В США 17 ноября поступил в продажу первый том новой книги 44-го президента США Барака Обамы «Земля обетованная» (A Promised Land). Мемуары описывают его политическую карьеру и первый президентский срок. В книге дается характеристика нескольких политических фигур с точки зрения бывшего главы государства, находившегося у власти с 2009-го по 2017 год.
Обама признавал, что процесс написания «шел не совсем по плану», о чем свидетельствует и тот факт, что книга в итоге была разделена на два тома, которые выпустят в разное время. Это уже третьи мемуары бывшего президента. Первая книга выходила в 1995 году и называлась «Мечта моего отца». Вторая, «Дерзость надежды», была выпущена в 2006-м.
В книге «Земля обетованная» говорится, что Россия утратила статус сверхдержавы по нескольким причинам. По мнению бывшего американского лидера, стране не хватает союзников и военных баз. «России при ядерном арсенале, уступавшем только нашему [американскому], не хватало широкой сети альянсов и баз, которые позволяют США проецировать свою военную мощь во всем мире», — написал Обама.
Он также указал на зависимость России от экспорта нефти, газа, минералов и вооружений, и акцентировал внимание на том, что экономика страны в годы его президентства «продолжала уступать» экономикам таких стран, как Италия, Канада и Бразилия. Помимо прочего, политик отметил исследования, показывающие высокий уровень коррупции и низкую продолжительность жизни мужского населения.
Обама счел, что Москва во многом настроена против Вашингтона. По его словам, об этом свидетельствуют «блокирование Россией поддерживаемых США инициатив в Совете Безопасности ООН», а также «активизация усилий по предотвращению выхода бывших стран советского блока из орбиты влияния» Москвы.
В мемуарах присутствуют впечатления Обамы о ряде политических фигур, в том числе зарубежных. Бывший американский лидер отметил, что президент России Владимир Путин напоминал ему «воспитанных по законам улиц суровых боссов, которые раньше управляли Чикаго». При этом он отметил, что физически политик был «непримечательным».
Обама также вспомнил о первой встрече с российским лидером Дмитрием Медведевым, которая состоялась в Лондоне в апреле 2009 года, перед саммитом G20. «Медведев казался олицетворением новой России: молодой, подтянутый и одетый в модные костюмы европейского стиля», — отметил политик. По его словам, в тот момент он был крайне заинтересован во встрече, поскольку отношения Москвы и Вашингтона действительно находились на низком уровне. Обама признал, что тогда делегацию США особенно поразило предложение Медведева разрешить американским военным использовать российское воздушное пространство для транспортировки войск и техники в Афганистан.
На страницах мемуаров он вспомнил и бывшего президента Франции Николя Саркози. По словам Обамы, тот «выпячивал грудь, словно задиристый петух».
44-й президент также признался, что ему было скучно участвовать во встречах с бывшим председателем КНР Ху Цзиньтао. Отмечалось, что тот якобы монотонно зачитывал заранее заготовленный текст, из-за чего Обама думал предложить «обменяться документами и сэкономить друг другу время, ознакомившись с ними на досуге».
Обама вспоминает, что многие считали Джо Байдена — вероятного победителя прошедших 3 ноября выборов президента США — скептиком. Это было связано, в том числе с тем, что он плохо относился к участию США в войне в Афганистане.
Подробнее всего он пишет о выборе Байдена в качестве своего кандидата на пост вице-президента. «Мне понравился тот факт, что Джо был более чем готов занять пост президента, если со мной что-то случится — а это могло бы успокоить тех, кто все еще беспокоился, что я слишком молод», — отметил Обама.
Впрочем, по его словам, важнее была интуиция, подсказывавшая ему: «Джо был порядочным, честным и лояльным». «Я считал, что он заботится о простых людях, и что я могу ему доверять, когда дела идут плохо. Я бы не остался разочарован», — добавил политик.
Говоря о своем преемнике Дональде Трампе, Обама отметил, что тот воспользовался настроениями граждан перед выборами. Экс-президент вспомнил о слухах, что он родился не в США и, следовательно, был незаконным президентом. «Он [Трамп] обещал миллионам американцев, напуганных присутствием темнокожего человека в Белом доме, лекарство от расистских страхов», — написал Обама.
Политик также указал на феномен Трампа: высказывания, которые всегда считались вульгарными и неприличными, неожиданно принесли тому медийный успех. «В этом смысле не было большой разницы между Трампом, [бывшим спикером палаты представителей, республиканцем Джоном] Бонером или [спикером сената, республиканцем Митчем] Макконнеллом. Они тоже понимали, что не имеет значения, правду ли они сказали, — написал Обама. — Фактически единственная разница между их политическими стилями заключалась в том, что у Трампа вообще отсутствовала сдержанность.»
Бывший президент отмечает, что изначально выходки Трампа воспринимались скорее как шутка. Однако избрание чернокожего президента в 2008 году усилило разногласия в обществе, и республиканцы начали использовать это в своих политических целях. По мнению Обамы, в конечном итоге взгляды, «перекочевавшие с периферии политики в ее центр», и изменили Республиканскую партию. «Казалось, что само мое присутствие в Белом доме вызвало глубокую панику, ощущение того, что естественный порядок вещей был нарушен», — написал он.
В целом тема противостояния с республиканцами и трансформации партии упоминается не один раз. В этой связи он вспоминает кандидата в президенты на выборах 2008-го Джона Маккейна и шедшую с ним кандидата в вице-президенты Сару Пэйлин. Последняя за восемь лет правления Обамы поднялась в рядах партии.
«Казалось, что через Пэйлин находят свой путь к центральной сцене темные духи, которые долго скрывались в углах современной Республиканской партии, — ксенофобия, антиинтеллектуализм, параноидальные теории заговора, антипатия к чернокожим и цветным», — написал экс-президент. По его словам, именно она стала шаблоном для последующих политиков-республиканцев.
Он добавил, что борьба с ними повлияла на некоторые из его повседневных президентских решений. Он отметил, что и так трудный выбор зачастую усложняли внутренние споры, бесхозяйственность со стороны предыдущей администрации и обструкционизм со стороны Республиканской партии.
44-й президент указал, что ошибки совершали не только его оппоненты, но и он сам. Так, «горькой пилюлей, которую нужно проглотить», он назвал свою неспособность провести иммиграционную реформу. Отдельно он отметил и плохое состояние экономики в период промежуточных выборов 2010 года, когда Республиканская партия восстановила контроль над палатой представителей Конгресса.
«Выборы не доказали, что наш курс был неправильным. Они просто доказали, что (...) мне не удалось сплотить нацию, как когда-то сделал Рузвельт. Для меня это оказалось столь же ужасно», — написал Обама.
Отдельно бывший президент признается и в личных слабостях. Он рассказал, как стресс в Белом доме подтолкнул его начать курить. Обама иногда выкуривал восемь, девять или даже десять сигарет в день, а также искал «тихое место, чтобы перекурить вечером». Бросил он после того, как его дочь Малия «почувствовала запах сигарет» — тогда он перешел на жвачку с никотином.