Город Сочи к Олимпиаде категорически не готов. То есть понятно, что у градоначальников и строителей времени еще вагон. Но пока даже представить трудно, что этот населенный пункт к 2014 году сумеет превратиться в столицу зимних Олимпийских игр.
Сочи, в общем-то, не особо готов и к заметно менее масштабному мероприятию - фестивалю "Кинотавр". Связано это в том числе и с подготовкой города к предстоящей Олимпиаде. В частности, 12 июня, на следующий день после закрытия "Кинотавра", многие гости фестиваля дружно ломанулись в аэропорт, чтобы разлететься кто куда. Но не тут-то было: именно в этот день (при том, что было воскресенье) осуществлялся ремонт железнодорожного переезда. Поэтому на дороге, соединяющей Сочи и аэропорт Адлер, образовалась пробка в несколько километров. Сочинцы как бы говорят: "Да что нам этот ваш фестиваль. Нет, мы конечно придем и пофотографируем звезд на красной (на самом деле синей) дорожке на свои мобильные телефоны, все-таки когда еще увидишь живого Бондарчука, но в целом плевали мы на 'Кинотавр'".
Возникает вопрос: а кому в принципе нужен "Кинотавр"? Рядовому зрителю, например, нужен? Что-то не очень похоже. Скажем, год назад лучшим фильмом из конкурсной программы была признана работа Светланы Проскуриной "Перемирие". Согласно сведениям с сайта Kinopoisk.ru, фильм вышел на российские экраны в ноябре 2010 года и собрал в прокате (внимание!) около 17 тысяч долларов. Давайте предположим, что средняя стоимость билета на сеанс составляет семь долларов. Легко подсчитать, что лучшую картину "Кинотавра"-2010 посмотрели в кинотеатрах около двух с половиной тысяч россиян.
Из всех прошлогодних лауреатов "Кинотавра" некоторую шумиху вызвал разве что фильм Лозницы "Счастье мое". Впрочем, шумиха - это совсем не то же самое, что зрительский интерес. Можно предположить, что прокатная судьба фильмов из конкурсной программы фестиваля 2011 года тоже сложится достаточно печально.
Может, зрители более или менее заинтересуются "Огнями притона" Александра Гордона. Но связано это будет не с тем, что картина принимала участие в фестивале, а с тем, что Гордон покажет ее в рамках своей авторской программы на Первом канале. Или вот еще лента "Вдребезги", одна из худших работ, представленных на "Кинотавре"-2011, - у нее тоже есть шансы. Зритель может заинтересоваться - там же телки с пистолетами, радиоведущий и блогер Плющев в роли психопата, да и вообще авторы явно пытались сделать русскую версию "Грайндхауса" Родригеса/Тарантино. Правда, жюри фестиваля фильм "Вдребезги" полностью проигнорировало, так что участие в "Кинотавре" на сборах ленты вряд ли отразится.
Тем не менее, как минимум одного человека, которому нужен "Кинотавр", я все-таки видел. Этим человеком оказалась пожилая дама, сидевшая прямо за мной на нескольких показах. Возможно, это не очень хорошо, но я подслушал, о чем она беседовала с соседями по ряду. Дама рассказывала, что посещает "Кинотавр" с 1991 года. На протяжении всех 20 лет она садится на одно и то же место - у прохода на третьем ряду. (Тут стоит отметить, что в сочинском "Зимнем театре" можно садиться практически куда угодно - экран видно практически отовсюду, кроме балконов, а звук при этом одинаково паршивый - что на первом ряду, что на последнем. Зал просто не предназначен для кинопоказов.) Фестиваль она посещает на собственные средства и по своей инициативе, но по возвращении домой пишет какие-то отчеты в газету "Вечерний Волгоград". Дама также сообщила, что в 1994 году чуть ли не лично вручала награду Балабанову за "Замок" (режиссер тогда удостоился приза жюри киноклубов). В связи с этим она отметила, что вот в те-то годы Алексей Октябринович был большим художником, а фильм "Кочегар" - работа так себе.
В общем, тут сомнений нет: непосредственно за мной сидела настоящая преданная поклонница "Кинотавра". Можно даже предположить, что она не одна такая, и на фестиваль с удовольствием (и за свои деньги) приезжают внештатные корреспонденты "Зари Екатеринбурга" или, скажем, "Выдропужской правды". Их, наверно, немного, но они есть. Правда, я затрудняюсь сказать, оправдывает ли их заинтересованность в "Кинотавре" факт существования фестиваля.