Они повсюду. "Есть десять рублей?", "Мелочью не выручишь?", "Помоги, а?" Возле станций метро, возле киосков и магазинов, да просто на улице. Молодые и не очень, вполне прилично одетые люди просят денег. Не агрессивно и не навязчиво, никаких "извините, что перед вами унижаемся", никаких историй про больную бабушку. Просто: "Дай денег".
У меня просят деньги постоянно. По нескольку раз в неделю, иногда - каждый день. Но речь не о тех, кто поет жалостливые песни в метро. Эти люди с виду мало отличаются от меня же. Обычно они не похожи ни на пьяниц, ни на наркоманов.
Привычных попрошаек с их давно известными морально-болевыми приемами легко игнорировать. Легко не замечать тех, кто изначально ставит себя ниже тебя. С человеком, который ведет себя с тобой как равный, все сложнее.
Это не профессиональные нищие. Кто-то из них просто случайно забыл дома деньги и ему не хватает на метро. Может, банкомата поблизости нет. Или еще что-то в таком духе - оправданий, почему у приличного человека нет при себе наличных, достаточно. Их жизненные обстоятельства не ясны. Их невозможно определить, а значит, невозможно посчитать.
Возможно, это своего рода "ответ снизу" на идею подвешенного кофе и популярность благотворительности в целом. Когда модники в столичных кофейнях начали тратить деньги на символическое угощение нуждающихся, люди попроще решили обратить это желание помочь ближним в свою пользу. Впрочем, это только гипотеза.
Чем бы это ни объяснялось, в обществе незаметно появилась значительная группа людей, для которых попрошайничество стало нормой. Готово ли признать это нормой общество в целом - другой вопрос.