2 августа в городе Старица пройдет грандиозный фестиваль уличных клоунов и музыкантов. В старинный русский город Старица, вольно раскинувшемся на крутых берегах Волги, приедут клоуны и мимы, акробаты и эквилибристы, иллюзионисты и музыканты. Среди хедлайнеров фестиваля — артисты легендарного театра «Лицедеи», театры клоунады «Микос» и «Комик-Трест» — победители и лауреаты театральных фестивалей в Авиньоне и Эдинбурге. О древней Старице и первом «Карандаш-фесте», который этим летом ни в коем случае нельзя пропустить, читайте в материале «Ленты.ру».
Карандаш из Козлова
Прочему «Карандаш-фест» и почему местом его проведения станет именно Старица? Дело в том, что знаменитый цирковой артист, основатель и ярчайший представитель отечественной клоунской школы, «русский Чарли Чаплин» — Михаил Николаевич Румянцев, известный под творческим псевдонимом Карандаш, — был уроженцем Старицкого уезда Тверской губернии, а вовсе не Санкт-Петербурга, как написано в БСЭ.
Согласно автобиографии и воспоминаниям самого Карандаша, родился он в 1901 году в деревне Козлово, а уже потом его семья перебралась в Петербург
В современном Старицком районе Тверской области есть две деревни Козлово (правда, название одной из них принято произносить с ударением на первый слог). Поскольку метрических книг с записями о рождении-крещении в них не сохранилось, обе они могут претендовать на роль исторической родины Героя Социалистического Труда и любимца нескольких поколений советских зрителей.
Мост через Волгу станет одной из площадок «Карандаш-феста»
Фото: пресс-служба «Карандаш-фест»
Фактом места рождения связь Михаила Румянцева с Верхневолжьем не ограничилась. Когда мальчику было шесть лет, умерла его мать, и отец, не справлявшийся с заботой о троих детях, привез их обратно в деревню.
В голодные послереволюционные годы, как и миллионы других бывших подданных Российской империи, Румянцев пытался выжить, скитался по необъятным просторам страны и брался за любую работу. За бродяжничество, отсутствие документов, а возможно, что и за какие-то другие грехи попал в тюрьму. Сидел в Вятке, в Вологде, в знаменитой Бутырке в Москве. Едва не умер от тифа и голода. И в 1922 году был выслан в Старицкий уезд к родственникам.
Немного отъевшись и придя в себя в деревне Козлово, осенью 1922 года Румянцев перебрался в Старицу, где устроился в местный городской театр рисовать афиши и плакаты, продавать в кассе билеты, помогать актерам одеваться, подавать чай и даже чистить ботинки.
Здание театра, где он тогда работал, предположительно, сохранилось до сих пор — речь идет о бывших торговых рядах XVIII века, которые сейчас находятся под мостом на левом берегу Волги.
Времена тогда были тяжелые, голодные. Михаил жил в доме у дяди Петра Румянцева, где занимал угол в темном и сыром полуподвальном помещении. Стол, табуретка и кровать с соломенным тюфяком — вот и вся его обстановка. Одеялом и одеждой в холодные зимние дни служила старая шинель. За работу в клубе Михаил получал паек и варил пшенную кашу, приправляя ее горьковатым льняным маслом. Дом на улице Гусева, в котором занимал угол будущий знаменитый артист, не сохранился.
К весне 1925 года положение актеров ухудшилось, и труппа артистов Старицкого гортеатра под руководством Юрия Прозорова, к которой присоединиться Михаил, отправилась на гастроли в Тверь. Играли мелодраму «Семья преступника» и пьесу «Анна Кристи» о тяжелой судьбе женщины с низкой социальной ответственностью в современном буржуазном обществе.
В труппе старицкого театра было всего 8 человек, но это не мешало им ставить пьесы с 12-15 действующими лицами
Осенью 1925 года, после закрытия сезона, Румянцев поехал в Москву, а в 1927 году поступил в только что открытую школу циркового искусства. Так началась цирковая биография клоуна, которая длилась более полувека.
Уже став знаменитым Карандашом, Михаил Николаевич Румянцев не раз приезжал в Старицу. В последний раз — в начале 1980-х годов.
Спектакль «Улитная рапсодия» театрального товарищества «Комик-Трест»
Фото: пресс-служба «Карандаш-фест»
Воздушный шар, интересная еда и гигантские улитки на мосту через Волгу
Фестивали уличных театров, небольших цирковых трупп и музыкантов регулярно проходят во многих городах Европы. Отечественные туристы не раз были их зрителями и с восторгом о них отзывались. Участвовали в них и российские артисты. Старицкий фестиваль — не калька с популярной европейской забавы.
