В последние месяцы в Шотландии все чаще говорят о независимости. Получив в 1999-м собственный парламент, потомки кельтов и пиктов долго раскачивались и, наконец, в прошлом году избрали в этот парламент националистическое большинство, которое и собралось инициировать референдум о независимости. История борьбы шотландцев против своих вечных притеснителей-англичан насчитывает многие столетия, а ненависть горцев к южным соседям стала притчей во языцех.
Житие в сытой, жирной Великобритании не устраивает шотландских патриотов, в чьих жилах до сих пор бурлит кровь Уильяма Уоллеса и Роб Роя. И это при том, что у них и так есть свой премьер-министр (а президент, как известно, в Соединенном королевстве вообще не предусмотрен) и своя футбольная сборная. А чего еще британцам надо? К тому же из-под власти королевы они в любом случае выходить не собираются.
Понятно, что с получением независимости у Шотландии появится своя армия и флот. Но если вспомнить военную историю Великобритании, то шотландские сухопутные подразделения и так всегда считались элитными в королевских войсках. А "шотландский флот" - это что-то из репертуара "Монти Пайтонов". Помните: "А теперь кое-что совершенно иное - шотландец на лошади!"?
Думаю, у каждого, кто общался с шотландцами, припасена история о том, как ему наговорили гадостей про англичан. На меня как-то тоже навалился в баре пожилой и в дымину пьяный кельт, бубнивший что-то на своем жутком наречии о категорическом отличии его народа от наглых пришельцев с юга. Таких людей привлекает возможность в перспективе стать представителем своей собственной страны, получить голос в ООН, доменную зону, отдельную страничку в путеводителях по странам и так далее. И понять их можно.
Тем более понятны их переживания обитателям постсоветского пространства, где "шотландский синдром" бушевал в начале 90-х, да и сейчас еще кое-где прогрессирует. Но есть у нас и прямо противоположная ситуация, когда регион также всячески пытается дистанцироваться от метрополии, только, увы, не для того, чтобы получить независимость, а чтобы закабалить себя еще больше под другим ярмом. Речь, разумеется, идет о Крыме.
Жителей автономии, ратующих за отделение от Украины и возвращение в лоно России, я понимать отказываюсь. Наиболее рьяным из них я посоветовал бы почаще бывать на черноморском побережье РФ, чтобы иметь представление о том, во что может превратиться Таврида. Крымчане всегда гордились тем, что умеют защищать свою землю от пришлых, храня самобытность местных традиций. В составе России о таком умении придется быстро забыть - то, что поглотило Сочи и Туапсе, переварит и Крым. Украинские толстосумы хоть и расхватали самые жирные куски на ЮБК, но оставили местным возможность зарабатывать на туристах. Москва, боюсь, такой вольности никому не позволит.
Да, надписи на украинском языке исчезнут, зато в Крыму появятся тысячи гастарбайтеров из Средней Азии, которые не разумиют ни украинську мову, ни русский язык. Подтянутся сорвиголовы с Кавказа, братки из Сибири и с Урала. На десятках километров вдоль пока еще пустующих берегов полуострова разместятся ведомственные санатории, частные дома российских миллионеров, правительственные дачи и так далее. Конечно, все это есть и сейчас, но будет-то уже в российском масштабе, который украинскому не чета. Настолько не чета, что даже в Джанкое за квадратный метр жилья попросят столько же, сколько на киевском Правобережье.
Так что давайте, крымчане, если уж ратуете за отсоединение от Незалежной, то пусть оно будет полноценным. Не стоит менять шило на мыло. Ищите своего Уильяма Уоллеса, застраивайте Перекоп оборонительными укреплениями, и даешь независимый Крым! Со своей доменной зоной, местом в ООН, армией и футбольной сборной. Да, да, и, конечно, страничкой в путеводителе. Это же самое главное.