Он доступен на сайте Совета Федерации. Как ранее заявила спикер Совфеда Валентина Матвиенко, Совфед в течение двух недель будет принимать «предложения от всех, кто заинтересован в качественной доработке» законопроекта. Матвиенко также призвала перевести предложения в «практическую» плоскость из эмоциональной, сообщал «Интерфакс».
«Мы хотим услышать мнение нашей патриархии, других наших традиционных конфессий. Это тоже очень важно», — сказала спикер.
Матвиенко пообещала учесть все «конструктивные идеи».
Сейчас в России проблемой побоев и психологического давления в семьях практически не занимаются: жертвы часто не пишут заявления на членов своих семей, полицейские предлагают им разбираться с конфликтами самостоятельно, а максимальное наказание, если насилие в семье не привело к тяжелым последствиям, — административное.
Авторы определяют семейно-бытовое насилие как действие или бездействие, которое причиняет или содержит угрозу причинения физического, психического страдания или имущественного вреда и не содержит признаки «иных правонарушений». Пострадавшими от него могут быть: супруги, бывшие супруги, лица, имеющие общего ребенка или детей, а также проживающие совместно. Нарушителем считается лицо, достигшее 18 лет, совершившее или совершающее семейно-бытовое насилие.
Документ предусматривает конфиденциальность как пострадавших от насилия, так и нарушителей закона.
Согласно законопроекту, различные общественные и некоммерческие организации будут обязаны примирять жертву с виновником, а также выяснять и устранять причины насилия за счет индивидуальной работы с нарушителями.
Кроме того, законопроект о профилактике домашнего насилия подразумевает введение защитных предписаний — их будут выдавать по согласию жертвы или ее законных представителей. Так, предписание будет запрещать нарушителю вступать в любые контакты с пострадавшим лицом, в том числе общаться в интернете, звонить по телефону или пытаться установить его местоположение. Предписание, по законопроекту, будет действовать в течение 30 суток, но его можно будет продлить до 60.
Если полицейский, который выдал предписание, подозревает, что оно не поможет, он может обратиться за судебным защитным ордером сроком до года.
— Он распространяется на всех близких родственников, бывших супругов и сожителей;
— За виновными в домашнем насилии будет устанавливаться контроль;
— Его также могут обязать покинуть место совместного проживания;
— В случае, если жертва хочет сама покинуть общее жилье, нарушителю запрещается мешать ей. Например — удерживать документы или другое имущество;
— Власти должны обеспечить социальное обслуживание жертв, социальные службы — их реабилитацию. Для этого могут быть созданы специализированные организации;
— О фактах насилия в полицию должны заявлять сотрудники медицинских организаций.
Как сообщили «Известия», планируется убрать такие описанные в документе виды насилия, как экономическое, психологическое и сексуальное. Это связано со «сложностью определения критериев действий насильственного характера» и неготовностью общества поддержать их, рассказал изданию источник, близкий к проработке документа.
Поправки в законопроект вносятся в ежедневном режиме — их настолько много, что может получиться новый документ, отмечают собеседники издания.
По мнению активистки Алены Поповой, понятие «содействовать примирению», содержащееся в тексте законопроекта — это попытка переложить вину за конфликты на жертв.
«Сам факт "содействовать примирению" — это опять сказать жертве: "Дура, сама виновата, ты чего это не хочешь мириться, что ли? А дети? А закон"?» — написала она, отметив, что пребывает «в ужасе» от опубликованного варианта закона.
В свою очередь член рабочей группы по разработке законопроекта при Совфеде Мари Давтян указала, что данная редакция «не просто урезанная и сокращенная, она еще и во многом юридически безграмотная». «Определение "семейно-бытового насилия" в данной редакции полностью исключает из-под действия закона все виды физического насилия (побои, причинение вреда здоровью и т.п.), так как данные виды насилия всегда содержат в себе признаки административного правонарушения или преступления. То есть этот закон в такой редакции нельзя применить, если вас бьют. Это просто абсурд», — написала Давтян.
В РПЦ в очередной раз высказались категорически против закона в любом виде. Как заявил глава Патриаршей комиссии по делам семьи протоиерей Димитрий (Смирнов): «Когда начнется практическое выполнение этого закона, будут стрелять». По его мнению, настоящая цель законопроекта заключается в том, чтобы облегчить процесс изъятия детей из семей для дальнейшей передачи их «на воспитание гомосексуалистам», как это якобы произошло в США после принятия аналогичного закона.
В октябре в сети было опубликовано открытое письмо президенту России Владимиру Путину против принятия закона о домашнем насилии, под которым подписались 180 общественных организаций, в том числе православное движение «Сорок сороков», казачьи и патриотические организации. Против закона выступил телеведущий Владимир Соловьев, заявив о его ненужности.
Заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина сообщала об угрозах, которые поступают ей и другим соавторам законопроекта со стороны оппонентов. Также она попросила главу МВД Владимира Колокольцева проверить на экстремизм высказывания активистов движения «Сорок сороков». Активисты движения в свою очередь обратились в Следственный комитет, ФСБ, Генпрокуратуру и МВД с требованием возбудить уголовное дело в отношении Пушкиной за клевету и ложный донос.