- Включи рикитики, - сказал сын и сделал шаг к видеомагнитофону. Было утро, я опаздывал и озабоченно посматривал на часы.
- Тоша, давай позже. Мама встанет и поставит тебе "Рики-тикки-тави".
Сын надулся:
- Тогда я буду бабушку бить.
Мы уже месяца три боремся с этим его "бабушку бить". Бывает, Тошка просто грозит. Иногда он убегает на кухню к бабушке и легонько прикасается к ней, вроде как бьет. Но случается, что и кусается или пытается решить спор не словами, а кулаками.
- А если я буду бить тебя, тебе понравится?
Этот неопровержимый, как мне кажется, аргумент я приводил уже раз сто или около того. Он действовал во время Холодной войны. Он успешно применяется в корпоративном управлении и межгосударственных отношениях. Но мальчик трех с половиной лет об этом не знает. А мне становится стыдно каждый раз, когда я отвешиваю ему легкий шлепок по попе.
Замечаю, что сын исчез. Откуда-то из глубин квартиры доносится бабушкин взвизг:
- Меня-то за что?!
Две недели назад мы узнали правду. В детском садике есть мальчик с братом. Они старше Тошки на год или около того. Братья играют так: подходят к маленькому и толкают его. Злого умысла тут нет - скорее это такое упражнение по физике на взаимодействие двух тел. Мой сын маленький, но он не дурак и не лезет на рожон. То есть не толкается в ответ. Вместо этого он выбирает цель, которая его любит и не сделает ничего плохого. Тогда я буду бабушку бить, а про двух задир из пятой группы забудем.
У взрослых то же самое. Половину из них кто-то обидел, а другая половина за это отдувается.
Обиженный на сильных политических противников президент делает героем Степана Бандеру, унижая даже тех избирателей, что когда-то его, президента, любили. Обиженные на начальство и всех вокруг милиционеры избивают профессоров, насилуют шваброй журналистов и убивают покупателей в магазине.
Обиженные на собственную нищету и неудачи молодые люди бьют "черных" в своем районе. Обиженные на избиение "черные" записывают на видео издевательства над теми, кто не может ответить.
Обиженные на кризис и власти бизнесмены уходят от налогов, лишая сотрудников легальных доходов.
Обиженный тем, что попал в неловкое положение, председатель Госдумы называет "мракобесием" работу академиков РАН, которые, видит бог, желают всем только добра.
Обиженные жизнью блогеры пишут письма президенту.
Метафорическая бабушка ойкает громче - ее с каждым днем лупят все сильнее, боясь дать сдачи обидчику.
- Тошка, - сказал я, когда мы пришли в детский садик. - Если тебя толкнут, толкни в ответ.
- Я не буду первый толкать, - рассудительно сказал сын.
- Конечно, - согласился я.
Хоть убей всех посетителей торговых точек, хоть изувечь всю диаспору, хоть уволь всех академиков - пока не толкнешь, кого надо, будешь, как дурак, к бабушке бегать.