— Неужели лучше ввергнуть своего ближнего в отчаяние, чем преступить созданный человеком закон, если это никому не принесет вреда? Ведь у тебя же нет ни друзей, ни родных, которых ты бы оскорбила, живя со мной.
Это была правда. И от этих слов даже моя совесть и мой разум изменили мне и предались ему, обвинив меня в грехе за то, в чем я ему отказываю. [...] И все же я отвечала себе непреклонно: «Я оскорблю себя. Чем глубже мое одиночество, без друзей, без поддержки, тем больше я должна уважать себя».
Это отрывок из «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте. В обширных списках «летнего чтения» для девятого-десятого-одиннадцатого классов этого романа нет. Произведения Бронте, творившей почти в те же годы, что и Достоевский, или современницы Карамзина Джейн Остин считаются у нас скорее беллетристикой, нежели серьезной литературой. А зря.
Эти произведения учат тому, что практически никогда не попадало в поле зрения отечественных классиков: умению жить обычной жизнью, защищать свои границы и говорить «нет» в случае необходимости твердо и без истерик — так, как в русской литературе умела отказывать только пушкинская Татьяна.
Многих родителей обеспокоили недавние публикации о «группах смерти» в соцсетях. Роскомнадзор зачищает виртуальное пространство, правоохранительные органы взялись за администраторов получивших печальную известность сетевых групп. Павел Астахов предложил найти способ привязать страницу ребенка в соцсетях к аккаунту родителей, чтобы родители могли полностью контролировать его виртуальное общение.
Порыв «запретить и ограничить» доступ в интернет понятен, но контролировать все общение подростка в режиме 24/7 у взрослых все равно не получится. А главное — тотальный жесткий контроль лишь ухудшает настроение и понижает самооценку ребенка.
Защита от вредного чужого влияния должна находиться внутри человека. «Гордость и предубеждение» Остин и «Джейн Эйр» Бронте как раз показывают, как работает такая самозащита.
Литература, которую изучают российские школьники, — это литература больших идей и запредельных эмоций. Но если читать ее из-под палки, наспех, то и запомнишь только истерики — это красиво (ах, как великолепно Настасья Филипповна в «Идиоте» метала тысячи рублей в камин!), а жертвовать собой — благородно (вечная Сонечка Мармеладова из «Преступления и наказания», святая проститутка). Это крайне вредный для обычной жизни посыл.
«Порой после чтения русских писателей [...], например Достоевского, Чехова и даже Пушкина, я невольно спрашивал себя, почему у них так много ненормальных героев, откуда этот неповторимый мрачный бредовый колорит их книг?.. Этот исступленный ужас перед полицией, вечное ожидание стука в дверь, эта тоска, эта ярость и, наконец, стон наполненных водой сапог, которые никогда не бывают сухими, отчего этот стон приобретает вселенский масштаб…» — писал французский писатель Луи-Фердинанд Селин в 1936 году.
О романах Шарлотты Бронте и Джейн Остин такого не скажешь. Там действуют люди до скучного нормальные. Они не задаются вопросом «тварь ли я дрожащая или право имею?», и их не назовешь «лучом света в темном царстве». Героини «Джейн Эйр» и «Гордости и предубеждения» ведут себя по принципу «делай что должно, и будь что будет», ориентируясь на собственные представления о том, что хорошо и что плохо. А главное — они не позволяют собой манипулировать даже прекрасному принцу в лице мистера Дарси или грозному начальнику в лице мистера Рочестера.
Достойное чтение. Прежде всего для девочек — ведь у них чаще, чем у мальчиков, личные границы разрушаются в процессе воспитания, потому что им с детства внушают, что они должны быть «милыми и приятными», жертвовать собой и «зарабатывать» уважение и любовь. И, наверное, неслучайно именно о девичьей подверженности влиянию шла речь в публикациях о «группах смерти» — в нашей культуре девочкам всегда психологически сложнее сказать «нет», чем мальчикам.
Уважение к себе — лучшая защита, которую взрослые могут дать детям. Чем раньше девочки поймут и прочувствуют слова Джен Эйр, тем выше шансы, что в дальнейшем им не смогут повредить манипуляции никаких «рочестеров».
Хорошего всем летнего чтения.