Всего одно решение Трампа стало приговором для мировой алмазной промышленности. Сотни тысяч человек потеряют работу

«Лента.ру»: Пошлины Трампа создали угрозу для алмазогранильного сектора Индии

Фото: Amit Dave / Reuters

До 200 тысяч алмазных огранщиков в Индии могут лишиться работы из-за высоких экспортных пошлин, которые президент США ввел в отношении страны. За месяц размер тарифов менялся дважды: в первый раз Трамп объяснил свое решение высокими пошлинами на американские товары в самом Дели, а во второй раз его натолкнула на это закупка Индией российских энергоресурсов. На фоне растущей конкуренции со стороны синтетических бриллиантов особенно болезненными новые тарифы станут для крупных производственных компаний, считают участники рынка. Необходимость содержания штата из сотен человек требует от них поддержания непрерывного цикла огранки и продажи, но к проблемам со спросом теперь присоединился сложный сбыт. О черном дне для алмазной индустрии — в материале «Ленты.ру».

Как принципы торговли Индии привели к высоким тарифам от Трампа

В конце лета вступили в силу 50-процентные пошлины, которые президент США Дональд Трамп ввел в отношении Индии. Тарифы для индийского рынка страна за месяц поднимала дважды: первая из этих мер начала действовать 7 августа, вторая — 27 августа. Изначально поводом стали высокие пошлины на импорт американских товаров со стороны самой Индии. Во второй раз американский лидер «наказал» Индию за покупку российской нефти, которую страна «прямо или косвенно» закупала в нарушение запрета США.

Фото: Kevin Lamarque / Reuters

Для индийского рынка это стало ударом, поскольку на Штаты до недавнего времени приходилось 18 процентов в доле индийского общенационального экспорта. Страна поставляла американским коллегам товары электроники, обувь, текстиль, фармацевтику, а также алмазы, бриллианты, алюминий и сталь. Общая стоимость экспортированных в 2024 году товаров составила 89,8 миллиарда долларов.

В апреле, когда стало известно о планах Трампа установить тарифы для Индии на уровне 26 процентов, эксперты оценивали эти изменения не слишком критично. Предполагалось, что экспорт индийских товаров в США в 2025 году может сократиться на 6,4 процента, или на 5,7 миллиарда долларов. Значительнее всего — на 20,2 процента — должен был снизиться объем экспорта рыбы и ракообразных. Также ожидалось падение поставок изделий из железа или стали — на 18 процентов, алмазов и золотых изделий — на 15,3 процента, транспортных средств и запчастей — на 12,1 процента. Но с повышением пошлин во второй раз ситуация изменилась.

до
200 000
огранщиков алмазов

могут потерять работу из-за высоких пошлин США в отношении Индии

Среди сфер, наиболее пострадавших от высоких пошлин, эксперты выделяют индустрию обработки драгоценных камней. Вследствие мер, принятых Штатами, отрасль, вероятно, лишится трети от своих продаж (сейчас они составляют 28,5 миллиарда долларов в год), прогнозируют они. До 200 тысяч индийцев из-за этого могут потерять работу, предупреждает замглавы индийского Совета по содействию экспорту драгоценных камней (GJEPC) Шаунак Парих.

Как это восприняли в Индии, можно понять по реакции премьер-министра страны Нарендры Моди. После вступления в силу 50-процентных тарифов Трампу не удалось даже дозвониться до индийского премьера, хотя попытки поговорить с ним предпринимались не один раз. По данным немецкой Frankfurter Allgemeine Zeitung, Моди просто отказывался от разговора.

Впоследствии президент США заявил, что Дели все-таки инициировал снижение пошлин на американские товары, но эта идея оказалась несвоевременной. «Они предложили урезать пошлины вплоть до нуля, но становится слишком поздно. Индия должна была сделать это много лет назад», — пояснил Трамп. По его словам, до недавнего времени отношения двух стран из-за индийских тарифов были похожи на «одностороннюю катастрофу». В сегодняшней ситуации американскому лидеру, вероятно, видится больший баланс. Возможность все изменить, однако, еще остается, к примеру, если Трамп и Моди поговорят и придут к компромиссу на Генассамблее ООН, которая состоится в Штатах 23 сентября.

Выиграть от пошлин смогут индийские огранщики с запасами в США

Председатель Индийского совета по продвижению экспорта драгоценных камней и ювелирных изделий (GJEPC) Кирит Бхансали назвал происходящее черным днем для алмазной индустрии. Еще до того как 50-процентные тарифы вступили в силу, он предупредил — столь серьезное повышение будет иметь далеко идущие последствия. Эксперт отметил, что опасается нарушения важнейших цепочек поставок, остановки экспорта алмазов, возникновения проблем у работников отрасли. «Мы надеемся на снижение тарифов, в противном случае нам будет трудно выжить», — признался Бхансали в интервью телеканалу Al Jazeera.

