Алексей Попов

Пресс-конференция
20.05 09:50
Алексей Попов. Кадр телеканала
Алексей Попов. Кадр телеканала "Спорт"

Алексей Попов

Что будет с "Формулой-1" в следующем сезоне?
Современная "Формула-1" готовится к настоящей революции - в регламенте на 2010 год изменены правила определения чемпиона, а всех участников гонок решено разделить на бедных и богатых. Чем грозят эти перемены "Формуле-1"? Нужны ли чемпионату настолько радикальные реформы, или Международной федерации автоспорта (FIA) стоило ограничиться изменениями, вступившими в силу в 2009 году? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.ру" ответил "российский голос "Формулы-1", комментатор телеканала "Спорт" Алексей Попов.
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранена.
Сергей Борсуков, г. Гомель (Беларусь) [13.05 01:11]

Здравствуйте, Алексей. Низкий вам поклон за ваш труд. Хочу задать вам несколько вопросов:

1) Только что прочитал официальное заявление совета директоров Ferrari о возможном уходе из Формулы-1 в случае отказа FIA идти на компромисс в вопросе регламента-2010. Меня, как поклонника команды Ferrari, волнует следующий вопрос - по вашему мнению, это заявление блеф или признак приближающейся катастрофы?

2) Вопрос по мотивам прошедшего Гран-При Испании. Как вы считаете, команда Brawn отобрала у Рубенса Баррикелло победу?

3) По вашему мнению в чем причина такого провального начала сезона у команды Ferrari? Чем можно объяснить постоянные технические трудности и очевидные тактические ошибки?

4) Ваше мнение о проекте USF1 - "чисто американской" команде Формулы-1? Какие у них перспективы и будут ли они конкурентоспособны в случае отказа от идеи лимитирования бюджетов?

5) Не знаете, на каком этапе сейчас строительство автодрома Moscow Raceway? Будет ли у него шанс принять Гран-При России и если да, то в каком ориентировочно году?

6) Не собираетесь ли вы, как многие ваши западные коллеги, начать писать книги о Формуле-1?

Ильяс [11.05 13:24]

Здравствуйте Алексей, почему команды формулы 1, не создают альтернативный чемпионат, без участия FIA, со своим регламентом. Спасибо

Александр [12.05 19:38]

Тоже очень интересует, уже прозвучавший вопрос: почему команды формулы 1, не создают альтернативный чемпионат, без участия FIA, со своим регламентом???

Шамшиев Леонид [13.05 08:24]

Здравствуйте Алексей!

Мои поздравления Вам и Ващим коллегам!

Все рады возвращению "Российского голоса Ф1 га канал "Спорт".

Вопрос:Я болею не за какую то команду, я болею за гонщика Рубини. Как Вы думаете, боссы Brawn GP просто дали возможность завершить свою карьеру Рубенсу Баррикело на хорошей машине? И не пользуются ли "они" Рубини, как тест-пилотом? Ведь на квалификации машина Рубенса была быстрее Баттона и инженеры просто настройки Баррикело перенастроили на болид Баттона.

АлексК [13.05 01:39]

Алексей,

Как вы думаете, чего хочет добиться Макс Мосли ? Показать всем свою значимость перед уходом ? Ведь если человек говорит, что ради бога, пусть уходят легендарные команды из спорта, то это уже диагноз... Вам так не кажется ? P.S. Причем я не поклонник Феррари, но...

1. Знаете, дай Бог, чтобы этого не произошло. Потому что ничего хорошего не получится. Были уже в истории Формулы-1(Ф1) периоды бойкотов, усеченных стартовых решеток, даже сезоны выступления на машинах Ф2. Но раскола на два чемпионата не было. Американский опыт, когда Тони Джордж создал ИРЛ, расколов КАРТ надвое и уведя Инди-500, показывает, что интерес к обоим первенствам в итоге упал значительно и даже вместе взятые они совершенно не дотягивали до былого величия Индикара. Выиграл в итоге только НАСКАР. В Европе такого мощного кузовного первенства нет, - ВТСС и ДТМ не в состоянии собрать широкие массы. Но это не значит, что появление двух чемпионатов мира пройдет без последствий. Феррари - это легенда. Но и название Формула-1 - легенда не меньшая. Не хотелось бы увидеть сражение этих легенд…

2. Если Вы про Испанию, то там все было чуть сложнее. Дело было не только в настройках Рубенса. Дело было в его манере пилотажа. На тилькодромах Дженсон блестяще справлялся, потому что пилотаж там мягкий, нежный, плавный, а он большой мастер. Хорошая машина позволила Баттону реализовать свой потенциал. А в Барселоне надо было быть жестче, заламывать машину, забрасывать ее в повороты. Дженсон увидел на телеметрии Рубиньо именно эту манеру и смог взять на вооружение. Честь и хвала. Изменить стиль может каждый, но не каждый, изменив его, поедет быстро. Но Баррикелло был расстроен не этим, а конкретным тактическим решением, и его тоже можно понять. Что до тест-пилота, то конечно же, но это и не скрывалось. Именно поэтому Рубенс, а не Бруно Сена, получил шанс-2009. Опыт в работе с машиной, с настройками. В этот сезон коренных перемен, в этот сезон запрета тестов, когда для инженеров важно каждое слово пилота, опыт Баррикелло был просто неоценим. Браун это прекрасно понимал и Рубенс тоже.

Не думаю, что победу напрямую отобрали у Рубенса, но, во многом, Дженсону дали второй после старта шанс выиграть. И он им воспользовался…

3. Смотрите ответ на первый вопрос Александра Филатова

4. Мнение не самое положительное сразу по нескольким причинам, но мне бы не хотелось сильно заострять на этом внимание.

5. Насколько я слышал, строительство автодрома Moscow Raceway остановлено из-за коммерческих разногласий и возобновить его в нынешних условиях будет тяжело. А насчет Гран-при, мое лично мнение – он бы его все равно не принял. Не та категория, не та протяженность и конфигурация, не то местоположение. Но на это и не претендовали. Вот этапы ДТМ и МотоГП или Супербайка – это было бы реально. WTCC с Ладой - на ура. Но не Формулу-1…

6. Гран-при делали свой журнал Формула1+. Простенький, но вдвоем! Потом кризис ударил по этому начинанию, но весь 99-й мы на каждом Гран-при работали в том же объеме. А в конце года издали все статьи под одной обложкой в виде книги. Своеобразное подробное поэтапное резюме сезона из паддока вышло. Книги же, как таковые, не пишу. Переводить иностранные и ставить свое имя на обложку, как у нас принято, – такое порядочному человеку и представить трудно. А писать свои нет времени. Я к любой работе отношусь очень серьезно. Или делай хорошо, или не делай вовсе. А написать несколько сотен страниц хорошо я сейчас просто не готов физически – для этого пришлось бы прекратить все остальное. Хотя, наверное, когда-нибудь, может быть… :-)

Trozkiy [11.05 13:56]

Здравсвуйте Алексей. Большое вам человеческого спасибо за ваша работу, то что вы делаете для всех нас, и за то, что несмотря на все бесконечные изминения в регламентах и прочей чехарде вас не покидает любовь к этому бесконечно красивому виду спорта.

Знаете, в последние годы формула 1 подвергается порой кординальным изминениям, которые, если сказать на чистоту, немного странны для этой категории автоспорта. Формула 1 всегда была Королевской гоночной дисциплиной, но в последние годы то, что делает с серией FIA, навевает только тоску и грусть. Все это ненужное стремление окончательно уровнять всех и вся, превратить F1 из высокотехнологичного, передового и наваторского вида сопорта в моно категорию, которых полно, посадить пилотов на карты, вызывает недоумение и боль, теряется интерес к происходящему в пелетоне. Конечно, понятны стермления сократить бюджеты команд, "разгрузить" частников, да и Хонда ушла, что уже говорить про других, но всему ведь должен же быть предел в конце то концов! Берни Эклстоун постоянно твердит о том, что это прежде всего Шоу, что тут главное бизнес, но нельзя же все доводить до полного абсурда, гонки постепенно становятся похожими на американский рестлинг... стыдно.

Да, все сложно и как всегда, вокруг много серьезных проблем, но неужели в нашем мире не осталось никого кто хочет и главное может - вернуть Формуле 1 то, чем она была многие годы, вернуть ей статус Королевского класса, нечто недостижимого, фантастического, да безумно дорогого, да опасного и тяжелого, но заставляющего захватывать дух, современного героического эпоса если хотите, битвы Титанов... Неужели сейчас уже никому не нужна эта героическая "религия", а не этот цирковой супермаркет?

