Лоббирование бизнес-интересов отдельных лиц и компаний в деловой журналистике недопустимо. Однако именно этим занимается воронежское информационное агентство «Абирег», входящее в одноименную группу компаний. Одна из последних историй, растиражированная в его интернет-изданиях в негативных тонах — реставрация в Липецкой области усадьбы Нечаевых в Полибино, являющейся памятником культуры федерального значения. О том, что происходит на самом деле и какую роль в этой истории играет местный предприниматель Виталий Чероногиль, — в материале «Ленты.ру».
Национальное достояние
Усадьбу Полибино в Данковском районе Липецкой области можно назвать одной из ярчайших местных культурных достопримечательностей Липецкой области. Она была построена на рубеже XVIII-XIX веков на правом берегу реки Дон, в 40 километрах от Куликова поля и в 45 километрах от Данкова. В 19 веке там была установлена первая Шуховская башня, которую архитектор построил специально для промышленной выставки 1986 года, а меценат Юрий Нечаев-Мальцов перевез в имение. До революции здесь размещался музей Куликовской битвы. А в 1974 году комплексу был присвоен статус памятника культуры федерального значения. В последние десятилетия памятник находился на грани утраты. Серьезных инвесторов, способных осилить реставрацию, долго не находилось.

Фото: Vladimir Mulder / Shutterstock / Fotodom
В 2024 году ПАО «Дом.РФ», который действует по поручению государства и пытается найти инвесторов для сохранения культурного наследия ради потомков, выставил усадьбу на открытые электронные торги. Победителем стал Александр Богатиков. Договор предусматривал соблюдение требований федерального законодательства к охране объектов культурного наследия.
Побывав в Полибино в августе 2025 года, корреспондент «Ленты.ру» убедился, что новый собственник усадьбы активно восстанавливает памятник, благоустраивает территорию для жителей, организует тематические мероприятия и создает рабочие места.
Кто такой Черногиль
Работы по восстановлению исторического комплекса понравились не всем. Возрождение усадьбы столкнулось с сопротивлением Виталия Черногиля, владельца зданий бывшей гостиницы и столовой, расположенных по соседству с усадьбой, и находящихся в аварийном состоянии. На мецената посыпались судебные претензии. Черногиль утверждает, что границы исторического участка, установленные научными работниками почти полвека назад, нарушают закон и блокируют проезд к его недвижимости, хотя свои объекты не может восстановить годами или хотя бы законсервировать во избежание причинения ущерба окружающей территории или людям.
Сам липецкий бизнесмен, 48-летний уроженец Западной Украины — человек непубличный. Жители Полибино в целом слабо идентифицируют Виталия Черногиля и не связывают его с активным участием в жизни села.