Фото: Ajit Solanki / AP

Наибольшие проблемы пока наметились для тех индийских производств, которые хотели бы поддерживать непрерывный цикл огранки и продажи, рассказал «Ленте.ру» владелец, основатель и руководитель ограночной компании «Баснословно» Кирилл Суслов. Они, по его словам, хотели бы гранить ритмично, постоянно, но из-за снижения интереса к бриллиантам в последние два года удерживать такой темп могли не всегда. И если до этого причина заключалась в сниженном спросе, то теперь затрудненным становится еще и сбыт. Однако у тех участников рынка, у кого отсутствует необходимость кормить сотни огранщиков, но зато присутствуют сформированные запасы где-то вне Индии, а еще лучше — на территории США, перспективы могут быть интересными, полагает спикер.

Некоторые из индийских коллег, с которыми я общался, на вопрос о перспективах отвечают "поживем — увидим", и это, как правило, люди с запасами на территории США

Кирилл Сусловоснователь ограночной компании «Баснословно»

Соединенные Штаты занимают первое место по объему закупки бриллиантов у Индии. В 2024/2025 финансовом году (завершился в марте) Вашингтон приобрел у Дели ограненных камней на 4,8 миллиарда долларов, то есть более трети от общего объема бриллиантов, которые экспортировала Индия. Терять этот рынок страна, вероятно, не захочет: еще до вступления в силу пошлин в размере 50 процентов в GJEPC провели заседание, на котором рассматривалась возможность перенаправления поставок через другие страны. В качестве альтернативы на первое время допускалось прохождение экспортных потоков через ОАЭ, Мексику и Бельгию.

«Увеличение потока через Арабские Эмираты точно произойдет», — спрогнозировал Суслов. Пошлины на экспорт бриллиантов там составляют всего 10 процентов, тогда как в других странах, которые Дели может использовать для реэкспорта, пошлины находятся на уровне 15-25 процентов.

Фото: Anushree Fadnavis / Reuters

Отдельные представители бриллиантового рынка в Индии, по его словам, также размышляют над переносом производств в Африку, и такой сценарий тоже видится эксперту вполне допустимым. Вероятно, это будет «бумажный» перенос, то есть условная Ботсвана вдруг начнет гранить очень много алмазов, предположил руководитель ограночной компании.

Как бы то ни было, тарифные решения, принятые Трампом, лишь разгонят падение рынка, подчеркнул геммолог Олег Ткачев. На фоне роста тарифов Индия может решиться на снижение закупочных цен на алмазы, но пострадают от этого уже алмазодобывающие компании других стран. Для российской «Алросы» это может обернуться еще большим снижением прибыли, а в случае несогласия на предложенные расценки — и переориентацией индийских огранщиков на другие рынки, полагает спикер. «Хотя "Алроса" и является крупным поставщиком сырья для Индии, найти ей дешевую альтернативу в странах Африки будет несложно. Основной конкурент алмазодобытчика — компания De Beers — с удовольствием заместит ее на индийском рынке, чего, думаю, и хочет Трамп», — предупредил собеседник.

Глава российского алмазодобытчика заявил о признаках «положительного разворота»

Проблема выглядит такой острой в том числе потому, что в отрасли и без введения пошлин наблюдается кризис, связанный с падением спроса на бриллианты. В мире он длится уже на протяжении пяти лет, напоминает Ткачев, а в четвертом квартале 2024 года цена драгоценных камней достигла десятилетнего минимума. Индекс цен на алмазную продукцию Международной алмазной онлайн-биржи IDEX (отражает изменение цен 15 самых востребованных категорий камней) снизился за восемь месяцев 2025 года еще на 5 процентов, составив в середине августа 91,09 пункта.

Фото: Sahiba Chawdhary / Reuters

Так происходит, оттого что ценности в мире слишком изменились, а экономическая ситуация легче не стала, объясняют эксперты. Обеспеченные люди начали чаще делать выбор в пользу искусственных камней, руководствуясь их более доступной стоимостью и конкурентным качеством. Тренд на такие украшения задал Китай — местная провинция Хэнань в последние годы стала глобальным центром производства синтетических бриллиантов. Использование технологии CVD (осаждение из газовой фазы в микроволновых реакторах) позволило китайским производителям сделать продукцию пригодной для ювелирного рынка, а запрет на экспорт соответствующего оборудования (в КНР оно считается технологиями двойного назначения) не оставил другим странам шансов составить им конкуренцию.