Алексей, вы никогда не фантазировали на эту тему, а что если...? А что если бы Вам предоставилась возможность поучавствовать в грядущих изминених регламента, что бы вы хотели изменить или превнести в современную Формулу 1? Немогли бы вы немножечко рассказать какой на ваш взгляд должна быть Королевская серия 21 века?

Спасибо.

Конечно, фантазировал. Я не знаю, какой она должна быть, но то, что она должна быть – это факт! :-) А для этого ей в современных условиях надо экономить. Поэтому потолок бюджетов в том или ином виде должен быть, но с плавным и прогрессивным снижением расходов. А вот двух параллельных регламентов быть не должно. Другое дело, я бы не отменял дозаправки. Квалификация - 30 минут с тремя попытками для всех, а потом - первая восьмерка с пустыми баками по одному кругу по очереди. В гонке – два типа резины, причем идея через один мне нравится. Дистанция чуть короче – 250 километров везде и 200 в Монако. 20-25 гонок при полном запрете тестов. Уик-энд – два дня. Два часа свободных заездов с утра в субботу и квалификация – после обеда. Очковая система – 15-12-9-7-6-5-4-3-2-1.

Иван [11.05 16:59]

Алексей, здравствуйте. Люблю и уважаю Вас. Жму руку. Разрешите несколько вопросов:

1. С какого момента Вы перестали в своих комментариях в гонках называть гонщика Нельсона Пике младшего, не Нельсиньо Пике, а именно Нельсоном Пике? Это Ваше решение, или сам гонщик где-нибудь упомянул об этом в какой-нибудь просьбе к журналистам, или интервью?

2. Вы наверняка следите за нашими соотечественниками в других классах автогонок, скажите кто на Ваш взгляд сейчас уже готов был бы выступать в классе автомобилей Формула-1? И кого будучи боссом одной из команд Вы бы сами например взяли в команду в качестве основного пилота?

3. Ходят слухи, что Жак Вильнев хочет вернуться в Ф-1, как Вы считаете высока вероятность?

4. Как Вы считаете, изменения в регламенте и прочая "шелуха", являются личными желаниями "монстров" автоспорта и Ф-1 Макса Мосли и Берни Эклстоуна, или все-таки это взвешенное и общее решение всей ФИА? Мне кажется что Федерация часто идет на поводу у этих двух товарищей?

5. Поступала информация, что когда во время скандала с Льюисом Хемильтоном с его обманом коммиссаров ушел в отставку Рон Деннис, товарищ Мосли был очень рад, так как это его давний враг. Насколько оправдан этот эпитет? Если и правда враг, расскажите вкрадце историю этой вражды. Очень интересно.

Спасибо за ответы и за Вашу работу.

1. А я разве упоминал Нельсиньо? Разве что в единичных случаях, наверное. Дело в том, что сам Нельсон не очень любит такое обращение и всегда давал это понять. Одно дело Рубиньо или Физико - так их называют ближайшие друзья (в отличие от изобретенного англичанами для англичан непонятного Физи). А здесь – Нельсон.

2. Я думаю, что Петров и Алешин готовы. Они знают трассы, они привыкли к борьбе на высоком уровне, к работе с инженерами, к пилотажу мощных машин. Что до чистой скорости – то Виталий всего несколько десятых уступил самому перспективному и раскрученному молодому пилоту – Гросжану, а Михаил на равных боролся с самим Феттелем.

Кого бы я взял к себе в пилоты? Знаете, я не могу ответить на этот вопрос, потому что я бы не стал возглавлять команду Ф-1. Для этого надо обладать другим характером, другими целями в жизни. Я насмотрелся за почти два десятка лет на жизнь этих людей и, хотя отношусь к ним с глубоким уважением, а иногда и восторгом, для себя такой карьеры, даже при наличии чудовищных бюджетов, гарантированных на десятилетие вперед, не пожелал бы.

3. Насчет Жака – вероятность невысока. В минувшие выходные в Барселоне я специально лично спросил об этом Питера Уиндзора. Тот пожал плечами – сам Жак об этом говорил, мы ему ничего не предлагали. И потом, нам нужен не североамериканский, а просто американский пилот. Канадец не пойдет. Передаю дословно. К тому же надо учитывать, что Питер сам журналист и в своих статьях столь критически высказывался о Жаке, что приглашать его в собственную команду потом было бы странно.

