В российских кинотеатрах появились «Грешники» Райана Куглера — пока что главная сенсация года, самый кассовый за шесть лет оригинальный фильм в мировом прокате, который и зрители, и критики вовсю объявляют современной классикой. «Лента.ру» рассказывает, почему этот хоррор о столкновении чернокожих гангстеров и блюзменов с ирландскими вампирами на американском юге 1930-х действительно стоит увидеть.
Братья Элиас и Элайджа Мур (обоих играет Майкл Б. Джордан) сперва отслужили как надо в окопах Первой мировой, а затем — на посылках у Аль Капоне. На гангстерской работе они прославились под кличками Дым и Пепел, которых боятся далеко за пределами Чикаго. Сами же Муры осенью 1932-го предпочитают вернуться в родной штат Миссисипи, чтобы осуществить мечту и открыть собственный джук-джойнт — небольшой блюзовый клуб для местного (то есть преимущественно чернокожего) населения.
- Дата выхода: 26 апреля
- Страна: США
- Продолжительность: 2 часа 17 минут
- Режиссер: Райан Куглер
- В ролях: Майкл Б. Джордан, Джек О’Коннелл, Майлз Кэтон, Делрой Линдо, Сол Уильямс, Хейли Стайнфилд
Клубу нужно помещение — и вот братья покупают у бывшего куклуксклановца здание лесопилки и везут с собой из Чикаго тонны алкоголя. От приезда до открытия проходит меньше суток — деньги и связи решают любые проблемы. Звездой вечеринки становится кузен Дыма и Пепла Сэмми (Майлз Кэтон) — влюбленный в блюз сын местного проповедника. Вот только его гитара и голос не только рвут границы времени и пространства, но и привлекают внимание оказавшегося поблизости ирландского вампира Реммика (Джек О’Коннелл). Ради того чтобы насильно подарить Сэмми вечную жизнь, Реммик готов устроить бойню. Бывшим боевикам Капоне есть чем ответить.
Кадр: фильм «Грешники»
Затея братьев Мур за сутки открыть бар выглядит фантастикой, но не меньшей, чем путь режиссера «Грешников» Райана Куглера. Самым коммерчески успешным постановщиком-афроамериканцем он стал всего за пять лет и три фильма. Первым была основанная на реальной трагедии «Станция "Фрутвейл"», вторым — «Крид», эффектно обновивший канон легендарного «Рокки». Наконец, третьей работой Куглера стала «Черная пантера» — сделавшая его одной из самых востребованных фигур современного Голливуда. Пошатнуть репутацию Райана не смог даже сиквел «Пантеры», снятый после безвременной кончины Чедвика Боузмена — то есть фактически без главного героя. Этот фильм не был так же успешен, как первый, однако все отдали должное добросовестности Куглера. Вполне естественно, что именно в этой точке режиссер решил взять творческий отпуск и на некоторое время покинуть киновселенную Marvel.
На Warner Bros. Куглеру выдали карт-бланш: бюджет в сто миллионов долларов, авторский контроль на всех уровнях от сценария до монтажа и возможность снимать на семидесятимиллиметровую пленку Panavision
Взамен студия получила фильм, который с точки зрения оценок критиков и зрителей (98 процентов и 97 процентов соответственно на Rotten Tomatoes) уже признан самым успешным в нынешнем десятилетии. На фоне провалов авторских блокбастеров типа «Микки 17» этот результат особенно ценен.
Кадр: фильм «Грешники»
Улучив возможность для полноценного авторского высказывания, Куглер не стал отказываться от навыков, приобретенных на «Криде» и «Черной пантере». «Грешники» — это тоже кино, способное говорить на одном языке с миллионами зрителей по разные стороны Атлантики. Секрет такой универсальной доходчивости тот же, что и всегда — «показывай, а не рассказывай». Уже в увертюре «Грешники» обещают зрителю оккультные ритуалы и мистические прорывы сквозь время и пространство — и не обманывают ожиданий. Зрителю всегда приятна забота, так что Куглер делает все, чтобы никому не было скучно.
Актером-талисманом режиссера еще с его первого фильма служит Майкл Б. Джордан, в котором сочетаются непредсказуемость, умение быть убедительно опасным и феноменальное, всепобеждающее обаяние
В «Грешниках» эти качества буквально удвоены: двое Джорданов служат надежными проводниками в манящий и колючий мир провинциальной Америки тридцатых. Ковбойские панорамы и парочка гангстеров в центре сюжета — уже серьезная заявка на успех, однако Куглер действует наверняка и усиливает свой рецепт вампирской угрозой. Бессмертные кровососы, как известно, могут в символическом смысле олицетворять что угодно, так что Куглер использует образ на полную, не ограничиваясь очевидными рифмами с тяготами эпохи расовой сегрегации. Наконец, ключевой, важнейший элемент «Грешников» — музыка. Блюз как таковой — настоящий герой здешнего сюжета, у которого есть своя драматургическая арка. Однако «Грешники» — это не фильм о музыке, а прежде всего музыкальный фильм.
Кадр: фильм «Грешники»
Постоянный соавтор Куглера, композитор Людвиг Йоранссон, создал для «Грешников» фантастическую партитуру, которая то прячется в саунд-дизайн, то вспыхивает шаманским пламенем. Музыка не просто пронизывает фильм, она будто бы создает его, заставляя героев то и дело ловить ритм и попадать в такт. В известном смысле это мюзикл, сделанный с безупречным пониманием жанра: в лучших его образцах поют не потому, что надо, а потому что иначе невозможно. В «Грешниках» поют не очень много, но всегда к месту и всерьез — неслучайно на роль Сэмми Мура Куглер позвал настоящего начинающего музыканта Майлза Кэтона, это его кинодебют. Другие актеры-музыканты в «Грешниках» — Хейли Стайнфелд и Сол Уильямс, от которых режиссеру, по-видимому, понадобилось не пение, а природная музыкальность. В какой-то момент в важной роли появляется и живая легенда блюза, 88-летний Бадди Гай — его в фильме режиссера «Черной пантеры» уговорили сняться внуки.
Кадр: фильм «Грешники»
Музыкальная насыщенность не только дарит «Грешникам» два самых эффектных эпизода, но и помогает режиссеру избегать банальностей. Синтезированный Куглером жанр плохо поддается определению и позволяет быть увереннее на сюжетных поворотах и свободнее в расстановке акцентов. Вернее всего будет назвать «Грешников» современной киносказкой для взрослых — в духе, скажем, «О смерти, о любви» с Рупертом Эвереттом.
Обвинительные сравнения «Грешников» с «От заката до рассвета» имеют право на существование, но верить им стоит, только если не боитесь испортить себе удовольствие от просмотра. Вампирский балаган Родригеса и Тарантино мало того что устарел, так еще и схож с фильмом Куглера разве что в самом грубом приближении.
Кстати, в «Грешниках» сразу две сцены после титров, но в этом видится не клеймо комиксов Marvel, а блюзовая преемственность — лучшие образцы этого стиля тоже умеют казаться бесконечными, заполняющими пространство во всех доступных измерениях
Занятно, что из всех фильмов Куглера «Грешники» больше всего похожи именно на любимую критиками «Станцию "Фрутвейл"». В частности, в обеих картинах в качестве пролога выступает одна из финальных сцен. Технически это придает «Грешникам» энергию, толчок, ускоряющий неизбежную описательность экспозиции. В то же время формальный прием позволяет этому кино выйти из берегов, стать осязаемо одушевленным. Так пульс «Грешников» ускоряется, замедляется, нарастает, подчиняет, чтобы остаться со своим зрителем после финальных титров и взять обещание вернуться.