Организаторы обещают: гостей «Карандаш-феста» — а только приезжих ожидается более пяти тысяч (при населении Старицы около семи тысяч человек) — ожидает неповторимая атмосфера традиционного русского балагана в его современной интерпретации
В дореволюционной России по выходным устраивали ярмарки с гуляньями. На городских площадях устанавливали балаганы для представлений — временные деревянные строения, исполняющие роль сцены. Потом «балаганом» стали называть и сами гулянья — по сути это и есть современный уличный фестиваль.
2 августа мост через Волгу, набережная и парки Старицы станут декорациями для первого фестиваля клоунов, в котором примут участие артисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Твери и других городов России.
В программе — как признанные звезды отечественной клоунады, так и актуальные молодые уличные театры, цирковые студии, духовые оркестры и соло-артисты площадного жанра. Свое участие многие уже подтвердили.
Anima Allegra — творческое объединение с участием артистов из состава «Лицедеев» во главе с сооснователем этого самого известного клоун-театра Валерием Кефтом. У них блистательная клоунада, пантомима и сказочно красивые костюмы. Специальный гость «Карандаш-феста» — Роберт Городецкий, автор номера «Блю канари».
Одни из хедлайнеров «Карандаш-феста» — артисты Государственного училища циркового и эстрадного искусства имени М. Н. Румянцева (Карандаша)
Фото: пресс-служба «Карандаш-фест»
Театр клоунады «Микос». Его артистов называют «безумцами, гениально усложняющими самые простые вещи». Они одни из немногих россиян, получивших признание на самом статусном международном фестивале в Авиньоне. В Старице «Микос» сыграет спектакль «Авиаторы» — это тонкая лиричная клоунада, напоминающая репризы Карандаша. В финале артисты улетают на самолете!
Театральное товарищество «Комик-Трест». Его главное правило — лучше смеяться над нами, чем плакать над собой. Лауреаты фестиваля искусств Fringe в Эдинбурге. На «Карандаш-фесте» они проследуют через Старицкий мост в сопровождении гигантских улиток и покажут спектакль «Улитная рапсодия» на основной сцене.
Tinto Brass Band создали выпускники Московской консерватории. Из духового оркестра они выросли в концептуальный музыкальный театр. Играли и на крупных сценах по всему миру, и в самых невозможных местах — от салона летящего в небе самолета до движущегося грузовика.
Сборная ГУЦЭИ. Государственное эстрадно-цирковое училище имени М. Н. Румянцева (того самого Карандаша) — единственное в России государственное учебное заведение по этому профилю. Его выпускники неизбежно становятся звездами российского цирка.
Между выступлениями на основной сцене гости «Карандаш-феста» смогут удивиться мастерству акробатов и эквилибристов из тверских цирковых студий в интерактивной среде парка «Старицкое Зарядье». Покататься на воздушном шаре, любуясь с высоты древними храмами и особняками Старицы. Посмотреть культовые мультфильмы на тему цирка от студии «Союзмультфильм». Попробовать на ярмарке местные специалитеты, примерить на себя образ великого клоуна в фотозоне и увезти домой фотовоспоминание о летнем фестивале на берегах Волги и о старинном русском городе, где он прошел.
Храмы Свято-Успенского монастыря были отреставрированы и заново расписаны
Фото: Петр Каменченко / «Лента.ру»
Старицкий мрамор и среднерусская пастель
Летний фестиваль уличных цирков с участием больших артистов и музыкантов — событие уже само по себе замечательное, которое ни в коем случае не следует пропустить. Тем более что это первый «Карандаш-фест», на него выделены значительные средства, и он просто обязан показать свою состоятельность, чтобы стать (как заявлено) ежегодным. Но это только половина ожидаемого удовольствия. Городок Старица, где пройдет фест, интересен и достоин посещения сам по себе, вне зависимости от данного события.
Старица располагается в верховьях Волги. Берега крутые, обзор замечательный, виды — живописнейшие, красота, простор, покой… Классическое пастельное среднерусское Верхневолжье, столь любимое поэтами, художниками и первым русским мастером цветной фотографии Прокудиным-Горским
До Старицы от Твери — 77 километров, от Москвы — два часа езды на автомобиле, четыре часа — от Петербурга. До недавнего времени городок оставался в стороне от основных потоков внутреннего туризма. Причина — в ужасных дорогах, на которых легко было оставить не только подвеску, но и сами колеса, а также в общем запустении малой российской провинции. Необходимая для туризма инфраструктура практически отсутствовала, негде было поесть, негде остановиться.
Однако в последние несколько лет город замечательно преобразился. И если вы видели Старицу лет шесть-семь назад, то нынче будете немало удивлены. Отличный новый асфальт и на дороге от Твери, и со стороны Торжка и Зубцова — Ржева. По обеим берегам Волги появилась благоустроенная набережная. Отремонтированы многие дома, проложены новые тротуары, есть уютная гостиница, чайная в стиле ретро, кафе, пельменная, пиццерия, ледовый дворец, кинотеатр, сетевые магазины…
Добро пожаловать в Музей русской печи
Фото: Петр Каменченко / «Лента.ру»
Помимо краеведческого музея, в городе уже работают четыре частных музея. В городскую инфраструктуру последовательно вкладываются немалые деньги, и это лишь первый этап превращения Старицы в интересный туристический центр.
Осмотр города, основанного в 1297 году, лучше всего начать со Свято-Успенского мужского монастыря — это исторический, духовный и географический центр Старицы. Первые упоминания о монастыре относятся к 1110 году, но современный белокаменный вид он приобрел в 1530-х годах, когда город стал столицей Старицкого удельного княжества, в которое входили Верея, Алексин, Вышгород и другие земли, ранее относившиеся к Тверскому и Московскому княжествам.
По берегам Волги добывали старицкий мрамор — красивый и крепкий известняк, который отправлялся на баржах для строительства русских белокаменных сооружений. Из старицкого мрамора построены кремлевские соборы, Смоленский кремль, многие здания в Санкт-Петербурге. Естественно, что и сама Старица построена из известняка, а катакомбы под городом протянулись на многие километры.
Рассказывает старицкий краевед Дмитрий Щукин:
— В Старицком районе 120 каменоломен и пещер, общая их протяженность — до 30 километров. Отсюда местные легенды о подземных ходах, которые имеют полное право на существование. Из храмов, монастырей, княжеского дворца и других мест эти ходы могли выходить в каменоломни. Только под монастырем они уходят до трех километров.
Жутковатая красота старицких каменоломен
Фото: Петр Каменченко / «Лента.ру»
— А туристам можно в них побывать?
— Да, старицкие экскурсоводы водят в них группы до десяти человек. Выдают спецодежду, кирзовые сапоги, фонарики… Где-то нужно проползти, где-то можно идти в полный рост. Там интересно: сталактиты, летучие мыши… В километре от Свято-Успенского монастыря — Сельцовская заломка, на другой стороне реки — Среднетолпинская каменоломня, есть Барсучья, Лисичка, множество других каменоломен. Некоторые туристы в них ночуют и даже Новый год встречают.
«Хлебные черви» и чудотворное надгробье первого патриарха
Дима — классический краевед: историк, преподает в школе, влюблен в свой город и уже написал несколько книг о местных достопримечательностях. Водит экскурсии по городу.
Осматриваем вместе с ним монастырь. Красота и порядок тут идеальные. Храмы отремонтированы, заново расписаны. А я еще помню, как тут было в 1970-х — разруха, грязь и машинно-тракторная станция в храме.
Монастырь закрыли в 1928 году. В идеологической горячке в нем даже хотели сделать музей атеизма с диорамой «Монахи пытают комсомольца». Популярный советский писатель Борис Полевой в статье «Хлебные черви» утверждал, что лично видел в подвалах монастыря цепи и другие инструменты, достойные инквизиции
После его горячего выступления в центральной прессе монастырь как раз и закрыли, а служителей разогнали.
В конце 1970-х годов на территории монастыря располагалась машинно-тракторная станция
Фото: Петр Каменченко / «Лента.ру»
Во время Великой Отечественной войны Старица была оккупирована фашистами в течение двух с половиной месяцев. Красная армия освободила город в новогоднюю ночь на 1 января 1942 года. В монастырских подвалах нашли 76 пленных красноармейцев, погибших от холода и голода. Каждый год в их память в Успенском храме проводится поминальная служба.