4. Немного и того и другого. Макс и Берни – два разных человека. Да, иногда они действуют в одном направлении, но глубинные мотивации у них все-таки разные. Один – спортивная власть, другой – промоутер. Не всегда совпадает цель, как вы понимаете. Общее решение ФИА – это точно нет. Ведь что такое ФИА – это, по большому счету, союз национальных федераций. У него есть какие-то представительные органы, вроде Совета, Апелляционного Суда и т.д. Но, по большому счету, решения принимает именно президент после консультации со своими советниками - техническими или финансовыми.

5. Денис и Мосли – и правда враги в прямом смысле этого слова. Конечно, оба поспорят, спроси их об этом. Но все составляющие этого понятия в их отношениях присутствовали. Достаточно сказать, что в недавней истории с порно-публикациями Мосли тут же увидел руку Денниса, которого незадолго до этого наказал ста миллионами за шпионский скандал. Так это или нет – неизвестно, конечно же, но сам Макс твердо убежден именно в заказе Рона…

Александр Азаревич, Санкт-Петербург [11.05 23:06]

Алексей,очень рад Вашему возвращению к трансляциям Формулы-1!!!

У меня несколько вопросов:

1. Не кажется ли Вам, что ситуация с Барикелло в Брауне, повторяет года его выступлением вместе с "Красным Бароном"? И не виной ли этому сам Росс?

2. Есть ли информация, когда же всё-таки "устаканится" регламент? Поскольку "двигателя прогресса" автопромышленности практически нет.

1. Я бы не сказал, что ситуация идентична. И Росс в этом не виноват. Но рано или поздно команда должна будет определиться. Ред булл вряд ли будет вечно уступать тактически, да и Феррари с Маклареном могут подтянуться. Так что Рубенс, волей-неволей, окажется в непростой ситуации. А он уже заявил, что к ней не готов. И его можно понять. Ведь приходя в Скудерию, что бы он сам не говорил год за годом прессе, он все видел изначально на примере Эрвайна. А тут – равенство в Хонде, пока дела не шли. Проблема в том, что Баррикелло совсем не вовремя попал в полосу неудач и маленьких проблем. И последствия будут большими. Вплоть до открытого конфликта. С другой стороны, сход Баттона в Монако, победа Рубенса - и отрыв сократится до четырех очков… Ну а Росс мог ведь взять Сенну и спонсоров, но выбрал Баррикелло. Не затем же, чтобы изначально клеить ему ярлык второго номера…

2. Если не на следующий год – то уже вскоре. Машины-то надо делать. Хотя, в случае раскола, отказникам будет все равно. Регламент себе они создадут сами. А устаканится ли вообще… Такого не будет никогда - регламент постепенно меняется и модернизируется даже в самые спокойные и застойные периоды. Он меняется даже в игровых видах спорта, где ни о какой технике, кроме размера ворот и шипов на бутсах не идет и речи. Все течет, все меняется, и так будет всегда. А двигателя прогресса теперь почти и не будет. Серийные разработки ушли в другую область - альтернативные источники энергии, эргономика, гибриды, пассивная безопасность для пешеходов, ночное видение, автоматическая парковка, езда в потоке, навигация… В общем, КЕРС может стать лебединой песней помощи гонок производству. В самом деле – мотор мощностью 80 лошадей, весом всего 30 килограмм, предельно компактный и предназначенный для функционирования в экстремальных термически-вибрационных условиях, да еще и созданный (в нескольких конкурентных вариантах) всего за полтора года – такое промышленности пока не под силам.

Костянус [11.05 23:15]

Алексей, добрый день!

Последние годы я как-то мало слежу за чемпионатом мира, однако каждое "погружение" все больше озадачивает.. Не кажется ли вам, что FIA своими регулярными ограничениями всего и вся попросту убъет Формулу 1, превратив её в подобие НАСКАРА?..

P.S. Я довольно хорошо помню, сколько негодования вызвал в свое время запрет сликов, но по сравнению с нынешними "нововведениями" это, как выясняется, были ещё цветочки...

Андрей [12.05 10:41]

Здравствуйте, Алексей!

