Самолет Су-57: производство и боевое применение. В чем состоит особенность Су-57

Истребитель Су-57 выполняет демонстрационный полет в рамках Международного форума «Армия-2020» над подмосковным аэродромом «Кубинка»

Истребитель Су-57 выполняет демонстрационный полет в рамках Международного форума «Армия-2020» над подмосковным аэродромом «Кубинка». Фото: Александр Вильф / РИА Новости

Су-57 — тяжелый многоцелевой российский истребитель пятого поколения, нового поколения. Предназначен для поражения воздушных, наземных и надводных целей противника с помощью пушки, ракет, авиабомб и беспилотных летающих аппаратов. Самолет разработан в рамках программы «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации». «Лента.ру» рассказывает о создании и применении Су-57.

История создания

В начале 80-х годов ХХ века геополитические соперники — СССР и США — пришли к выводу, что боевая авиация требует новых самолетов и приступили к разработке многофункционального истребителя пятого поколения. Он должен иметь высокую автоматизацию систем управления, уметь делать короткие взлеты и посадки, пользоваться широкой номенклатурой вооружений, в том числе высокоточным оружием, быть малозаметным в радиолокационном, оптическом и тепловом диапазонах.

Такой самолет должен уметь летать и выполнять задачи с применением сверхзвуковых скоростей без использования форсажа и при этом быть сверхманевренным.

Заслуженный летчик- испытатель РФ Сергей Богдан

Заслуженный летчик- испытатель РФ Сергей Богдан

Фото: Руслан Кривобок / РИА Новости

Американские истребители пятого поколения появились раньше: Lockheed Martin F-22 Raptor пошел в серийное производство в 2003 году (в конце 2005-го была сформирована первая эскадрилья из этих самолетов), в 2015 году в США был принят на вооружение более легкий F-35 Lightning II.

Создание же отечественного истребителя пятого поколения сильно затянулось из-за распада СССР и крайне тяжелых для российского военно-промышленного комплекса 90-х годов.

В мае 2001 года стартовала программа Военно-воздушных сил РФ «И-21» по созданию «Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации» (ПАК ФА) по разработке истребителя пятого поколения, одобренная правительством. Главным исполнителем ПАК ФА было назначено КБ Сухого (ныне является обособленным подразделением ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация»), а соисполнителями — КБ Микояна и КБ Яковлева.

Микояновцы разрабатывали проект МиГ 1.44 МФИ (многофункциональный фронтовой истребитель), который 29 февраля 2000 года поднял в небо летчик-испытатель Владимир Горбунов, однако в итоге самолет в серию не пошел, будучи признан недостаточно современным.

КБ Сухого имело в наличии экспериментальный Су-47 «Беркут» с крылом обратной стреловидности, чей первый полет состоялся 25 сентября 1997 года. Но поскольку «сорок седьмой» не соответствовал ряду параметров истребителя пятого поколения, работы были продолжены, вылившись в проект с рабочим названием Т-50. Самолет производился на дочернем предприятии концерна «Сухой» — Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении имени Ю. А. Гагарина (КнААПО).

Разработка и принятие на вооружение

Главный конструктор Т-50 Александр Давыденко рассказывал, что при разработке был смоделирован воздушный бой российского самолета с F-22 Raptor.

Александр Давыденко

Александр Давыденко

Фото: Александр Вильф / РИА Новости

Отвечая на вопрос журналистов о сравнении двух истребителей, Давыденко подчеркнул:

Основные функции остались те же, но мы попытались сделать их лучше. Я думаю, мы будем иметь конкурентные цены. Что касается критерия стоимость/эффективность, наш самолет гораздо лучше

29 января 2010 года первый летный экземпляр Т-50 поднял в небо заслуженный летчик-испытатель, герой РФ Сергей Богдан. Богдан отмечал улучшенные характеристики самолета: «Очень хорошо делает штопор, очень быстро вращается и очень быстро останавливается. Он великолепно проявляет себя на сверхзвуковых скоростях, динамика разгона просто потрясает. Дичайший совершенно разгон, как у гоночного болида, вжимает в кресло просто невообразимо».