Фото: pdeminhiker / Shutterstock / Fotodom
Сейчас у него ИП, возглавляет крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ) в этом статусе. Также он гендиректор и единственный совладелец фирмы НСР (НОРДСТЭБРАША), которая занимается разработкой гравийных и песчаных карьеров, добычей глины и каолина, причем в Белгородской области. В середине 2010-х был совладельцем ООО «Мост» и ООО НПП «Дорхим». Но эти компании уже ликвидированы.
В 2018 году Черногиль приобрел под Липецком дачный участок с домом, баней и гаражом. В 2019 году купил в Полибино здание конторы, коровник, картофелехранилище, крытый ток, механические мастерские, а также те самые полуразрушенные здания советской эпохи: столовую и гостиницу. Покупка странная, так как приобретены были только здания — без земли под ними.
В своем исковом требовании заявил, что в результате аукциона, участником которого Черногиль даже не являлся, было утрачено его право собственности на два полуразрушенных строения, которые не имеют отношения к усадьбе и не выставлялись на торги, как были, так остаются в его собственности, права на них зарегистрированы в государственном реестре, их никто не оспаривает и даже отдаленно не покушается. Виталий Черногиль обвиняет в этом организатора аукциона ДОМ.РФ и почему-то Александра Богатикова, но ошибся судом. Арбитражный суд Липецкой области его отправил в суд Москвы, где находится организатор торгов. На заседания в московском суде Черногиль и его представители не являются, затягивая и откладывая заседания под любыми предлогами.
Неудовлетворенный таким положением дел Черногиль вновь обращается в Арбитражный суд Липецкой области, но на этот раз с требованием исключить сведения о границах земельного участка под усадьбой из государственных реестров, которые были определены государством задолго до его появления на липецкой земле. Требование, по меньшей мере, странное, если не сказать абсурдное. С таким же успехом можно требовать исключения сведений о границах земельного участка под мавзолеем. Как уже можно догадаться, в иске Черногилю судом было отказано.
Но это не остановило настойчивого предпринимателя. Разочаровавшись в арбитражном производстве, Черногиль вместе со своим представителем Александром Таравковым обращается уже в Липецкий областной суд с еще более абсурдным иском об отмене приказа Министерства культуры об утверждении границ памятника культуры, мотивируя свои требования, например, нарушением права на богослужение. Как одно с другим связано никто из привлеченных к участию в деле лиц, в том числе и государственных органов, время которых занял Черногиль, не понял. Не смог этого понять и суд, который справедливо отказал в удовлетворении иска Черногилю 15 января 2026 года.

Фото: cucushonok / Shutterstock / Fotodom
Информационное давление
Можно ли назвать совпадением, что примерно в то же время, как стало понятно, что все суды Черногилем проиграны, «Абирег» начинает серию публикаций, направленных против Александра Богатикова и работ по воссозданию усадьбы. Причем в статьях Черногиль является единственным комментатором происходящего в Полибино. В материалах «Абирега» реставрация памятников архитектуры преподносится почти как «захват усадьбы XIX века» с «созданием нового государства со своими правилами».
Между тем, по результатам проведенных проверок, изложенные факты Абирегом не подтвердились, не соответствуют действительности. Пруды верхние пересохли естественным образом и задолго до проведения аукциона; строительное ограждение установлено в соответствии с законом подрядчиками в целях обеспечения безопасности площадки. Доступ к прудам не перекрыт, в чем лично убедился корреспондент, пройдя к прудам.
Одновременно с этим на подвергшегося информационной атаке мецената начали выходить неизвестные лица с предложением обсудить «противодействие» публикациям. Ему писала Светлана Горбачева. Совпадение или нет, но в веб-архивах сайта «Абирег» найден человек с этим именем, руководитель проекта в группе информационного консультирования.
Что такое «Абирег»
«Абирег — объединяет юридические и лоббистские («толкачи») бизнесы, решает проблемы бизнеса (траблшутеры) и пользуется брендом Репутационного агентства АбирегPR. У компании широкие связи, уникальный набор опыта за 16 лет и более 350 побед бизнеса в конфликтах. Сэкономили/заработали для клиентов более 16 миллиардов рублей. Для более эффективного решения задач в группе есть свои бизнес-издания, федеральные информагентства», — говорится на сайте самого бизнес-издания «Абирег». Там же указано, что в команду ГК «Абирег» входит «более 30 экспертов, лоббистов, выходцев из спецслужб, экс-чиновников, юристов, пиарщиков и журналистов из Москвы, СПб, Воронежа и Екатеринбурга». В нее же входят федеральные информационные агентства, региональные и федеральные телеграмм-каналы.
Владеет и управляет всем этим хозяйством выпускник Воронежского государственного университета 2003 года, специалист по связям с общественностью и бывший журналист «Коммерсанта» Дмитрий Орищенко.