Во-первых рад снова слышать Российский Голос Формулы-1. Давно смотрю трансляции. В связи с этим вопросы: FIA хочет убить Ф1 как гоночный класс? Почему в последние годы принимается столько решений, которые превращают Ф1 из спорта, из высшего пилотажа и гонщиков и конструкторских идей, в мыльную оперу? Почему так сильно меняется регламент и тратятся огромные силы и средства на разработку нового шасси, аэродинамики, а потом говорят об экономии средств? Зачем сначала отмена сликов, затем их возвращение? Зачем придуманы дозаправки, теперь их отменяют? Зачем стандартные блоки электроники, шины, тормоза, двигатели и т.д.? Неужели Ф1 опустится до уровня чемпионатов типа Рено-Клио?

Друзья, я бы все-таки не драматизировал. Вспомните гонки начала 90-х – одна команда везет всем по полторы секунды, поул действительно определяет победителя, все остальные тщетно пытаются скопировать уникальное техническое решение. Чемпионат разбит на пять лиг - по секунде, а то и по две между каждой… И возьмите последние сезоны. Получается – не так плох Мосли, как его малюют? Одно дело – читать про героические времена, про титанов Нюрбурга, про Нуволари и так далее. Я сам обожаю это, но… Вы бы стали сейчас смотреть гонки с невероятно технически разнящимися машинами?

Андрей [12.05 06:07]

Здравствуйте Алексей!

Как вы считаете почему среди российских болельщиков преобладает негативное отношение к политике проводимой ФИА в целом и конкретно Максом Мосли?

Ведь сложно отрицать, что изменения произведенные ФИА сделали гонки интереснее.

Андрей, чуть выше я практически дословно так и ответил. Там много спорного, много противоречивого, много корыстного даже, но результат налицо. И в зрелищности и, что немаловажно, в безопасности. Вспомните аварию Кубицы в Монреале…

Максим Шамкин, г.Алматы [12.05 08:45]

Алексей, здравствуйте! Очень рад возможнрсти задать вам пару вопросов.

1. Как вы считаете, возможен ли реальный бойкот со стороны команд-грандов нового регламента FIA? Макс Мосли славится своей бескомпромисностью, но потерять 4-5 команд, - это, на мой взгляд, похоронит F1.

Кто блефует в данной ситуации?

2. По каким критериям вы сами определяете гоночное мастерство пилота? С вашим опытом и знанием формульной кухни, очень интересно узнать, кого вы считаете лучшим гонщиком на данный момент?

3. Вы наверняка и сам любитель погонять, минимум на карте. Расскажите о вашем личном гоночном опыте и уровне мастерства, как гонщика :)

1. Я думаю, что никто не блефует. Стороны просто обозначили свои позиции и, скорее всего, придут к компромиссу. По крайней мере, я искренне на это надеюсь. Потому что раскол – это путь в никуда. Выше я написал об этом чуть подробнее…

2. Знаете, это настолько сложный вопрос… Я не считаю, что сейчас есть кто-то один лучший. Их целая группа, человек семь-восемь. А критерии, как ни странно, больше субъективные. Результаты-то не всегда зависят от чистого мастерства – тут и везение, и фактор машины.

3. Сам я картингист-любитель. В спортивных гонках не участвую, а в прокатных, любительских – регулярно. Зимой и вовсе не реже раза в неделю. Плюс, тренировки и квалификации. :-) Ну а уровень мастерства – средний. Иногда наша команда выигрывает, иногда приходит в последних рядах. Но лично для меня результат не главное, хотя смотреть дома на Кубки приятно. Но не за счет человеческих эмоций и фэйр-плея. Поэтому в профессионалы не пошел бы, даже будь намного моложе и богаче…

Корнелиу [12.05 17:15]

Добрый день, Алексей. Во-первых, хочу присоединиться ко всем тем, кто уже высказал свое восхищение Вашим талантом комментатора Формулы-1 - на контрасте с предыдущими двумя сезонами трансляций на другом канале это проявилось особенно ярко. Особенно мне понравился первый в этом году выпуск передачи Гран-при: обилие технологических комментариев, глубокий анализ - по всему этому мы очень сильно соскучились.