Летчик-испытатель также почеркнул:

Пилотирование стало предельно комфортным. Если раньше от летчиков требовалось выдерживать ограничения по перегрузке и угловым вращениям, то теперь они могут управлять самолетом, даже не глядя на приборы

Давыденко по состоянию здоровья был вынужден оставить свой пост и конструкторское бюро Сухого возглавил Михаил Стрелец.

После заводских испытаний начались государственные, которые проходили в подмосковном Летно-исследовательском институте имени М. М. Громова и Государственном летно-испытательном центре Военно-воздушных сил России имени В. П. Чкалова в астраханском Ахтубинске.

20 июля 2017 года главком Военно-космических сил РФ генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил журналистам, что первый этап госиспытаний Т-50 завершен, полеты прошли успешно. 11 августа 2017-го Бондарев рассказал, что новый истребитель получил серийный индекс Су-57.

Поставка самолетов в войска

На форуме «Армия-2018» представители министерства обороны России и ПАО «Сухого» 22 августа 2018 года подписали контракт на поставку серийных экземпляров Су-57 к 2020 году. На совещании по оборонной тематике 15 мая 2019 года президент РФ Владимир Путин сообщил, что до 2028 года будет закуплено 76 самолетов Су-57.

В июле 2019-го «пятьдесят седьмые» были запущены в серийное производство на КнААПО.

В мае 2020-го вице-премьер РФ Юрий Борисов констатировал:

В ходе испытаний Су-57 подтвердил практически все требования тактико-технического задания в полном объеме. Госконтракт на поставку 76 самолетов для оснащения трех авиационных полков Воздушно-космических сил выполняется в соответствии с графиком поставки

Первые образцы «пятьдесят седьмых» поступили на вооружение Военно-космических сил РФ в декабре 2020 года.

Первый заместитель генерального директора компании «Сухой», главный конструктор Су-57 Михаил Стрелец отметил, что российский истребитель не имеет аналогов среди подобных в мире по отношению боевой нагрузки к своей массе.

Михаил Стрелец

Михаил Стрелец

Кадр: Telegram-канал ПАО «ОАК»

Стрелец подчеркнул:

Принципиальным отличием пятого поколения является совершенно новый уровень автоматизации. Су-57 оснащен принципиально новым комплексом бортового оборудования, выполняющим функцию «электронного пилота»

Особенности конструкции и тактико-технические характеристики

Поскольку Су-57 является первым отечественным истребителем пятого поколения, часть информации о нем засекречена, а некоторые сведения, публикуемые в открытой печати не вполне достоверны.

Конструктивно Су-57 состоит из интегрального планера (масса которого снижена за счет широкого применения композитных материалов), выполненного по нормальной аэродинамической схеме, со среднерасположенным трапециевидным крылом (почти половину которого составляет широкий фюзеляж) с небольшим скосом на конце и углами стреловидности к поперечной оси планера у передних (48 градусов) и задних (14 градусов) кромок крыла.

Су-57 на 15-м Китайском международном авиакосмическом салоне Airshow China

Су-57 на 15-м Китайском международном авиакосмическом салоне Airshow China

Фото: Visual China Group / ТАСС

Приводы элеронов размещены под крыльями и выступают небольшими продолговатыми обтекателями. Крылья у «пятьдесят седьмых» имеют развитые наплывы с поворотной передней частью (при неработающих моторах поворотная часть находится в висячем положении). Для уменьшения аэрозаметности хвостовые цельноповоротные кили и стабилизаторы установлены с развалом около 26 градусов.

Истребитель имеет два турбореактивных двигателя АЛ-41Ф1, с повышенной силой тяги до 15 000 кгс каждый. Ожидается, что модернизированные Су-57 с 2025 года будут оснащаться моторами второго этапа АЛ-51Ф1, которые 5 декабря 2017 года испытал на «пятьдесят седьмом» Сергей Богдан. Новые двигатели обеспечат истребителям нужную сверхзвуковую крейсерскую скорость.