Фото: предоставлено проектом «Усадьба Полибино»
Как писало сетевое издание «Воронежский городской портал — 36on.ru», «Абирег» как СМИ было основано в 2008 году Дмитрием Орищенко, который на тот момент работал директором бюро «Интерфакса» в Воронежской области. «Деловое СМИ с самого начала стало зарабатывать на оказании под своим брендом PR-услуг, рекламе и так называемом «блоке на негатив». Речь о своеобразной подписке, позволяющей бизнесмену или компании взамен на регулярные платежи быть уверенным, что нелицеприятная информация об их деятельности не будет опубликована в издании вне зависимости от того, каким будет новостной повод», — отмечало издание.
По его информации в первые же месяцы работы агентство стало активно отстаивать интересы известного в регионе бизнесмена в сфере ЖКХ Вадима Ишутина и его тогдашнего проекта «Воронежская коммунальная палата», а также — топ-менеджеров филиала одного из крупнейших банков. Бренды и лицензия Роскомнадзора на информагентство Abireg.ru оформлены на принадлежащее Дмитрию Орищенко ООО «Агентство бизнес информации "Регион 36"» (ООО АБИ «Регион 36»). Основателю группы также принадлежали еще ООО «Абирег», зарегистрированное в 2010 году, а недавно переименованное в «Август», и ООО «Время Воронежа», издававшую в регионе одноименную интернет-газету. Но 19 декабря прошлого года обе компании были ликвидированы.
Погрязли в судах
«Формируем образ и восприятие в бизнес-пространстве, у представителей власти и в обществе. Продвигаем бизнес и экспертов в публичном поле», — говорится на сайте «Абирег.Лоббизм». История о Полибино с недостоверной информацией – далеко не единственный случай. Микс лоббистской деятельности, пиара и журналистики неоднократно приводил к судебным спорам. В одном из эпизодов дошло даже до уголовной плоскости. В 2017 году СКР возбуждало уголовное дело «по признакам незаконного распространения в СМИ семейной тайны частного лица без его согласия» (ч. 1 ст. 137 УК РФ). В офисе издания прошла выемка жестких дисков из компьютеров и ноутбуков. Поводом стал опубликованный малоизвестным автором под псевдонимом материал о родственных связях высокопоставленных липецких полицейских.

Фото: предоставлено проектом «Усадьба Полибино»
В 2019 году информационное агентство «Политсовет» выяснило, что «Абирег» мог «быть причастно к «черному пиару» против Росприроднадзора, распространяя негативную информацию о чиновниках федерального ведомства. Как рассказывали «Новости Воронежа», «участие воронежских пиарщиков в информационной войне с Росприроднадзором может быть связано с «заказом» от компании «Ника-Петротэк», деятельность которой ранее на сайте «Абирега» освещала та же Бекетова (член команды пиар-агентства «Абирег» — прим. «Ленты.ру»). В тексте также была упомянута компания «ФОРЭС» — конкурент «Ники-Петротэк» на рынке производства пропантов».
16 февраля 2026 года АС Воронежской области рассмотрит иск компании «Белгороддорстрой» к «Августу», требующей признать порочащей и не соответствующей действительности публикацию «Абирега». Речь идет о публикации, где сообщалось, что в офисы «Белгороддорстроя» пришли силовики для проведения обысков, что оказалось недостоверным.
С аналогичными требованиями к «Абирегу» обращались ООО «Краснолесье» (март 2016), агрохолдинг Black Earth Farming Ltd (июнь 2016), УК «Стройтехника» (2019), а также ООО «Славянская ярмарка», «Щелково Агрохим», «Ава-кров» и другие компании. Некоторые рассмотрения дел продолжаются.

Фото: Vladimir Mulder / Shutterstock / Fotodom
Информационный фон
Своими действиями Черногиль продолжает тормозить реставрационные работы, вызывая недоумение у властей и общественности, особенно учитывая, что его собственные здания признаны аварийными и угрожающими безопасности. По словам собеседников «Ленты.ру», знакомых с ситуацией, суть претензий бизнесмена сводится к обычной наживе: желанию перепродать свои де-факто разрушенные строения по высокому ценнику.
На 16 марта назначено очередное заседание АС города Москвы, где будет рассмотрено еще одно заявление о признании аукциона по продаже усадьбы недействительным. «Лента.ру» будет следить за развитием событий.
