«Русская служба Би-би-си», ссылаясь на собственные источники, пишет, что под псевдонимом «Владимир Иванович» в деле о сбитом авиалайнере проходит генерал Андрей Бурлака. В основу публикации легли материалы Совместной следственной группы (JIT), которая ведет международное расследование авиакатастрофы, собственное расследование британской вещательной корпорации, а также выводы расследовательской группы Bellingcat и издания The Insider.
Андрей Иванович Бурлака — действующий первый заместитель руководителя Пограничной службы ФСБ России Владимира Кулишова. Он находился в этой должности и в июле 2014 года, когда произошла катастрофа с Boeing MH17. По данным из открытых источников, до 2014 года Бурлака был генерал-лейтенантом, а затем получил повышение в звании до генерал-полковника.
Сообщается, что с «Владимиром Ивановичем» созванивались первый глава Донецкой народной республики Александр Бородай, тогдашний министр обороны Игорь Стрелков (Гиркин) и другие лица, причастные к ополчению. В телефонных разговорах, которые упоминаются в расследовании британцев, генерала называют руководителем всей операции на востоке Украины.
Отмечается, что он был «большим начальником из Москвы», с которым командиры ополчения согласовывали свои действия, в частности — поставки в Донбасс тяжелого вооружения. Это самый высокопоставленный из российских государственных служащих, которых связывают с катастрофой MH17.
Авторы «Би-би-си» утверждают, что в 2014 году генерал как минимум трижды бывал в Ростове-на-Дону, через который, как считается, в самопровозглашенные республики отправлялись добровольцы из России. В материале говорится, что данные о его поездках из Москвы и обратно были удалены из системы «Розыск-Магистраль», но сохранились в архиве, к которому есть доступ у источников издания.
Одна из поездок Бурлаки на юг России в апреле 2014 года якобы закончилась через несколько дней после того, как отряд во главе с Игорем Стрелковым перешел границу Украины и России и занял Славянск. Еще одна поездка пришлась на дни авиакатастрофы, пишет «Русская служба».
Для доказательства того, что Бурлака и «Владимир Иванович» — это один человек, расследователи прибегли к голосовой экспертизе. Они передали специалистам записи перехваченных в Донбассе переговоров и два комментария, которые генерал давал СМИ.
Журналисты The Insider рассказали, что необходимую для сравнения запись голоса Бурлаки нашли в одном из сюжетов на телеканале «Звезда». Нужный фрагмент смогли обнаружить благодаря функции поиска схожих изображений: на одной из картинок в поисковике оказался скриншот программы, где выступал Бурлака.
Эксперты издания считают, что «Владимир Иванович» и Бурлака — однозначно один и тот же человек: совпадение голоса составляет 94 процента. В то же время специалист, которого привлекла с этой целью «Русская служба Би-би-си», не пришел к однозначному выводу. По его словам, голоса Бурлаки и «Владимира Ивановича» имеют не только сходства, но и различия.
The Insider, однако, приводит и другие данные, подтверждающие личность «куратора»: это слитая в сеть переписка из мессенджера Viber и «документы из ДНР», косвенно подтверждающие совпадение этих личностей.
Суд по делу о крушении пассажирского Boeing MH17 начался 9 марта. Для рассмотрения были назначены несколько судей, по ходу дела прокуратура может выдвигать обвинения новым фигурантам. Прокуратура считает, что самолет был сбит российской ракетой комплекса «Бук», выпущенной с территории Восточной Украины.
Как отмечается, сторона обвинения сообщила о наличии доказательств причастности России к крушению самолета. Выяснение личности «Владимира Ивановича» может стать важным шагом в расследовании.
В июне 2019 года международное следствие по делу сбитого MH17 обвинило в крушении самолета россиян Игоря Гиркина (Стрелкова), Олега Пулатова, Сергея Дубинского и украинца Леонида Харченко.
Лайнер Boeing-777 авиакомпании Malaysia Airlines, следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур рейсом MH17, разбился в Донецкой области в июле 2014 года. Все 298 человек, находившиеся на борту, погибли. Украинские СМИ сообщали, что связь с самолетом была потеряна, когда он шел на высоте 10 тысяч метров в пределах международного коридора.
В совместную следственную группу, занимающуюся расследованием катастрофы, входят представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины.