Муниципальный прорыв. Зачем Донбассу и Новороссии нужны школы для чиновников

Более 300 представителей местного самоуправления новых регионов прошли обучение
СюжетИзменения в законодательстве:

Фото: muse studio / Shutterstock / Fotodom

Интеграция новых регионов в правовое поле России — процесс, требующий не только политической воли, но и системной работы на местах. Без квалифицированных кадров, понимающих российское законодательство и способных применять его на практике, даже самые прогрессивные реформы рискуют остаться на бумаге. Именно поэтому ключевым элементом интеграционной стратегии стала Школа мэров — образовательный проект, запущенный по поручению президента РФ Владимира Путина. За два года уже прошли обучение более 300 представителей местного самоуправления Донбасса и Новороссии. Как отмечает заместитель начальника управления президента РФ по внутренней политике Евгений Грачев, новые регионы проделали большую работу по построению системы местного самоуправления в очень сжатые сроки, но без постоянного повышения компетенций чиновников устойчивое развитие невозможно. Почему образование муниципальных кадров стало приоритетом и как оно меняет жизнь в новых российских регионах — в материале «Ленты.ру».

Местное самоуправление: между законом и доверием

Вхождение Донбасса и Новороссии в состав России поставило перед российскими властями сложную задачу: заменить прежние управленческие модели, которые десятилетиями функционировали в условиях конфликта и изоляции, на современные российские стандарты. Муниципалитеты здесь — это не просто административные единицы, а главные «точки контакта» между государством и населением. От их работы зависит, как быстро люди почувствуют позитивные изменения: починен ли водопровод, открылась ли новая школа, пришли ли инвестиции в город.

«Эффективное местное самоуправление — залог мирной жизни в Донбассе и Новороссии», — подчеркивает Евгений Грачев.

Однако переход на российское законодательство требует не только юридической перестройки, но и изменения менталитета управленцев. Многие из них годами работали в условиях военного положения, где решения часто принимались оперативно, без учета долгосрочных стратегий. Теперь же им предстоит освоить принципы проектного управления, бюджетирования и открытого взаимодействия с гражданами.

Фото: Salivanchuk Semyon / Shutterstock / Fotodom

«Эти программы не только помогают адаптироваться к правовому полю страны, но и формируют компетенции, необходимые для эффективного управления на местах. Речь идет об улучшении процессов работы на местах, что позволит повысить качество жизни людей», — объясняет Алексей Колесников, проректор Президентской академии.

Задача Школы мэров — научить слушателей видеть за сухими параграфами законов реальные механизмы улучшения жизни. Например, в Донецке, где промышленность исторически играла ключевую роль, упор делается на восстановление инфраструктуры и создание новых рабочих мест. А в Херсонской области, где сельское хозяйство остается основой экономики, программы фокусируются на поддержке фермеров и логистике.

Особенность обучения — проектно-ориентированный подход. Участники не просто изучают теорию, а сразу разрабатывают стратегии для своих муниципалитетов. В 2024 году выпускники программы «Команда Донбасса и Новороссии» подготовили 215 проектов, которые уже внедряются в работу. Речь идет о конкретных дорожных картах, направленных на улучшение процессов на местах.

Фото: Salivanchuk Semyon / Shutterstock / Fotodom

Ключевые направления в образовании

Программа «Команда Донбасса и Новороссии. Муниципальный уровень» предназначена для глав городов, их заместителей и депутатов. В 2024 году ее завершили 215 человек из ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Обучение построено по принципу «от общего к частному». Очные модули в Москве, Ростове-на-Дону и Пятигорске дают базовые знания по российскому законодательству, управлению персоналом и цифровизации услуг. А стажировки в регионах-шефах (Калужская, Московская, Нижегородская области) позволяют перенять успешные практики. Например, в Калужской области изучают методы привлечения инвесторов, а в Нижегородской — опыт модернизации ЖКХ.

«Важно, чтобы участники видели, как теории воплощаются в жизнь. Стажировки разрушают стереотипы о „неприменимости“ российских стандартов», — поясняет Галина Данильченко, сопредседатель Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления (ВАРМСУ).

Фото: SmartPhotoLab / Shutterstock / Fotodom

А программа «Руководитель представительного органа местного самоуправления» готовит специалистов, ответственных за законотворчество на местах. В 2024 году ее прошли 104 человека. Акцент здесь сделан на изучение взаимодействия с федеральным центром и на освоение антикоррупционного законодательства и принципов прозрачного бюджетирования.

«Такие программы – уникальная возможность для муниципальных и государственных служащих исторических регионов не только повысить свои компетенции, но и получить уровень знаний, необходимый в повседневной деятельности. Ведь муниципальные служащие – прямые коммуникаторы с людьми, и их основная задача – работать над тем, чтобы жизнь людей была комфортной, - подчеркивает Галина Данильченко. - На своем личном опыте участия в образовательных программах и на опыте коллег я убедилась, что каждый модуль учебной программы, каждая лекция вызывают большой интерес. И такое насыщенное специальное обучение позволяет муниципальным служащим Донбасса и Новороссии успешно интегрироваться в правовое пространство Российской Федерации».

Директор дирекции регионального развития ВШГУ Евгений Подшивалов также отмечает высокий спрос на эти программы. По его словам, сейчас формируются списки участников, чтобы уже в апреле приступить к занятиям. «Для нас важно, чтобы каждый регион получил не просто знания, а инструменты для реальных преобразований. Это фундамент для устойчивого развития регионов», - подчеркнул он.

В Школе мэров сейчас обучают третий и четвертый потоки из разных регионов страны. В потоке на данный момент представлены шесть модулей, при этом каждый посвящен конкретной теме.

Фото: fizkes / Shutterstock / Fotodom

Первые итоги и планы

Выпускники Школы мэров внедряют проекты, которые позволяют повысить качество жизни людей. Например, в муниципалитетах новых регионов упрощаются процедуры получения услуг через цифровые платформы, разрабатываются программы восстановления инфраструктуры с учетом мнения жителей и повышается прозрачность бюджетов - граждане получают доступ к информации о расходах.

Евгений Подшивалов отметил, что Центр местного самоуправления ВШГУ Президентской академии оказывает экспертно-консультационную поддержку муниципалитетам исторических регионов.

Программы Школы мэров стали инструментом глубинной интеграции, где знания превращаются в конкретные действия, а компетенции чиновников — в комфорт граждан. Уже сегодня выпускники доказывают, что могут работать в российском правовом поле, а завтра их опыт может стать моделью для других регионов. Как отмечают эксперты, подготовка кадров — это инвестиция, которая окупится стабильностью, доверием населения и экономическим ростом.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.