Радиоэлектронная система Су-57 включает в себя не только основную РЛС с активной фазированной антенной решеткой, но и ряд других радиолокационных и оптиковолоконных станций.

Модернизирован и шлем летчика, который позволяет пилоту видеть в радиусе 360 градусов воздушную обстановку в режиме реального времени в оптическом и инфракрасном диапазонах днем и ночью, помогая вести самолет в условиях плохой видимости. За спиной у летчика размещена специальная система, защищающая Су-57 от вражеских ракет с инфракрасными головками самонаведения.

Начальник научно-исследовательского отделения проектирования комплексов бортового оборудования КБ Сухого Александр Дибин резюмировал:

Интеллектуализация авиационных комплексов исторически реализовывалась в ОКБ Сухого прежде всего на пилотируемых самолетах. Но именно при разработке самолета Су-57 впервые были детализированы задачи интеллектуальной поддержки экипажа, хотя ее элементы уже присутствовали на самолетах предыдущих поколений

Уменьшение заметности Су-57 достигается за счет комплекса мер, среди которых — радиопоглощающие материалы планера, конструкция исключает взаимное расположение поверхностей под углом 90 градусов, часть вооружения спрятана во внутренних отсеках истребителя, самолет имеет маскировочную окраску.

Длина Су-57 — 19,7 метра, высота — 4,8 метра, размах крыла — 14 метров, площадь крыла — 62 метра², масса пустого самолета — 18 500 килограммов, максимальная взлетная масса — 35 500 килограммов, боевая нагрузка — 10 000 килограммов.

Максимальная бесфорсажная скорость —2100 километров в час, максимальная скорость на высоте — 2600 километров в час, практический потолок полета — 20 000 метров, максимальная дальность полета на дозвуковой крейсерской скорости — 4300 километров, с двумя подвесными топливными баками — 5500 километров.

Вооружение и боевое применение

Су-57 получил встроенную авиационную 30-миллиметровую пушку 9А1-4071К (скорострельность до 1800 выстрелов в минуту). Для воздушного боя пилот может применять ракеты класса «воздух-воздух», в том числе гиперзвуковую ракету Р-37М большой дальности (300 километров).

Против наземных и надводных целей в арсенале «пятьдесят седьмых» имеется широкий выбор ракет класса «воздух-поверхность», например, противокорабельная ракета Х-59МК (Х-59А), с дальностью пуска до 285 километров или крылатая ракета Х-69 (дальность 290 километров). Возможно оснащение Су-57 гиперзвуковой ракетой «Кинжал» (дальность — не менее 2000 километров).

Истребитель способен нести авиационные бомбы, в том числе и ядерные — весом от 250 до 1500 килограммов (последняя крепится на внешних пилонах).

Беспилотник С-70 «Охотник»

Беспилотник С-70 «Охотник»

Фото: Сергей Александров / ТРК «Звезда»

Су-57 может взаимодействовать с тяжелым ударным беспилотником Су-70 «Охотник», разработанным той же корпорацией «Сухой» (первый совместный полет состоялся в 2019-м). В этой паре «Охотник» выполняет в основном роль дополнительного арсенала с ракетами и бомбами, усиливая мощь боевого тандема.

Впрочем, Дибин отметил:

Разрабатываемые методы взаимодействия пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов предусматривают различные варианты распределения ролей в группе, расширяющие взаимные боевые возможности для достижения синергетического эффекта при решении общей задачи. Кроме того, обеспечивается боевая живучесть пилотируемых самолетов

«Пятьдесят седьмым» интересуются и в других странах. В конце декабря 2019-го в прессе сообщалось о том, что Алжир заключил контракт с РФ до 2025 года на закупку ряда российских боевых самолетов, в том числе четырнадцати Су-57Э (экспортный вариант со сниженными характеристиками) на общую сумму в шесть миллиардов долларов.

Су-57 приняли участие в боевых действиях в Сирии и на Украине, но более подробной информации об этом нет.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше