Александр Кабановский, спортивный комментатор

Пресс-конференция
24.06 19:44
Александр Кабановский. Фото из личного архива.
Александр Кабановский. Фото из личного архива.

Александр Кабановский, спортивный комментатор

Что станет с "Формулой-1" после ухода топ-команд?
В "Формуле-1" разразился крупнейший кризис за последние 30 лет - Международная автомобильная федерация (FIA) борется за власть в чемпионате с Ассоциацией команд "Формулы-1" (FOTA). Не придя к компромиссу с FIA, восемь команд объявили о выходе из первенства и о создании альтернативной гоночной серии. Насколько реальны угрозы FOTA и чем закончится этот грандиозный скандал? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.ру" ответил спортивный редактор газеты "Авторевю" Александр Кабановский, который в течение двух лет комментировал прямые трансляции "Формулы-1" на телеканале "РенТВ".
От редакции:
Уважаемые читатели, интервью с Александром Кабановским проводилось во вторник, 23 июня, когда еще не было известно о договоренностях, достигнутых между FOTA и FIA. После финального раунда переговоров, состоявшихся в среду, FOTA отказалась от создания альтернативного первенства, а FIA получила согласие всех участников чемпионата мира выступить в "Формуле-1" в следующем году.
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранены.
Александр [19.06 22:55]

Здравствуйте, тёзка )

У меня два вопроса.

Первый. А собсвенно из-за чего размолвка, поподробнее.

Второй. Какие козыри у FIA, что она так открыто идёт против крупных брендов? Ведь многие поклонники Формулы смотрят на них, и если будет ещё один чемпионат, известно чему отдадут преимущество зрители.

Михаил [20.06 12:10]

Здравствуйте. Если раскол все же произойдет, то на какие площадки могут расчитывать команды вышедшие из Ф1? Какие они должны будут решать вопросы с организацией альтернативных гонок? И есть ли у этих гонок выжить в конкуренции с Ф1? Спасибо.

Причина размолвки не нова: как и у большинства конфликтов в этом мире, все происходит из-за борьбы за деньги и власть. Это именно то, что стоит на кону для команд, которые участвуют в чемпионате мира. Команды почувствовали свою силу и больше не хотят быть игрушкой в чужих руках: им хочется самим участвовать в управлении соревнованиями, тем шоу, которое они же и организовывают.

У FIA козыри есть: опосредованно федерации принадлежат коммерческие права на чемпионат мира. Именно FIA в любом случае принадлежит бренд Формулы-1: традиции, миллионы болельщиков. Если кто-то вознамерится создать новое гоночное первенство, то он столкнется с серьезными проблемами привлечения внимания аудитории, объяснениями, что это за гонки, и так далее. У Формулы-1 есть сложившаяся структура, огромная многомиллионная индустрия, которая в любом случае останется у FIA. Не будем забывать и о телетрансляциях, медиапространстве.

Мое мнение, что окончательное решение будет принято не скоро, может быть, в конце осени, но мы не увидим альтернативного чемпионата. То есть в итоге какие-то точки соприкосновения все-таки будут найдены. Потому что история автоспорта и спорта вообще показывает, что деление единого мощного первенства на два (то есть такого рода конфликт, который мы имеем сейчас) всегда очень вредно. Сложно сказать, чему отдадут предпочтение поклонники, если все-таки возникнет альтернативный чемпионат. Поначалу "классическая" Формула-1, серия международной федерации, будет чуть более востребована, а дальше все будет зависеть от того, как будут развиваться события. Но, повторюсь, мне кажется, что мы не увидим двух серий.

Александр К. [20.06 03:27]

Здравствуйте. А что мешает всем недовольным убрать основную причину недовольства - Мосли? Ведь наименование его должности "президент" подразумевает выборность.

На самом деле, фигура Макса Мосли – ключевая в этом скандале. Многие подозревают, что именно свержения президента FIA пытаются добиться команды Формулы-1. А разговоры об изменении технического и спортивного регламента, даже какие-то финансовые вопросы – не более чем завуалированная форма выражения недовольства Максом Мосли. Многие предполагают (и здесь я соглашусь), что если Мосли покинет свой пост, то конфликт будет мгновенно улажен, так как стороны найдут точки соприкосновения.

Несколько последних серьезных конфликтных ситуаций в Формуле-1 показывают, что прежде гибкий и умелый в политическом жонглировании Макс Мосли, в последнее время стал чересчур упертым. Он не желает идти на компромиссы. В случае скандала, связанного с ним самим, это сыграло ему на руку – он отстоял свои позиции (речь идет о публикации в News Of The World – Лента.Ру). Но во многих других скандалах позиция Мосли оказалась не слишком верной. Но убрать Макса с поста президента FIA, конечно, не так уж и просто. Президент выбирается представителями организаций - членов Международной федерации (их больше 200) на голосовании. И сами команды Формулы-1 ни назначить, ни снять президента не могут.

АлександрК [20.06 03:38]

Александр, добрый день !

Вчера произошло неоднозначное событие. Вам не кажется, что когда-то команды должны были пойти до конца в спорах с FIA ? Когда вам диктуют сколько денег вы можете вложить в свою команду, это уже не Ф1. По моему убеждению, если у кого-то не достаточно средств чтобы выступать в лучшей серии автоспорта, им лучше уйти в низшую серию, но не надо заставлять остальных экономить, если у них есть достаточно денег, чтобы развивать технологии. Как вы считаете, ежегодные ужесточения технического регламента это добро или зло ? Ведь Ф1 это вершина технологического развития автоспорта. Вместо того чтобы двигаться в технологиях вперед, разрабатывать что-то новое, улучшать механику, аэродинамику, FIA постоянно заставляет откатываться в технологиях назад... Разве это нормально ?

FIA традиционно регулирует правила игры, и я бы не сказал, что это сильное движение назад по технологии. Другой вопрос, что, действительно, ограничения вводятся без учета мнения команд, что и вызывает у последних раздражение. Наверное, это не движения назад, это постоянные скачки вправо-влево. Есть, безусловно, позитивные моменты: возвращение шин типа "слик" - истинно гоночных шин; аэродинамические изменения, которые позитивно сказались на количестве обгонов. Но постоянное вмешательство FIA в ту сферу, где команды, казалось бы, должны своими силами творить правила, вызывает некие сомнения.

Да, в любом виде спорта федерация устанавливает правила игры, а участники внутри этих правил пытаются добиться максимально возможного результата. Что касается Формулы-1, то здесь в последнее время мы видим метания федерации, многие решения которой у участников и здравомыслящих болельщиков вызывают изумление. Можно вспомнить и медальную систему, и пресловутую систему KERS, когда при обсуждении потолка расходов, необоснованно большое количество средств тратится на технологию, эффективность которой оказалась не самой высокой.

Павел [20.06 18:30]

Александр, два вопроса:

1. Как вы думаете, сумеют ли ушедшие команды организовать жизнеспособный и привлекательный чемпионат? Ведь контракты с лучшими автодромами и, что самое главное, с телеканалами у FOM.

2. Уход топ-команд и организация ими альтернативной серии вызовет снижение интереса к самой Формуле-1, а значит финансовые потери для Берни. Есть ли вероятность того, что он попытается договориться с командами FOTA об их возврате в обмен на некоторые финансовые уступки и помощь в борьбе с Мосли?

Спасибо за ответы.

В Европе количество очень хороших трасс велико. Хорошо известно, что в каждой стране есть 3-4 площадки, способные принимать гонки любого уровня. Формула-1 держится за те автодромы, которые предлагают более выгодные условия. При этом сама гоночная трасса, принимающая сейчас этапы, может быть не очень интересной. Примеров тому немало. Кроме того, сейчас активно строятся новые трассы – в Испании, Португалии, других странах. Поэтому вопрос наполнения календаря не является актуальным. Договоры с владельцами трасс являются внутренней юрисдикцией гоночного чемпионата.

Большинство трасс принадлежит или национальным автоклубам, или национальным автофедерациям, которые являются членами FIA, но принимают у себя самые разные соревнования. Известно, что каждая гоночная трасса принимает региональные и международные, автомобильные и мотоциклетные соревнования, проводятся открытые дни для всех желающих, поэтому говорить о том, что это какая-то инфраструктура FIA не верно.

