15 марта стало известно, что депутата Госдумы Вадима Белоусова задержали по обвинению в получении взятки на сумму более трех миллиардов рублей. По версии следствия, с 2010 по 2014 год Белоусов вместе с бывшим губернатором Челябинской области Михаилом Юревичем получали взятки от руководителя коммерческой организации за покровительство. В результате компании, входящие в эту организацию, выиграли ряд аукционов в сфере эксплуатации дорожного хозяйства, а лица, подконтрольные взяткодателям, получили должности директоров госпредприятий.
Депутата доставили в Ленинский суд Екатеринбурга, который рассматривал ходатайство о его аресте. Но Белоусов остался на свободе. «Суд постановил отказать в удовлетворении ходатайства следователя», — сказала судья Надежда Ханкевич.
Адвокат Игорь Трунов уже заявил РИА Новости, что Вадим Белоусов намерен вернуться на работу в Госдуму. Юрист подчеркнул, что единственное ограничение, введенное для его подзащитного, — запрет на выезд за рубеж.
6 декабря 2018 года депутат Госдумы Александр Хинштейн рассказал, что нижняя палата парламента по запросу Генпрокуратуры лишила Белоусова депутатской неприкосновенности. Хинштейн отметил, что вопрос рассматривался в закрытом режиме. По словам главы думской комиссии по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах и вопросам депутатской этики Отари Аршбы, такой формат был избран для того, чтобы «не полоскать грязное белье».
Со слов Хинштейна, Белоусов в зале заседаний заявил, что уголовное дело о коррупции, которое ему грозит, сфабриковано, а его теща, также фигурирующая в расследовании, «вообще жертва репрессий». «Стоило мне спросить Белоусова, правда ли, что его несчастная теща была совладельцем компании "Гринфлайт", обманувшей 4,3 тысячи челябинских дольщиков, он разом потерялся. "Да нет, она только вложила 200 миллионов, ее тоже обманули..." Зал так и ахнул», — писал Хинштейн.
СМИ отмечали, что это был первый за всю историю Госдумы случай, когда обсуждение представления Генпрокуратуры о лишении неприкосновенности прошло в закрытом от прессы режиме. Депутат от фракции ЛДПР Сергей Иванов спросил, чем вызвана «такая таинственность», на что спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин ответил, что «рассмотрение данного вопроса не является зрелищем».
10 апреля 2018 года издание Ura.ru сообщало, что получение взятки в 3,4 миллиарда рублей инкриминируется бывшему губернатору Челябинской области Михаилу Юревичу. По версии следствия, эти деньги были выведены через предприятие «Южуралавтобан» и получены Юревичем. В документах по неуплате налогов компанией «Южуралавтобан» нашлась схема вывода нескольких миллиардов из бюджета за тот период, когда фирму контролировали структуры Вадима Белоусова — делового партнера Юревича.
«Преступление явное, но вину за это могут возложить на менеджеров или на самого Белоусова», — объяснял изданию осведомленный источник на условиях анонимности. По данным Ura.ru, еще в то время силовые структуры готовили материалы на делового партнера Юревича, но чтобы привлечь Белоусова к ответственности, требовался запрос генпрокурора в Госдуму о снятии с него депутатской неприкосновенности. Судя по всему, на тот момент у следствия не хватало материалов. Что касается Юревича, то он в настоящее время скрывается от следствия и объявлен в международный розыск.
До дела Юревича — Белоусова рекорд по размерам взятки принадлежал двум миллиардам рублей, которые, как считает следствие, бизнесмен Валерий Маркелов передал сотруднику Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России, полковнику Дмитрию Захарченко. Оперативники считают, что большая часть средств, изъятых на квартире Захарченко, поступила к нему от Маркелова. В настоящее время оба — и взяточник, и взяткодатель — находятся в СИЗО. Обоим грозят весьма серьезные сроки. ***