Решение о восстановлении Свято-Успенского мужского монастыря было принято в 1997 году, а с мертвой точки дело сдвинулось четыре года спустя. В 2001 году в Старице побывал тогдашний вице-премьер Виктор Христенко. Виктор Борисович почти случайно оказался в Старице как фотограф-любитель — и с тех пор остался навсегда. При его участии был создан Фонд возрождения Успенского монастыря. Среди благотворителей Фонда было много известных людей — всего около 80 человек. В 2010 году Старицкая обитель отметила свое 900-летие, юбилейные торжества в возрожденном монастыре возглавил патриарх Кирилл.
В монастыре постоянно проживают шесть-восемь монахов, в храмах идут службы, есть гостиница на 50 паломников. Хороший обед для них стоит 400 рублей. Заявки подаются через сайт монастыря.
Свято-Успенский монастырь — место первого захоронения (в 1607 году) первого патриарха Московского Иова, канонизированного Русской православной церковью в лике святителей. Позднее мощи святого были перенесены Успенский собор Московского Кремля, но оставшееся в монастыре надгробье считается чудотворным.
Первый патриарх Московский Иов с котиком. Памятник на территории Свято-Успенского монастыря
Фото: Петр Каменченко / «Лента.ру»
Рассказывает Дмитрий Щукин:
— Это давняя традиция. В начале XX века краеведы писали, что местное население приходит к месту первого упокоения Иова, берут с его надгробья песочек и разносят по домам в надежде на исцеление. Похожие воспоминания ходят и среди учеников духовного училища.
Перед экзаменами они спускались в усыпальницу, брали оттуда песочек, сыпали его себе на макушку и в книгу — на то место, которое лучше всего знали. И, как писали ученики, это работало. Именно то место, где был посыпан песочек, им и доставалось
Кстати, традиция жива и сегодня. Школьники и студенты ее чтят. А на сайте монастыря, в Виртуальном музее, создан «Музей святителя Иова, первого Патриарха Московского и всея Руси».
Лучшие в мире вафельницы и Ленин в пиджаке
В Старице открыто уже четыре частных музея. Музей русской печи, в котором выставлено собрание старинных вещей из коллекции старичанина Валерия Соколова; Музей пекарского дела с уникальной (возможно, лучшей в мире) коллекцией чугунных вафельниц; Музей фарфора и Музей «Вольная аптека провизора Ивана Щукина», представляющий собой восстановленный интерьер городской аптеки XIX века.
Некрополь Свято-Успенского монастыря
Фото: Петр Каменченко / «Лента.ру»
Для небольшого города в Старице много памятников. На центральной площади на постаменте из каменной глыбы, которую в незапамятные времена притащил в эти места ледник, стоит фигура пожилой женщины. Ниже надпись, воспроизводящая фрагмент древней летописи:
«В лето 1297 срублен бысть городок на Волге ко Зубцову на Старице»
Редкий случай, когда точно известны и дата, и место закладки древнего города. Старица в данном случае — речка, впадающая в Волгу. А старушка с клюкой — герб города. По одному из преданий, во время монголо-татарского нашествия город был сожжен дотла, а все жители убиты или угнаны в полон. Единственная выжившая — старушка, или «старица», в честь которой и назвали восстановленный город.
Рядом — постамент с бюстом маршала Матвея Васильевича Захарова, дважды Героя Советского Союза, местного уроженца.
У краеведческого музея — новенький памятник адмиралу Корнилову, герою обороны Севастополя в Крымской войне, тоже родившемуся в этих местах. В пошлом году в честь Владимира Алексеевича Корнилова переименовали улицу Володарского — большевика, никакого отношения к городу не имевшего.
На высоком берегу Волги, у моста, еще один новенький памятник — Александру Сергеевичу Пушкину, который часто бывал в Старице и имениях своих друзей — Вульфов, Панафидиных и других, расположенных неподалеку. Кстати, в 47 километрах от Старицы, по дороге в Торжок, в селе Берново в бывшей усадьбе Вульфов работает прекрасный музей Пушкина. Его тоже стоит посетить.
А с противоположной стороны моста через Волгу — памятник В. И. Ленину. У него любопытная история.
В 1991 году, на волне перестройки, задора и оптимизма, старичане памятник Ленину взорвали, но уже в 1994 году одумались, собрали деньги и вернули Ильича на привычное место. Вот только раньше он был в плаще и с кепкой, а теперь в пиджаке и с рукой
Через дорогу от статуи вождя — кафе «Былина», в местной устной традиции — «Шайба», в нем можно вкусно и недорого пообедать. И да, не забудьте искупаться в Волге. Она тут мелкая и хорошо прогревается.