«Лента.ру» продолжает цикл публикаций о самых необычных делах пожизненно осужденных в России. Пожизненный срок в стране отбывают больше тысячи заключенных. В основном это маньяки и террористы, но есть среди них осужденные, чьи истории по-своему уникальны. В прошлый раз речь шла о москвичах Дмитрии и Вячеславе Сидоровых, которые охотились на тех, кого считали грешниками, и стали первыми братьями в истории российской криминалистики, приговоренными к пожизненному лишению свободы. Сегодня наш рассказ — о петербургском студенте Алексее Марчукове, который, стремясь отомстить соседке, устроил пожар в жилой пятиэтажке, отправил на тот свет 11 человек и стал первым поджигателем с пожизненным сроком.
6 марта 2002 года, Санкт-Петербург. Рано утром жильцы пятиэтажного дома №6 по Большой Разночинной улице просыпаются от едкого запаха дыма — огонь пылает на третьем и четвертом этажах. Людей охватывает паника — часть из них пытается прорваться сквозь охваченные пламенем лестничные клетки.
Кинооператор из Элисты Юрий Окаев, приехавший в гости к своей матери-инвалиду, на руках выносит ее из огня. Другим жильцам приходится спасаться через окна. Спускается по водосточной трубе и 27-летний студент Академии культуры Алексей Марчуков — в тот момент никто не догадывается, что именно он устроил страшный пожар.
***
Сигнал о возгорании в доме №6 по Большой Разночинной улице в Санкт-Петербурге поступил на пульт дежурного в 6:18 утра 6 марта 2002 года. Вскоре к дому прибыли караулы ближайшей пожарной части: девять сотрудников на трех машинах. К тому моменту на улице толпились полуодетые жильцы, которые успели покинуть свои квартиры.



Некоторые из них спасались, спускаясь из окон по связанным наспех занавескам и простыням. В итоге «01» набрали лишь тогда, когда огонь уже охватил подъезд.
В 6:05 у нас зазвенел звонок в дверь беспрерывно. Я включила везде свет, побежала посмотреть, что случилось. И когда открыла дверь первую входную, огонь был по периметру всей двери. Выскочить уже было невозможно — огонь в лицо, на руку. Я была уверена, что не выживу. И что-то меня вытолкнуло — я первая спустилась по водосточной трубе на землю
Но спастись удалось не всем: на асфальте у дома спасатели обнаружили тела тех, для кого бегство от огня стало роковым. Среди них была 49-летняя женщина, которая сорвалась, пытаясь спуститься по водосточной трубе, и ее 25-летняя соседка, выпавшая в состоянии глубокого шока из окна горящей квартиры на четвертом этаже.

Обстановка у дома №6 по Большой Разночинной улице в момент пожара
Кадр: страница «Пожарная охрана Санкт-Петербурга.Телесюжеты» во «ВКонтакте»
Оценив обстановку, прибывшие к дому №6 пожарные поняли, что им срочно требуется подкрепление — сил хватало лишь на то, чтобы спасать людей, которые, отрезанные огнем, просили о помощи из окон горящего здания.
Было принято решение о вызове дополнительных сил. В 6:28 по прибытию первого расчета сразу был объявлен повышенный ранг пожара и на место были вызваны дополнительные силы. Оперативная группа прибыла в 6:34 и подтвердила повышенный ранг
«Внутри дома было очень жутко»
К горящему дому №6 стягивали новые и новые силы — в итоге на месте ЧП оказались 36 пожарных машин и около ста сотрудников экстренных служб Санкт-Петербурга. Из-за угрозы распространения огня пришлось эвакуировать жильцов двух соседних пятиэтажных зданий.
Мы видим только внешнюю сторону пожара, а все серьезные события развиваются внутри — есть угроза обрушения. Внутри работают ребята с брандспойтами. Соседним зданиям тоже есть угроза
Горящий дом №6 по Большой Разночинной улице
Кадр: страница «Пожарная охрана Санкт-Петербурга.Телесюжеты» во «ВКонтакте»
Около 7:00 в доме №6 обрушились лестничные марши. Между тем всегда в 47 квартирах здания, по данным ЖЭК, проживали 157 человек. Около половины из них к своей огромной удаче в ночь перед пожаром не ночевали дома, однако спасателям все равно пришлось эвакуировать десятки человек.
Личным составом Государственной противопожарной службы было спасено 60 человек, из них 22 человека эвакуированы из помещений звеньями газодымозащитной службы при проведении глубокой разведки
Около 9:00 в доме №6 рухнули перекрытия между третьим, четвертым и пятым этажами на общей площади 250 квадратных метров, а еще час спустя наконец удалось остановить распространение огня. После долгой проливки пепелища спасатели приступили к разбору завалов. В результате пожара в доме №6 полностью выгорели квартиры на трех этажах общей площадью в 1800 квадратных метров.
Нас охватила дикая паника. А потом уже безразличие, уже думаешь, что не спасут дом. Ну что и видно — не спасли дом. Там внутри было очень жутко. Ну ничего, главное — жив
Сломанный телефон
После ЧП на Большой Разночинной улице в больницы с отравлением угарным газом доставили 23 человека, причем состояние некоторых из них усугубляли ожоги. Среди пострадавших оказался и один пожарный.
Пожар унес жизни девяти человек (в том числе двоих детей), еще двоих не смогли спасти в больницах.
Эта трагедия потрясла Санкт-Петербург — но еще большим шоком для горожан стала новость о том, что она оказалась следствием поджога: подозреваемого, студента Академии культуры Алексея Марчукова, задержали на следующий день.
Молодой человек, шокированный тем, что натворил, сам пришел с повинной. Он жил в сгоревшем доме на четвертом этаже, в квартире своей девушки Юлии. Прямо под ней находилась квартира №36, принадлежавшая Валентине Теремовой.
Пожарные ведут борьбу с огнем в доме №6
Кадр: страница «Пожарная охрана Санкт-Петербурга.Телесюжеты» во «ВКонтакте»
Однажды Марчуков попросил Теремову одолжить ему телефон, который пообещал вскоре вернуть — и именно эта невинная просьба в конце концов привела к страшной трагедии. Свое обещание студент сдержал, но когда аппарат вернулся к хозяйке, выяснилось, что он сломан.
Тогда разъяренная Теремова стала требовать, чтобы сосед починил телефон, но тот отказался признать свою вину в поломке.
Между соседями началась настоящая война: жильцы дома становились свидетелями того, как в пылу конфликта Алексей пинал машину Валентины и грозил, что та больше не сможет выйти из дома.
Своего апогея это противостояние достигло в ночь на 6 марта 2002 года, когда Марчуков на кухне вместе с приятелем пил пиво. Оно лилось рекой: участники застолья позже вспоминали, как бегали за ним в ларек снова и снова. Но с каждой бутылкой предстоящая беда становилась все ближе.
«Я не думал о том, что делаю»
Доподлинно неизвестно, в какой момент застолья на кухне студента Марчукова речь зашла о ненавистной ему соседке Теремовой. По одной из версий, молодые люди сильно шумели — и Валентина постучалась к ним с требованием вести себя потише, поскольку у нее дома спали двое детей, а затем ушла к себе.
Ответ студента не замедлил себя ждать: будучи сильно пьяным, он решил навредить Теремовой и поджечь ее входную дверь.
Я не очень думал о том, что делаю. Собрал газеты, положил под дверь, чиркнул спичкой... Думал, что она прогорит немного, останется пятно — и все

