Журнал "Nature" на днях опубликовал заметку о российской науке. Поводом для материала стала программа "Глобальное образование", слухи о которой ходят довольно давно. В марте 2012-го сообщалось, что одним из первых указов, которые подпишет новый российский президент, станет бумага, посвященная именно этой чудесной программе.
Основная идея проекта проста: тысячи талантливых молодых россиян должны отправиться учиться за рубеж. Сперва они поступают в некий вуз из списка "доверенных и авторитетных", этот список составляет Минобрнауки в соответствии с рейтингами ведущих университетов. Студентам полагаются хорошие деньги от государства. Однако после завершения обучения им положено либо отработать три года по специальности в России, либо вернуть кредит (часть, с процентами или как-то еще - пока точно неизвестно).
Журнал отмечает положительные стороны программы. Она закрепит международное сотрудничество среди ученых, позволит России оживить научную жизнь. Есть и успешные аналогичные программы в других государствах. Китай это практикует с 1970-х, Бразилия в 2012-2014 годах пошлет учиться за границу 75 тысяч студентов. Аналогично оживляет свою науку Казахстан. Специалисты, к которым за комментариями обратилось издание, сплошь и рядом делятся оптимистичными прогнозами: здорово будет, если получится.
Заметка в "Nature", между тем, вызывает щемящее чувство. Наверное, ее авторы действительно верят, что программа нацелена на укрепление международных связей, призвана улучшить положение отечественной науки, увеличить ее производительность. Как-то неудобно, что они думают о нас так хорошо. Им и невдомек, что "Глобальное образование" - это классическая модернизация по-русски.
Знаете ли вы, например, как выглядит список профессий, по которым, с точки зрения Агентства стратегических инициатив (оператора программы), без обучения за рубежом нам просто не обойтись? Очень здорово выглядит. Оказывается, страна нуждается в специалистах в системе управления высшим образованием, государственном и муниципальном управлении, менеджменте высокотехнологичных компаний и учреждений социальной сферы. Короче, России не хватает хороших чиновников (к ученым из этого списка, да и то с большой натяжкой, можно отнести разве что сотрудников высокотехнологичных компаний). Тот факт, что с 1999 года количество госслужащих у нас выросло почти в два раза, предлагается, видимо, просто игнорировать.
Или, скажем, количество студентов. Первоначально речь шла о том, чтобы послать 100 тысяч человек. Потом эта цифра сократилась до "тысячи в первый год, а там посмотрим".
Наконец, еще кое-что любопытное - и соответствующее русской модернизации настолько, что аж дух захватывает. Участники программы, оказывается, обязаны вести блоги, отчитываясь о результатах своего образования. "Это позволит исключить подозрения, что для получения зарубежного образования за государственный счет будут отправлять родственников чиновников или крупных бизнесменов, которые вместо учебы будут валять дурака", - пишут создатели программы. Умилительно.
Так что на науку, про которую пишет "Nature", откровенно говоря, забили болт. Не растет на пустыре картошка, хоть ты тресни!
Впрочем, не растет - и не растет, это ведь, в общем, не беда. У нас есть запасной план. Глобализация по-путински. В соответствии с этой доктриной, Россия - не сырьевой придаток Европы, это Европа - интеллектуальный и культурный придаток России (много ли картин нарисует художник, если зимой его не будет отапливать российский газ?). Таким образом, собственная наука нам особо и не нужна: в случае чего необходимые достижения народного хозяйства мы просто приобретем. Нет системы образования? Зато она есть в Германии. Пошлем туда кого надо, пусть их научат. Нет собственного высокотехнологичного производства? Купим в Великобритании Plastic Logic. Нет лабораторий? Позовем специалистов с мировыми именами на мегагранты.
Тут, конечно, встает вопрос: а что делать с остатками нашей, отечественной науки? Расскажу смешную историю, произошедшую в ноябре 2011-го. Тогда аспирант Института государства и права РАН Андрей Каплиев подал иск в Верховный суд - потребовал признать незаконной стипендию в 1500 рублей при прожиточном минимуме в 4600. Суд не удовлетворил просьбу Каплиева, признав иск необоснованным, а представительница Минобрнауки тогда поделилась очень правильной мыслью: "Верховный суд не рассматривает дело на соответствие здравому смыслу, он рассматривает (дела) на соответствие с высшими нормативно-правовыми актами".
Так что наших, конечно, кто не уехал, надо держать впроголодь. Пусть воруют, как и все. Ну, или вымирают.