговли на Украине, сейчас будет затруднительно. Но можно вспомнить, что Киев не раз попадался на различных преступных схемах, в том числе связанных с поставками западного вооружения. Пример тому — события января 2023 года.
Тогда на Украине из переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК) был сбит вертолет главы министра внутренних дел страны Дениса Монастырского.
При этом ходило много разговоров, что Монастырский обладал информацией о связях Владимира Зеленского и его окружения с коррупционными схемами вокруг поставок западного оружия
Эти знания могли стать приговором для главы украинского МВД. Не исключено, что наркотрафик — это еще одна схема обогащения Киева. Что касается участия в этом вопросе других стран, то тут уместно вспомнить, как после американского вторжения во Вьетнам производство наркотиков в этой стране выросло в разы.
Заинтересованы ли Штаты сегодня в развитии наркоторговли на Украине — пока вопрос открытый.
«Половина наемников — колумбийцы»
Что известно о тех наемниках из Колумбии, которые сражаются на стороне ВСУ?
Говоря о колумбийцах, важно понимать, что в стране около ста лет шла гражданская война. Насилие как метод решения проблем прочно вошло в национальный менталитет, вплелось в местное мышление и стиль жизни. В итоге теми людьми, которые едут сражаться за ВСУ, движут три основные причины.
Во-первых, насилие не является для них чем-то неприемлемым. Во-вторых, им банально нужны деньги: благосостояние жителей Колумбии оставляет желать лучшего — и для многих наемничество является лишь способом заработать и решить личные финансовые проблемы.
В-третьих, на колумбийцев влияет западная пропаганда со стороны США и их союзников. С одной стороны, Украину выставляют жертвой нападения России, а с другой — борцом с коммунизмом. Россию подают как наследницу Советского Союза, распространявшего коммунистические идеи в Латинской Америке.
Идея мифической борьбы с коммунизмом позволяет консолидировать правые силы и мобилизовать бойцов для участия на стороне ВСУ. Впрочем, деньги для наемников в любом случае куда важнее любой идеологии.
Какой боевой опыт у них есть?
В прошлом много наемников участвовало в боевых действиях на территории Колумбии, которые шли и в XX, и в XXI веке. Эти люди, как правило, были тесно связаны с наркокартелями (в том числе печально известного наркобарона Пабло Эскобара), которые в борьбе друг с другом и с правоохранительными органами активно использовали боевиков.
По моим оценкам, сегодня на колумбийцев приходится примерно половина всех наемников из Латинской Америки, которые выступают на стороне ВСУ. Это как минимум 2-3 тысячи человек.
«Украина стала университетом экстремизма»
Почему в Колумбии опасаются возвращения наемников из зоны СВО?
Там хорошо знают, чем это может закончиться, — есть опыт других стран, в том числе Сальвадора в Центральной Америке. На его территории после декады гражданской войны появились такие банды, которые устроили в стране кризис похуже, чем был в военные годы. Он закончился совсем недавно.
В Колумбии опасаются, что возвращение наемников на родину также может привести к большим проблемам. Они с их боевым опытом наверняка окажутся привлекательными кадрами для наркокартелей, причем не только Колумбии, но и других стран Латинской Америки. Это, в свою очередь, грозит ухудшением криминогенной обстановки и политической нестабильностью.
Поэтому вопрос об интеграции бывших наемников в мирную жизнь станет одним из важнейших для колумбийских властей, и он будет актуален долгое время. К сожалению, сами чиновники пока, мне кажется, в полной мере этого не осознают.
Работа наемников на ВСУ опасна лишь появлением у них большого боевого опыта?
Не только. Вспомните действия украинских националистических батальонов «Азов» (запрещенная в России террористическая организация) или «Кракен» (запрещенная в России террористическая организация), который был сформирован ветеранами «Азова»: пытки военнопленных, жестокие способы ведения боевых действий и нарушения общепринятых норм, связанных с ними.
Среди сторонников Киева сегодня немало как представителей различных националистических сил, так и исламских фундаменталистов
В итоге Украина на сегодняшний день стала своеобразным университетом экстремизма, «ученики» которого максимально проникаются радикальными взглядами. Как вернуть их к мирной жизни — большой вопрос, который многим странам мира еще предстоит решить.