Что касается телетрансляций возможного нового чемпионата, то это серьезный вопрос, поскольку телекомпаниям нужны раскрученные соревнования с понятными условиями. Тут, конечно, придется серьезно поработать: всякая новая гоночная серия, как показывает опыт последних лет, не сразу завоевывает популярность болельщиков.

Надеюсь, мы никогда не увидим первую гонку нового чемпионата. Но если даже раскол и произойдет, то командам потребуется время, чтобы построить автомобили, создать организационную структуру, уладить схему работы. Ведь та же Формула-1 – это огромное количество людей. В самом лучшем случае, к концу весны 2010 года что-то может получиться. Но будем надеяться, что самая главная гоночная серия останется единой, пусть даже и с некоторыми разногласиями.

Георгий [20.06 13:46]

Чего добивается Мосли? Ведь в чемпионате и так было достаточно команд.И если не ошибаюсь были и желающие вступить в формулу со следующего года при прежних правилах. Так зачем же ему было нужно проталкивать правила,"которые позволят новым командам присоеденится"?

И кстати,сколько команд может "вместить" современная Формула-1?

Хорошо известно, что в самые лучшие годы на этапы приезжали почти 40 пилотов. Сейчас есть единственная величина, регламентирующая количество машин, - на старт допускаются 26 автомобилей. Боссы Формулы-1 не безосновательно считают, что если машин будет больше, то кто-то на старт не попадет, и это очень негативно скажется на отношениях команды со спонсорами, так как последние не смогут увидеть свои логотипы по ходу гонки. Именно поэтому все сейчас упирается в 26 автомобилей, 13 команд.

Глобально, команд может быть сколько угодно. Можно, заручившись согласием, ввести прежнюю систему, когда кто-то не выходил на старт из-за плохих результатов в квалификации. Так что максимальной планки не существует.

Первой причиной конфликта было как раз то, что менеджеры и федерация считали участников Формулы-1 своего рода денежными мешками, которых можно было трясти сколько угодно. Раньше за вступление в чемпионат команде надо было заплатить 48 миллионов долларов. Именно это многих останавливало. А команды, готовые соперничать если не с середняками, но хотя бы с теми, кто чуть позади, были всегда в достаточном количестве. Сейчас объявили, что барьер для всех желающих снят (а желающих очень много). Мосли этим шагом показал, что если команды FOTA уйдут, то ему найдется, чем заполнить образовавшуюся пустоту, чтобы чемпионат состоялся. Какого он будет уровня – другой вопрос.

Deme Junkees [20.06 15:34]

Сколько сейчас получает прибыли Экклстоун от телетрансляций? Сколько идет в карман командам, а сколько ему и его организациям?

Очень сложно называть точные цифры, когда речь заходит об Экклстоуне и деньгах, так как все очень тщательно и аккуратно спрятано. Но считается, что от телетрансляций 75 процентов так или иначе идет Экклстоуну и 25 – командам.

David [20.06 20:13]

Предположим недовольные ушли...... И что тогда? Как будет выглядеть чемпионат?

Безусловно, сражения Ferrari, McLaren, BMW и Renault нам смотреть привычнее. Если их места займут не менее быстрые машины в другой раскраске, с другими названиями и другими гонщиками, Формула-1 станет другой. Но говорить, что это будет абсолютно другой чемпионат, не имеющий ничего общего с прежней Формулой-1, я бы не стал. Очень не хотелось бы на практике узнавать, что в таком случае произойдет.

Сергей [20.06 21:58]

Александр, добрый день.Вам не кажется странным , что Мосли , уличенный в связях с проститутками и еще Бог весть в чем представляет королевские гонки.Считаю , что Ф-1 после этого должна дистанцироваться от него.Это накладывает тень на весь автоспорт.Наверное есть одно правильное решение - уход Мосли.

После этого скандала он по судам отстоял свое право оставаться на посту президента и целый год после этого прекрасно возглавлял федерацию. Про этот скандал забыли, по его итогам кто-то только может добавить какие-то штрихи к портрету лично Мосли. Но скандал позади, и по решению суда человек признан невиновным. Было голосование, которое показало, что люди ему доверяют.

Тимур С. [21.06 14:54]

Здравствуйте!

А нужна ли вообще нам Формула-1?

Ради неё загубили десятки других видов автоспорта. Более зрелищных, интересных и менее затратных. Взять например ралли WRC, его предшественников. Всю свою историю FIA зажимала и вставляла "палки в колёса" этому виду автоспорта, лишь бы не стал популярнее Ф-1. И когда это случилось, предприняла массу усилий к развалу ралли, снижению интереса к нему.

Кто может повлиять на FIA? Когда этот орган станет независимым и будет учитывать интересы людей, а не пары "шишек"?

Многие говорят о Ф-1 как о вершине автоспорта. Я думаю, это не более чем реклама, которую вбивают в головы зрителей из года в год. Может, называют так только из-за того, что от пилота там зависит лишь 5% успеха, а остальное от техники и команды? Гонки проходят в тепличных условиях, и не на таких уж высоких скоростях (и быстрее ездили). Новые технологии в Ф-1 назвать новыми уже нельзя. Лет 15 назад это было справедливо, но не сейчас. А то, что внедряется разными командами имеет какой то выборочный подход. То можно, это нельзя. Единый подход отсутствует. Про полезность тех. решений для гражданского автомобилестроения и говорить не стоит. Та же WRC в этом плане в разы полезнее.

Так может, ничего плохого и нет в том, чтобы этот заскорузлый и сплошь коррумпированный вид автоспорта хорошенько перетряхнуть?

Эрэн [20.06 20:55]

Скажите, Александр, а почему Экклстоун молчит "как зарезанный"? Он чего-то ждет? Чего? Ведь с уходом больших конюшен действительно сильно упадет популярность Ф1. Вон в Турции и теперь-то народ на автодром заманить не могут... Нужны ли Берни полупустые трибуны и на других автодромах?!

Действительно, Формула-1 всегда была любимицей федерации. Не сказать, что ралли зажимали, но разница в отношении к гонкам существует. Федерация проводит 3 чемпионата мира – Формула-1, ралли и кузовные гонки. Контраст, конечно, разительный.

Та структура, которая сложилась в последнее десятилетие, таила в себе скрытую угрозу: участников полностью отсекали от принятия важных решений, и была не то что коррумпированность, но непрозрачность управления и, прежде всего, движения денежных потоков. Перетряска бывает полезна (это сейчас на наших глазах и происходит), но хорошо известно, что она тоже не однозначно позитивно сказывается на любом деле. Ведь необходимо некоторое время приходить в себя, а перетряски порой не очень хорошо влияют на имидж. Поэтому тут важно соблюсти ту грань, которая отделяет перетряску кадров от полного хаоса в организации.

По ходу нынешнего скандала был момент, когда казалось, что стороны выговорились и готовы потихонечку садиться за стол переговоров, но в пылу размахивания кулаками ассоциация команд и федерация эту точку проскочили. Теперь такого легкого пути назад, к примирению, к сожалению, не существует. Есть надежда, что у Берни Экклстоуна, который отошел в тень и не проявляет себя (что для него не характерно), есть какой-то план, в соответствии с которым он появится через несколько недель или месяцев в качестве спасителя, и в итоге сможет всю эту ситуацию удержать под контролем. Во всяком случае, прежде это ему удавалось очень даже неплохо. Посмотрим. Годы берут свое, но хватка у человека железная.

Павел [21.06 18:19]

Здравствуйте Александр,

На сегодняшний день Федерация действительно потеряла чувство реальности, наряду с многими действительно полезными нововведениями относящимися к безопасности гонок, она ввела несколько странных и весьма дорогостоящих новинок, в частности тот же пресловутый KERS...

Нет сомнения, что всемогущий Бернард не даст Максу развалить это сверхдоходный бизнес и согласие будет найдено. На ваш взгляд, приведет ли это к: а)более стабильному регламенту;

б)больше вовлеченности команд на технические требования?

Спасибо!

Да, это приведет к большей вовлеченности команд вообще в организационные процессы Формулы-1, и команды получат власть куда более значительную, чем сейчас. Они сплотились, поняли, что в единстве сила.

Юрий a.k.a. Мудрый Каа [21.06 22:22]

Здравствуйте, Александр!

1. Не кажется ли вам, что Максимилиана Освальдовича припрятан ломик в рукаве, который он достанет в самый неподходящий момент для "альтернативщиков"?

2. Какова вероятность, что организаторы новой серии вернутся на старые - добрые автодромы (Сильверстоун, Имолу, Поль-Рикар, А1) и таким образом будут возвращать серию к истокам?

Вполне возможно, что серия вернется к истокам. Если у руля новой серии встанут грамотные (в чем сомнений нет) люди, то они будут прекрасно понимать, что нужно болельщикам и зрителям. Например, австрийская трасса "А1-Ринг", изумительная по конфигурации, имеющая богатейшую историю, не нравилась Берни Экклстоуну и поэтому лишилась места в календаре. Однако, вопрос о трассах не столь актуален, к тому же, надо грамотно сочетать историю и современность. Та же "Имола", как показывают последние события, - трасса с историей, но для современных машин Формулы-1 не очень подходит: она узковата и на ней очень сложно обгонять. Поэтому гораздо лучше поискать интересные трассы – может быть, среди новых площадок, может быть, среди тех, которые обходила вниманием Формула-1 все это время. В общем, трассы – это не главный вопрос. Если будет решено в два чемпионата гоняться, то трассы найдутся, уж поверьте.

Александр [22.06 02:15]

Александр, не кажется ли вам, что нынешняя Формула 1 со множественными техническими и бюджетными ограничениями превращается в скучные и странные покатушки, ничего общего не имеющими с прошлыми славными временами?

Кажется, в FIA практически забыли, что F1 - это не только чемпионат пилотов, но и битва инженерной мысли. Ведь многое из того, чем мы пользуемся ныне в серийных автомобилях, рождалось именно в F1...

Формула-1 – это не только чемпионат пилотов, но и не только чемпионат команд. Это как раз сочетание возможностей человека и возможностей техники. Действительно, прошлые десятилетия дарили нам более яркие гонки, но тут ничего не поделаешь – таков технический регламент. Автомобили меняются: если прежде было вполне возможно, что на старт выезжают машины с разницей в мощности в 100-150 лошадиных сил, когда были принципиально разные конструкции и так далее, то сейчас рамки, ограничивающие конструкторскую работу, стали столь тесны, что машины очень сильно похожи друг на друга. До последнего переписывания регламента, в прошлом году, машины вообще были почти что зеркальной копией одна другой. Неудивительно, что в таких условиях обгоны и яркая борьба менее вероятны. В принципе, это общая тенденция. Гонки ту романтику и ту зрелищность, которая была присуща им четверть века назад, потихонечку утрачивают.

Tasyaf1 [22.06 02:24]

Александр,

а вот вы верите, что когда-нибудь Ф1 будет в России или российский пилот в Ф1?

Так зачем нам это? почему бы не промотировать другие, более доступные серии?

Вопрос очень больной. Тут две принципиально разные составляющие – российский пилот и российский этап. Что касается пилота, то тут все сейчас очень неплохо выглядит. Люди, которые думали, что можно просто придти, заплатить и остаться в Формуле-1, к счастью, ушли в прошлое. Зато выросли молодые спортсмены, которые, как и их европейские коллеги, прошли всю лесенку молодежных и юниорских гонок, и сейчас стоят на пороге Формулы-1. Я надеюсь, что российского гонщика мы увидим уже скоро.

Что касается этапа, то эта тема не новая, но, к большому сожалению, подвижки в этом направлении не очень заметны. Попытки построить что-то пригодное для Формулы-1 в России раз за разом разбиваются о некоторые российские особенности. Есть сейчас несколько трасс, которые как будто неплохого уровня и готовы принять серьезные международные гонки, но известно по мировому опыту, что этап Формулы-1 – не столько коммерческое, сколько политическое мероприятие для новых стран. И никакие усилия энтузиастов, пусть даже очень богатых, не приведут к организации Гран-при России. Нужна государственная заинтересованность, как видно из примеров Турции, Малайзии, Бахрейна. Гонки в нашей стране никогда, наверное, не станут спортом номер 1, но, может быть, найдется высокопоставленный человек, заинтересованный в Формуле-1. Но это дело не ближайших лет, к сожалению.

Зачем нам Формула-1? Мы же максималисты. Да, есть множество гонок, молодежных чемпионатов, но их популярность заметно уступает по популярности Формуле-1. В конце концов, фамилию Шумахер знают все, а фамилию Джорджио Пантано не знает никто, хотя он чемпион серии GP2. Поэтому в данном случае уж если хвататься, то за самый большой кусок.

Петр [22.06 03:32]

Не считаете ли Вы, что первенство среди пилотов очень условное?

Из всех участников первенства 2009, по крайней мере 10 смогли бы выступить не хуже лидеров (а возможно и лучше!) на одинаковых болидах.

И второй вопрос (иходя из певого):

Не справедливее считать "великим" не Шумахера, а Роса Брауна?

Формула-1 потому и не входит в программу Олимпийский игр, что это технический вид спорта. Здесь нет зачета исключительно пилотов по индивидуальным возможностям. Попытка посадить всех на равную технику озвучивалась не раз, и никогда этого не будет в Формуле-1. Это же чемпионат пилотов и чемпионат конструкторов, которые действуют вместе, поэтому я не считаю чемпионат пилотов условным. Пилот – тоже человек, который имеет возможность выбора команды. Да, действительно, есть очень талантливые гонщики, которые никогда за свою жизнь не получали быструю машину и потому заметного следа в истории не оставили, но что поделать.

По поводу Шумахера и Брауна, справедливо считать великими обоих. Мы видели и в исполнении Михаэля, и в исполнении Росcа то, за что каждого из них можно назвать гением своего дела. А уж когда они объединили свои усилия, их 5 лет не мог никто одолеть.

ильнур [22.06 11:31]

Добрый день Александр!

Мне интересно на какой стороне Вы сами и есть ли какие реальные доводы у FIA. А то такое ощущение, что у Мосли и иже с ними желание полностью уничтожить первую формулу. Наверняка не так все просто. Хочу сказать, что лично у меня интерес к F1 упал, потому что с каждым годом только и узнаю, что опять ввели какие то ограничения и что машины стали на несколько секунд на круге медленнее.

Это конфликт, в котором сложно принять чью-то сторону безоговорочно, поскольку перегибов хватает с обеих сторон. Но мне кажется, что команды правы в том, что как непосредственные участники этого шоу они имеют право на чуть более плотное участие в организации. Мы часто слышим в последнее время декларативные заявления от федерации, от которых глаза лезут на лоб. Кажется, что эти люди никогда не видели гонок. Когда читаешь предложения конструкторов, то они выглядят логичными и понятными. Поэтому, наверное, мои симпатии чуть больше на стороне ассоциации команд. Но только лишь до того момента, когда они заявили о создании альтернативной серии. Можно долго спорить о правилах, принципах, регламентах, но когда речь заходит о создании альтернативного чемпионата – это самоубийственное решение для всех. Поскольку мы получим прославленный именитый чемпионат с непонятно какими участниками и сильных популярных участников в непонятно каком чемпионате. Этого бы видеть очень не хотелось.

Sopark [22.06 13:20]

Здравствуйте, Александр.

Хотелось бы узнать, а что думают пилоты по поводу сложившейся ситуации.

Пилоты в известной степени заложники ситуации. Те из них, кто достаточно благоразумен, стараются не влезать и помалкивать, потому что от них тут ничего не зависит. Они имеют свою четкую задачу – бороться за секунды в поворотах, крутить руль и щелкать рычажками. А уж начальники пусть договариваются, где, когда и на каких машинах это будет происходить. Думаю, что именно поэтому мы не слышим от пилотов никаких резких заявлений в этой ситуации. Конечно же, пилотам хочется стабильности и предсказуемости и хорошего контракта. Думаю, что по большому счету пилотам все равно. Главное, чтобы трибуны были полны, а шампанское пенилось на подиуме.

Обсудить