Россия построит Казахстану АЭС за 14 миллиардов долларов. Что известно о проекте и как он связан с заброшенной мегастройкой СССР?

Политолог Юнеман: Россия построит АЭС в Казахстане в кредит

Фото: АО «Аккую Нуклеар» / ТАСС

Власти Казахстана утвердили главного подрядчика для строительства первой в стране атомной электростанции (АЭС). Руководить международным консорциумом, в который войдут также китайские, французские и корейские компании, будет «Росатом». Российская корпорация, вероятно, профинансирует значительную часть проекта, но как именно планируется вернуть вложенные средства — пока не ясно. Строительство АЭС намечено в том же месте, где еще в середине 1980-х годов правительство СССР собиралось возвести масштабный объект. Тогда грандиозным планам не суждено было воплотиться, а на месте предполагаемой всесоюзной комсомольской стройки до сих пор живут переселенные туда почти полвека назад русские. Что уже известно о проекте крупнейшей электростанции в истории Казахстана и почему строить ее решила именно Россия, разбиралась «Лента.ру».

«Непопулярные решения»

Власти Казахстана начали задумываться о развитии собственной энергетики сразу после обретения независимости. Однако на протяжении 30 лет дефицит мощностей лишь усугублялся, а в последние годы стал просто катастрофическим.

Рост населения и неспособность обеспечить даже базовые отрасли промышленности вынуждали Казахстан импортировать электричество из-за рубежа, в первую очередь из России и Киргизии.

Но импорт почти всегда обходится дороже собственного производства. Однако отказаться от него можно лишь при условии, что в бюджете есть деньги на строительство новых и модернизацию уже имеющихся мощностей. А с этим у Казахстана традиционно были большие проблемы.

5,7 млрд
киловатт-часов

— таков ожидаемый дефицит электроэнергии в стране согласно балансному прогнозу Министерства энергетики Казахстана

Центральный бульвар Астаны, Казахстан

Центральный бульвар Астаны, Казахстан

Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

На 2024 год в республике примерно 70 процентов электроэнергии производилось на угольных станциях и еще около 20 процентов — на газовых. Большинство этих объектов давно изношены, и их выработка с каждым годом только сокращается. Причем, как показала практика, намного быстрее, чем предсказывали в правительстве.

В последние годы небольшим предприятиям и бизнесам все чаще попросту отказывают в подключении к электросетям из-за отсутствия свободных мощностей. Особенно остро эта проблема стоит в южных регионах, где энергетическая инфраструктура развита значительно слабее.

Говорить о модернизации экономики или даже о простом стабильном росте в таких условиях практически невозможно

Еще с конца 1990-х годов казахстанские власти заявляли, что решить накопленные в отрасли проблемы поможет строительство атомной электростанции. Несмотря на то что страна входит в тройку мировых лидеров по запасам и добыче урана, атомную энергию здесь уже давно не производят.

История атомной энергетики в Казахстане

В 1970-1990-х годах единственной атомной электростанцией в Казахской ССР был Шевченковский (Мангистауский) атомно-энергетический комбинат в Актау.

В 1972 году здесь заработал первый в мире промышленный реактор на быстрых нейтронах БН-350, который позволял перерабатывать отработанное ядерное топливо для повторного использования на АЭС. На нем также потенциально можно было нарабатывать оружейный плутоний-239.

После обретения независимости Казахстан принял ряд антиядерных инициатив и решил отказаться от использования подобных реакторов.

В 1997 году правительство утвердило решение о выводе БН-350 из эксплуатации. А в апреле 1999 года реактор был окончательно остановлен. Теперь он будет находиться в состоянии консервации на протяжении 50 лет.

В 2000-х и 2010-х годах Казахстан неоднократно возобновлял переговоры с Россией о строительстве крупной АЭС, но сделка каждый раз откладывалась на неопределенный срок. Причины были в нехватке денег и мощном антиядерном ресентименте, широко распространенном среди граждан бывшей советской республики.

У многих граждан и ряда экспертов есть опасения касательно безопасности атомных станций. И это понятно, учитывая трагическое наследие Семипалатинского ядерного полигона

Касым-Жомарт Токаевпрезидент Казахстана
Административное здание Дома Правительства Республики Казахстан, Астана

Административное здание Дома Правительства Республики Казахстан, Астана

Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Все изменилось в начале 2020-х годов. Недавно пришедший к власти президент Касым-Жомарт Токаев признал, что Казахстану придется строить АЭС, иначе со временем дефицит электроэнергии станет катастрофическим.

Первые признаки уже обозначены. Поэтому, глядя в будущее, нам придется принимать непопулярные по своей сути решения

Касым-Жомарт Токаевпрезидент Казахстана

А спустя два года он предложил вынести этот вопрос на национальный референдум. Голосование состоялось 6 октября 2024 года. Единственный вопрос звучал так: «Согласны ли вы со строительством атомной электростанции в Казахстане?»

71,12 %

граждан Казахстана поддержали строительство АЭС на территории страны

После этого переговоры с Россией возобновились. Правда, к этому времени свои проекты Казахстану предложили и другие государства. Некоторые из них откровенно признавали, что стремятся не допустить усиления связей между старыми партнерами — Россией и Казахстаном.

Почти договорились

Власти Казахстана рассчитывали, что за право строить первую в стране АЭС будут бороться атомные корпорации сразу из нескольких стран. Эти ожидания оправдались, хотя и с некоторыми оговорками.

24 декабря 2024 года министр энергетики Алмасадам Саткалиев сообщил, что подрядчик будет выбран на конкурсной основе под контролем Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

Производство заготовок для корпуса реактора энергоблока

Производство заготовок для корпуса реактора энергоблока

Фото: Алексей Башкиров / РИА Новости

Заявки на участие в строительстве, помимо России, подали компании из США, Японии, Южной Кореи, Китая и Франции. Однако в итоге число претендентов сократилось до четырех: Китайской национальной ядерной корпорации (CNNC), южнокорейской Korea Hydro & Nuclear Power (KHNP), французской Électricité de France (EDF) и «Росатома».

Примечательно, что примерно за год до этого Казахстан впервые посетил президент Франции Эммануэль Макрон. Официально он обсуждал с казахстанскими властями увеличение поставок урана для французской атомной промышленности, а также возможное участие EDF в строительстве АЭС.

Но есть и второй мотив [визита], (...) и он предполагает стремление бывших советских республик выйти за рамки своей зависимости от России. Французские официальные лица считают, что боевые действия на Украине нарушили давно сложившиеся отношения в регионе и это создает новые возможности

Bloombergамериканское информационное агентство

В конце прошлого года эту тему Токаев и Макрон поднимали уже в Париже. Однако заключить выгодное для себя соглашение Франции так и не удалось.

14 июня Агентство по атомной энергии Казахстана объявило, что лидером международного консорциума, который займется строительством АЭС в республике, станет «Росатом».

Формулировка решения — «наиболее оптимальное предложение» — фактически означает, что российская корпорация возьмет на себя основное финансирование проекта

Рабочие на строительной площадке Курской атомной электростанции-2, село Макаровка, Курская область

Рабочие на строительной площадке Курской атомной электростанции-2, село Макаровка, Курская область

Фото: Максим Блинов / РИА Новости

Вероятно, именно это и стало решающим фактором для Казахстана при выборе главного подрядчика. Судя по всему, инициатива столь «щедрого» предложения исходила от самой российской компании.

В настоящее время, согласно предложениям «Росатома», начата проработка вопроса привлечения государственного экспортного финансирования за счет Российской Федерации

Агентство по атомной энергии Казахстанаиз заявления

Оставшиеся три компании, по всей видимости, также примут участие в строительстве, но уже в статусе младших партнеров по консорциуму.

Сейчас власти Казахстана оценивают стоимость АЭС с двумя энергоблоками в 14 миллиардов долларов. Каким образом страна будет возвращать «Росатому» эти средства, пока неизвестно. Вероятно, это прояснится после серии технических переговоров, которые уже идут между представителями двух стран.

Планируется, что объект будет полностью построен и введен в эксплуатацию к 2035-2036 годам.

$14 млрд

может составить для Казахстана стоимость строительства новой атомной электростанции

Строительство атомной электростанции типа АЭС-2006, Гродненская область, Белоруссия

Строительство атомной электростанции типа АЭС-2006, Гродненская область, Белоруссия

Фото: Виктор Драчев / ТАСС

Окончательное решение о площадке для АЭС также приняли относительно недавно — в феврале. Строить станцию будут в поселке Улькен в Алматинской области.

Любопытно, что этот небольшой населенный пункт еще полвека назад готовили для другой масштабной госстройки. Но после распада СССР проект свернули, а поселок быстро превратился в полузаброшенное место, населенное в основном потомками тех самых комсомольцев, которых когда-то переселили сюда со всего СССР ради большой стройки, так и не состоявшейся

«Ехали сюда с большой верой»

Впервые с проблемой нехватки электричества в южных регионах, менее индустриальных по сравнению с севером, руководство Казахской ССР столкнулось к середине 1980-х годов. После консультаций с союзным центром было принято решение построить в Алматинской области мощную электростанцию. Правда, на угле, а не на уране.

На берегу озера Балхаш, в 289 километрах от районного центра и 330 километрах от города Капчагай (ныне Конаев), по замыслу советских властей, должна была появиться Южно-Казахстанская ГРЭС мощностью четыре тысячи мегаватт. А рядом с ней — вырасти небольшой городок, где поселились бы рабочие и инженеры со всех уголков страны. Такой же, каким в свое время стала Припять для Чернобыльской атомной электростанции.

В Улькене, который до этого был всего лишь крошечным селом в казахской степи, за несколько лет построили несколько десятков многоэтажек, школу, амбулаторию, парки и скверы

Переселявшимся сюда строителям платили по меркам того времени приличные зарплаты и к тому же начисляли командировочные.

«Дома как грибы росли. Радостно так было. Магазины не пустовали, платили нам хорошо, сверху еще командировочные капали. (...) Ехали сюда когда-то с большой верой, что здесь что-то будет. А вон оно как стало...» — рассказывала о советском времени жительница Улькена.

Поселок городского типа Улькен с воздуха, Алматинская область, Казахстан

Поселок городского типа Улькен с воздуха, Алматинская область, Казахстан

Фото: Coopypasted / Wikimedia

К 1989 году в городе жили уже почти четыре тысячи человек. Примерно тогда же стало известно, что проект заморожен из-за резкого спада промышленного производства и сокращения потребления электроэнергии по всему Советскому Союзу.

Улькен, как и десятки других моногородов по всему бывшему СССР, превратился в поселок-призрак. Недостроенные многоэтажки, пустые улицы, заброшенные промышленные корпуса и объекты коммунальной инфраструктуры. «Да, вот оно как стало. А ведь уже и дамбу отсыпали, пуско-отопительную котельную построили — все шло к тому, чтобы запустить ГРЭС. Но ничего нет», — говорила одна из местных жительниц.

За последующие 30 лет население Улькена сократилось более чем в 2,5 раза — до 1670 человек

Практически единственным средством к существованию для местных жителей стала ловля и продажа рыбы из озера Балхаш. «Часть людей работает в школе, кто-то — в амбулатории, кроме того, у нас есть рыбные цеха, почти половина населения там работает. Остальные занимаются рыболовством, продают рыбу на трассе», — рассказывала Алия Укебаева, директор местной средней школы.

Как полагает российский политолог, эксперт по Казахстану Роман Юнеман, строительство атомной электростанции в Улькене в перспективе может вновь привлечь в город несколько тысяч специалистов из России

Строительство новых энергоблоков Нововоронежской атомной электростанции, Воронежская область, Россия

Строительство новых энергоблоков Нововоронежской атомной электростанции, Воронежская область, Россия

Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ

В беседе с «Лентой.ру» Роман Юнеман отметил, что масштабный проект «Росатома» способен заметно улучшить уровень жизни русских соотечественников, живущих в поселке еще со времен Советского Союза.

«Что выберут именно Улькен, было понятно давно. Во-первых, рядом огромное озеро Балхаш, а значит, для АЭС не нужно строить отдельное водохранилище. Во-вторых, это очень удобная транспортная развязка — поселок находится на трассе Екатеринбург — Алма-Ата, а неподалеку расположена крупная железнодорожная станция», — пояснил российский политолог, эксперт по Казахстану.

Сейчас там в основном живут русские пенсионеры с казахстанскими паспортами. В советское время Улькен, что по-казахски значит «большой», даже хотели переименовать в город Счастливый, но помешали перестройка и распад СССР

Роман Юнеманполитолог, эксперт по Казахстану

Что касается выбора подрядчиков — «Росатома» в партнерстве с китайцами и французами — политолог убежден, что никто, кроме России, не предложил бы Казахстану настолько выгодных условий.

«История с конкурсной комиссией — это в большей степени игра для казахстанского электората. Власти страны на словах давно проводят идеологическую линию о том, что Казахстан не зависит от России. "Мы здесь самые многовекторные!" — рассуждает аналитик. — Но Россия снова сделала дружественный шаг навстречу своему партнеру и союзнику. И правительству, и гражданам Казахстана стоит это понимать».

Но в реальности ни Китай, ни Южная Корея, ни тем более Франция не готовы строить для Казахстана такую дорогую АЭС в кредит, да еще и с неясными перспективами его возврата. «Росатом» выбрали не потому, что считают Россию союзником, а потому что она заплатит

Роман Юнеманполитолог, эксперт по Казахстану
Город Байконур, арендован Россией до 2050 года, Казахстан

Город Байконур, арендован Россией до 2050 года, Казахстан

Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Он добавил, что сейчас стороны пытаются детально проработать вопрос финансирования проекта, но конкретные параметры пока не раскрываются. Вероятнее всего, считает аналитик, это будет либо классический кредит, либо формат build and operate (англ. «строй и эксплуатируй»).

«Во втором случае станцией в итоге будет управлять "Росатом" и продавать Казахстану электроэнергию по оговоренному тарифу, пока вся сумма не будет погашена. А это десятилетия вперед», — подытожил политолог.

В любом случае это стройка за российские деньги. Кредит возвращается долго, процент там будет невысокий. Если бы такие условия предложили китайцы, они бы и возглавили консорциум. Но Россия снова сделала дружественный шаг навстречу своему партнеру и союзнику. И правительству, и гражданам Казахстана стоит это понимать

Роман Юнеманполитолог, эксперт по Казахстану
Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.