Она началась с опозданием — Владимир Путин прибыл примерно через полчаса после установленного срока, но приехал в президентский дворец один: Дональд Трамп задержался еще на 20 минут. Главы государств начали общаться лишь в присутствии переводчиков — разговор тет-а-тет продлился 2 часа 10 минут (вместо заявленных полутора часов). Затем начались переговоры в составе делегаций.
После окончания разговора первым выступил Путин. «Переговоры с президентом Соединенных Штатов Америки господином Дональдом Трампом прошли в откровенной и деловой атмосфере. Считаю их весьма успешными и полезными», — сказал российский лидер. Он заявил, что трудности в двусторонних отношениях не имеют объективных причин, и холодная война уже позади, и странам пора выходить на докризисный уровень взаимодействия — разрешение ситуации в Сирии может стать первым примером успешной совместной работы. Путин похвалил Трампа за успехи в разрядке обстановки на Корейском полуострове.
Трамп в свою очередь сказал, что дипломатия куда лучше вражды и конфликтов, и высоко оценил «очень продуктивный диалог». Вину за ухудшение отношений он возложил на обе стороны: «Вина лежит на всех нас». Самого Путина он назвал «славным соперником», уточнив, что это комплимент. Он заявил, что встреча положит начало масштабному диалогу Вашингтона и Москвы, и переговоры будут проходить и дальше.
Оба лидера также отметили необходимость работать над сокращением вооружений, в частности, вести работу по продлению Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений.
Путин заявил, что ему не предоставили ни единого доказательства вмешательства, и потому все обвинения не выдерживают никакой критики. Российский лидер даже заявил, что если американские власти направят официальный запрос на допрос российских граждан, Москва поможет в организации этого допроса — Трамп назвал такое предложение «невероятным».
Американский президент пояснил, что считает расследование этих обвинений катастрофой, и рассказал, что победил Хиллари Клинтон, потому что провел отличную кампанию и выиграл выборы, а кооперироваться с российскими властями не мог хотя бы потому, что не знал Владимира Путина лично. Хотя российский лидер признался, что хотел победы Трампа в 2016-м: «Разве это не естественно — иметь симпатию к человеку, который хочет выстроить отношения с нашей страной? Это нормально».
«У меня скромные ожидания. Больших ожиданий нет. Я думаю, встречи полезны. Я думаю, встреча с Ким Чен Ыном была полезной. Я думаю, встреча с председателем КНР была полезной. Думаю, это правда хорошо. Так что я верю во встречи с Россией, Китаем, Северной Кореей. Ничего плохого не случится, а может произойдет и что-то хорошее», — говорил Трамп, отправляясь в Хельсинки. Помощник президента России Юрий Ушаков заранее отметил, что скорее всего никаких итоговых документов принято не будет.
Специальная комиссия отправила в суд обвинительное заключение в адрес 12 сотрудников российского Главного управления Генерального штаба (известно по бывшей аббревиатуре ГРУ) из воинских частей 26165 и 74455. По версии следствия, они взломали электронную почту Джона Подесты, главы штаба кандидата от Демократической партии Хиллари Клинтон, и также два комитета Демпартии — национальный и по выборам в Конгресс.
В заключении указано, что российские специалисты действовали под псевдонимом хакера Guccifer 2.0, который не выдавал своего истинного происхождения. Кроме того, они выходили на связь с соратниками Трампа и спрашивали, чем еще могут помочь. Тем не менее американцы под подозрение не попали — лишь граждане России.
Демократы и некоторые республиканцы (например, сенатор от Аризоны Джон Маккейн) требовали от Трампа отказаться от встречи, однако в Белом доме такой возможности не рассматривали.
«Фантастическая была встреча. Невероятный прогресс! Правда, очень положительно. Думаю, лучше, чем кто-либо ожидал, высший класс, очень хорошо!» — говорил Трамп. Ким Чен Ын также понадеялся на улучшение отношений между странами. По итогам две страны решили восстановить отношения, взять на себя работу по выстраиванию долгосрочной системы прочного мира на Корейском полуострове, а Северная Корея — заняться ядерным разоружением.
Тем не менее, когда договоренности надо было исполнять, возникли сложности: разведка США уличила власти КНДР в тайном производстве ядерного топлива, а официальное северокорейское агентство ЦТАК после визита в Пхеньян госсекретаря Майка Помпео выразило разочарование ходом переговоров. Однако 12 июля Ким Чен Ын прислал Трампу письмо со следующим заявлением: «Я глубоко признателен за энергичные и необычайные усилия, которые предпринимает Ваше сиятельство господин президент для улучшения отношений между двумя странами и добросовестного выполнения совместного соглашения».