Ситуация отразилась и на российской «Алросе» (на нее приходится 90 процентов алмазов, добываемых в России, — прим. «Ленты.ру»), которой на фоне рухнувших цен на камни в мире пришлось на 5-15 процентов снизить отпускную стоимость продукции. По итогам 2024 года компания отчиталась о снижении выручки на 26 процентов и падении чистой прибыли на 77 процентов (до 19,3 миллиарда рублей). Не исключили представители алмазодобытчика и приостановку добычи алмазов на некоторых не слишком рентабельных производствах и сокращение персонала.

Российская компания является ярким индикатором мирового спада, считает независимый аналитик Леонид Хазанов. Положение «Алросы» в сегодняшних реалиях он называет трудным и предпосылок для изменения ситуации пока не видит. Переориентация на другие направления (в частности, золоторудное — если компания на это решится) займет, по словам эксперта, большое количество времени и потребует значительных трат.

Гендиректор самого российского алмазодобытчика Павел Маринычев, однако, комментирует ситуацию с меньшим пессимизмом. В июле действительно произошло некоторое падение спроса, отметил он, но лето, по словам руководителя «Алросы» — не лучший сезон для анализа. Торговая активность в это время традиционно уменьшается, а участники рынка формируют запасы в ожидании высокого сезона в четвертом квартале.

В целом же на рынке с начала года наблюдаются признаки положительного разворота, а у алмазодобывающей компании имеется хороший запас прочности, который должен помочь ей преодолеть существующий кризис, утверждает ее глава. «Алроса», по его словам, планирует и дальше концентрироваться на добыче алмазов, но в то же время не исключает и участия в проектах, где могут быть полезны ее знания в части горной добычи.

Спрос на бриллиантовые изделия взлетел в ожидании роста цен

В глобальном масштабе эффект от пошлин может оказаться разнонаправленным, замечает руководитель направления «Промышленность» Института технологий, нефти и газа Ольга Орлова. С одной стороны, рынок алмазов из-за снижения интереса потребителей (особенно среди молодежи) переживает не лучшие времена — высокие тарифы могут дополнительно отразиться на спросе.

Фото: Amit Dave / Reuters

«Снижение закупочной активности Индии и накопленные там запасы алмазов действительно могут привести к попыткам давления на цены, — рассуждает она. — Но Дели объективно остается крупнейшим мировым центром огранки, и без сырья, поставляемого Москвой, производство там просто не выдержит необходимых объемов». Поэтому даже при нынешних пошлинах интерес Индии к поставкам из России сохранится, а экспортные возможности для российских компаний останутся высокими, полагает эксперт.

По словам Орловой, сохранение устойчивого канала «Россия — Индия» позволит стабилизировать предложение, не допуская резких скачков цен. Как следствие, связка «Москва — Дели» продолжит оставаться взаимовыгодной, поскольку индийская сторона тем самым сможет поддерживать огранку и избегать накопления излишков, а российская будет выигрывать благодаря переработке и экспорту нефтепродуктов, несмотря на внешнее давление. «Для остальных стран перспектива повторения индийского сценария вряд ли окажется столь привлекательна: не у каждой экономики есть ресурсы и масштабы переработки, чтобы компенсировать возможные санкционные риски столь ощутимой выгодой», — заключает собеседница.

до
95-105
миллионов карат

может снизиться глобальная добыча алмазов

В среднесрочной перспективе спрос на алмазы в мире должен восстановиться, считает Маринычев. В пользу этого, на его взгляд, сыграет как нормализация запасов по всей цепочке алмазно-бриллиантовой торговли, так и уменьшение предложения алмазного сырья. «Действующие месторождения постепенно истощаются, а ряд компаний, включая "Алросу", объявил о планах по снижению производства», — аргументировал свою позицию спикер. Увеличению спроса может способствовать и то, что ключевыми покупателями такой продукции являются потребители люкса, а их доля каждые десять лет двукратно увеличивается.

В 2025 году с учетом всех обстоятельств глобальная добыча алмазов может оказаться в диапазоне 95-105 миллионов карат, что почти на треть меньше показателей допандемийного периода, спрогнозировал глава российской алмазной компании. В следующие два года на фоне дефицита сырья на рынках возможен рост стоимости бриллиантовых украшений в полтора раза, допускает он.

На фоне повышения тарифов американским лидером спрос на бриллианты в Штатах в третьем квартале частично уже взлетел. В попытке запрыгнуть в последний вагон перед повышением цен из-за пошлин американцы устремились в ювелирные магазины. «Ведь логика потребителя, в общем-то, проста: а что если теперь бриллианты подорожают на процент пошлин? Не лучше ли купить изделие с драгоценным камнем сейчас, пока стоимость не изменилась?» — пояснил основатель «Баснословно».

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.