Пуск ракеты-носителя «Союз-ФГ» с транспортным пилотируемым кораблем «Союз МС-10» произошел 11 октября в 11:40 по московскому времени с площадки №1 («Гагаринский старт») космодрома Байконур. Космический аппарат направлялся к МКС. Стыковка с орбитальной станцией должна была произойти в 17:44. Однако на 123-й секунде при отделении боковых блоков первой ступени от центрального блока второй ступени произошло аварийное отключение двигателей второй ступени. На борту трехместного «Союз МС-10» находились космонавт «Роскосмоса» Алексей Овчинин и астронавт НАСА Тайлер Николас Хейг. Третье место занял грузовой контейнер с продуктами питания.
После аварийного отключения двигателей сработал аварийный маяк, установленный в головную часть ракеты. Корабль разделился на отсеки и выпустил парашют со спускаемым аппаратом, который приземлился в 25 километрах от аэродрома Жезказган (Казахстан). Аварийный спуск проходил по крутой баллистической траектории. Экипаж испытал нагрузки до 6g. Решение об отделении капсулы через 12 секунд после отсоединения первой ступени от второй экипаж принял самостоятельно.
К месту посадки спускаемой капсулы была направлена спасательная группа из самолета Ан-12 и четырех вертолетов Ми-8. Прибывшие на место падения капсулы специалисты убедились, что экипаж не пострадал и в медпомощи не нуждается. В целом состояние россиянина и американца медики оценили как удовлетворительное. Овчинина и Хейга эвакуировали в Жезказган, а затем — на Байконур. Оттуда россиянина и американца доставят в Центр подготовки космонавтов имени Гагарина в подмосковный Звездный городок.
«Слава Богу, космонавты живы. Хорошо, что должным образом сработали системы безопасности и сам экипаж», — сказал журналистам пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. По его словам, глава государства получит «весь необходимый объем информации» о случившемся от гендиректора «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина и вице-премьера Юрия Борисова. Последний проинформировал премьер-министра Дмитрия Медведева и других членов правительства о нештатной ситуации в ходе закрытой части заседания кабинета министров. «Я, как курирующий эту отрасль промышленности, безусловно, буду докладывать руководству страны обо всех деталях и о ходе рассмотрения комиссией причин аварии», — заявил Борисов.
Борисов заявил, что до выяснения причин случившегося «Роскосмос» приостановит пуски ракет с пилотируемыми кораблями. Расследованием инцидента займется аварийная комиссия, состав которой определит Рогозин. Глава НАСА Джим Брайденстайн пообещал провести тщательное расследование случившегося. Борисов отметил, что рассчитывает на понимание американской стороны в связи с происшествием, и добавил, что «Роскосмос» не будет скрывать от НАСА причины аварии и предоставит всю необходимую информацию. «Это высокотехнологичная отрасль, которая связана с риском, не зря наши космонавты получают всегда высокие награды за полет. Люди рискуют своей жизнью», — сказал Борисов.
Рассматриваются несколько версий случившегося. Одной из вероятных причин нештатной ситуации анонимные источники в ракетно-космической отрасли назвали плохое крепление при отделении блоков второй ступени, одно из которых могло зацепить центральный блок и тем самым спровоцировать потерю ориентации второй ступени, в конечном итоге приведшую к срабатыванию аварийного выключения двигателей второй ступени. Производитель двигателей первой и второй ступеней ракеты «Союз-ФГ», самарское предприятие «Кузнецов», отказался комментировать случившееся до полной расшифровки данных телеметрии. Производителем ракеты является самарский «Прогресс», руководство которого всегда присутствует на пилотируемых пусках.
Из-за большой нагрузки на действующий экипаж МКС следующий пилотируемый пуск может состояться раньше запланированного, однако запасов продовольствия и предметов первой необходимости на околоземной станции хватит до марта 2019 года. В настоящее время на МКС находятся астронавт ЕКА Александр Герст, космонавт «Роскосмоса» Сергей Прокопьев и астронавт НАСА Серина Ауньен-Чэнселлор. Хейг и Овчинин в следующем пуске к МКС участвовать не будут.
Ход пуска «Союз-ФГ» с «Союз МС-10» комментировался «Роскосмосом» в Twitter. Тем не менее после того, как онлайн-трансляция прервалась, официальный канал госкорпорации продолжал пополняться постами о штатном полете ракеты с кораблем. В частности, там говорилось об успешном отделении второй ступени от третьей на 287-й секунде полета. Впоследствии эти твиты были удалены.
Запуск «Союз-ФГ» и стыковки «Союз МС-10» с МКС застрахованы в компании «Согласие». Сумма денежного возмещения составляет 4,65 миллиарда рублей. Страховым случаем, в частности, считается невыведение ракеты на заданную орбиту, утрата ракеты, прерванное зажигание и невозможность отсоединения корабля от ракеты.
Подобная авария с «Союзом» произошла 43 года назад во время миссии «Союз-18-1» с экипажем в составе Василия Лазарева и Олега Макарова, которых нужно было доставить на станцию «Салют-4». Старт ракеты состоялся 5 апреля 1975 года и продлился всего 21 минуту и 27 секунд. На 261-й секунде полета должно было произойти отделение второй ступени ракеты, но этого не случилось, и ракету начало раскачивать. В результате тогда также сработала автоматическая система отделения возвращаемого аппарата. Он спустился в 829 километрах к северу от границы с Китаем, а космонавты испытали пиковую перегрузку в 20g.
Авария и приостановка пилотируемых пусков может спровоцировать пересмотр программы полетов к МКС. В частности, может быть перенесен запланированный на апрель 2019 года полет первого астронавта ОАЭ, который в настоящее время проходит обучение в Центре подготовки космонавтов. Допускается отмена выхода космонавтов в открытый космос для обследования внешней поверхности корабля «Союз МС-9», обнаруженная в августе трещина в корпусе которого спровоцировала утечку воздуха на МКС. Возможен перенос выходов в открытый космос астронавтов НАСА. В Казахстане допускают ухудшение экологической обстановки из-за возможного разлива оставшегося керосина из упавших ступеней ракеты. Скорее всего, оставшиеся на хранении «Союз-ФГ» будут проверены. По итогам расследования причин случившегося Борисов не исключил кадровых перестановок в руководстве госкорпорации.
С июля 2011 года российские корабли «Союз ТМА» и «Союз ТМА-М», а затем — «Союз МС», являются единственным средством доставки людей на МКС, однако уже в 2019 году совершат первые испытательные полеты американские пилотируемые корабли Dragon 2 и Starliner. Dragon 2 (компании SpaceX) в беспилотном режиме запустят в январе, в пилотируемом — в июне. Starliner (Boeing) без экипажа запустят в марте, с астронавтами — в августе. Штатные миссии запланированы на август и декабрь.
При подготовке статьи использовались материалы РИА Новости, «Интерфакс» и ТАСС.