Горящий дом №6 по Большой Разночинной улице
Кадр: страница «Пожарная охрана Санкт-Петербурга.Телесюжеты» во «ВКонтакте»
Однако студент не учел главного — дом, в котором он жил, был дореволюционной постройки и с деревянными перекрытиями: для того, чтобы начался пожар, хватило маленького очага. Когда Марчуков понял, что натворил, было поздно. Тогда он решил спасаться из горящего дома по водосточной трубе.
Я открыл окно и увидел соседа, который спускался по водосточной трубе. Он сказал мне, что его мать упала вниз с высоты четвертого этажа и разбилась. Я тоже спустился по трубе, чтобы оказать ей помощь, но увидел, что было уже поздно. Хотел подняться назад, но там наверху уже все горело
Сам студент сумел благополучно спуститься по водосточной трубе, но его девушке Юлии не повезло — в состоянии шока, потеряв ориентацию в полыхающей квартире, она выпала из окна и получила серьезные травмы. «Когда я подбежал к ней, у нее изо рта уже шла кровь», — будет вспоминать позже Марчуков.
К слову, Валентина Теремова также выпала из окна: она стала спускаться по водосточной трубе, но сорвалась и была госпитализирована в тяжелом состоянии. Детей женщины благополучно спасли пожарные.
Вечный срок
Сразу после пожара жителей дома №6 разместили в ближайшей школе и в казарме Военно-космической академии имени Можайского. Погорельцам выделили денежную компенсацию — 1-10 тысяч рублей. Посильную помощь попавшим в беду оказывали не только власти, но и рядовые петербуржцы, которые несли им теплую одежду, еду и лекарства.
Уже 13 марта семьи погорельцев получили от города новые квартиры в новостройках Приморского, Калининского, Выборгского и Курортного районов Санкт-Петербурга. Как ни странно, некоторые жильцы упорно верили в невиновность находившегося под следствием студента Марчукова — мол, он сам оговорил себя под давлением сотрудников правоохранительных органов.

Дом №6 по Большой Разночинной улице в 2013 году
Изображение: сервис «Яндекс.Карты»
Ходили слухи, что дверь Теремовой якобы мог поджечь ее любовник: ночью он отправился за водкой, а, вернувшись, понял, что Валентина не хочет его впускать, и взялся за спички. Другие соседи поговаривали, что пожар якобы могла устроить сама Теремова. Якобы вечером накануне трагедии она отогнала свою машину от дома и принесла канистру с бензином.
Однако следователи не нашли никаких подтверждений ни одной из этих версий — главным обвиняемым остался Марчуков: он уверял суд, что не хотел сжигать весь дом, и бесконечно каялся в том, что натворил.
Но раскаяние не спасло студента: 15 августа 2003 года суд признал его виновным по целому ряду статей УК РФ — в том числе о расправе, совершенной обще опасным способом, умышленном причинении вреда здоровью и умышленном уничтожении чужого имущества — и приговорил к пожизненному лишению свободы.
При этом судья отметила, что за преступление Марчукову грозила высшая мера наказания: его спас лишь мораторий на нее.
***
Сгоревший дом №6 по Большой Разночинной улице уже на следующий день после трагедии признали непригодным для проживания. Он простоял в полуразрушенном состоянии около 15 лет — за это время его облюбовали бездомные и подростки. А в 2013 году власти Санкт-Петербурга постановили снести здание, но позже передумали.
Вначале дом №6 решили превратить в бизнес-центр, а затем выставили на торги за 48 миллионов рублей.
Но лишь когда цену опустили на десять миллионов, у здания нашелся покупатель — им оказался петербуржец Ян Бобрышев, имевший опыт реставрации объектов, считавшихся безнадежными.
За несколько лет дом №6 сделали пригодным для жилья и заселили вновь. Но Большая Разночинная улица до сих пор пользуется среди петербуржцев дурной славой и зовется огненной: уже после пожара, устроенного студентом Марчуковым, на ней горели жилой дом №9 и прядильно-ниточный комбинат.