Теперь собственно говоря вопрос - вы не могли бы рассказать о внутренней кухне взаимоотношений между FIA, FOTA и FOM - какие функции выполняет каждая из этих трех организаций и почему команды терпят все те эксперименты, которые ФИА ставит над чемпионатом? Неужели без господ Мосли и Ко нельзя обойтись?

И еще предложение - несколько раз смотрел гонки Ф-1 на зарубежных каналах. Очень понравилось обилие вспомогательной графики и анимации, в частности в первый раз была возможность наглядно увидеть каков реальный перепад высот в Eau Rouge в Спа. Было бы здорово увидеть что-либо подобное и у нас.

Еще раз спасибо за Вашу работу.

Добрый день! ФИА – спортивная власть, организатор чемпионата. В футболе ведь тоже есть ФИФА, верно? Именно Федерации принадлежат права на наименование Формула-1, чем ФИА очень ловко и пользуется уже очень давно. ФОМ – бывшая ФОА, фактически, неограниченная вотчина Берни, хотя выросла в свое время из ассоциации команд ФОКА, - аналога нынешней ФОТА. ФОМ – правообладатель телевизионной картинки и фактически промоутер чемпионата - именно Берни заключает договоры с трассами, проводящими Гран-при. Ну а ФОТА – это новая попытка команд объединиться. А их союз властям, что спортивным, что коммерческим, невыгоден. Отсюда уже несколько историй по ходу этого года. Вот вам вкратце.

Что до освещения – то мы работаем изо всех сил. В рамках возможного. Когда в Германии пять пилотов, три команды, два Гран-при и по 150 человек от телеканала с четырьмя ПТС на трассах только для собственных передач вокруг официальной трансляции, то можно сделать графику про перепад высот. Когда мы с Вячеславом Русецким вдвоем делаем программу Гран-при, то гордимся и тем, что удается вам показать. Но это – вопрос рейтингов. Если бы они были, как в Германии, то и средства были бы брошены на Ф-1 такие же, чудес не бывает. Просто хотелось бы, чтобы зрители понимали – телеканал "Спорт" и лично Василий Кикнадзе и так очень много делают для гонок. Все эфиры прямые – начинаются заранее и идут до конца гонки. Половина выездов на гонки у комментатора в период кризиса – это очень важно, поверьте!

Хусейн [12.05 18:23]

Здравствуйте, глубокоуважаемый Алексей!

У меня очень простой вопрос! После всего того, что FIA сделала с F1, эти соревнования вам интересны? Или вы уже относитесь к ним исключительно как к работе? Заранее спасибо!

Не поверите, но я даже к регби и биатлону, которые начал комментировать совсем недавно, не отношусь как к работе. Даже к Неделе Спорта, где я вроде как просто ведущий. А уж к Ф-1 - делу моей жизни - и подавно. А насчет интереса - конечно интересны, это даже не обсуждается!

Victor [12.05 20:55]

Здравствуйте Алексей! А зачем вообще нужны все эти технические ограничения в Ф1? Пусть каждая команда использует всё что угодно для достижения первого места, весь технический прогресс, изобретают что-то новое и используют это на практике. Может и в обычную жизнь что-то новое перейдёт. Также и с бюджетом - если нужно потратить 100 миллионов или миллиард, то пусть тратят. А все эти сегодняшние ограничения - это для бедных и бестолковых команд, уравниловка! Что скажете?

Собственно, понемногу чуть выше я уже ответил на Ваш вопрос, но суммирую - никто больше не даст миллиард. Искусственная спекулятивная экономика стоит на пороге краха. Это раз. Смотреть гонки, где одна команда везет три секунды другой, а та – еще три секунды следующей, где половина пелотона борется за 107 процентов будет неинтересно даже большим поклонникам техники. К тому же, эти решения вам все равно не покажут – тайна, конкуренция… Ну а в обычную жизнь тоже ничего не попадет. А в футболе давайте отменим ограничение на количество - для бедных и бестолковых, уравниловка… Зато богатые и умные выпустят игроков 500 сразу, они встанут плечо к плечу, шеренгами и пойдут на ворота соперника…

Александр Филатов, г.Воронеж [11.05 13:03]

Здравствуйте Алексей, у меня к вам 3 вопроса,

1- скажите, те результате которые демонстритруе Дженсон Баттон, обусловлены тем, что у него конкурентноспособная машина и команда всецело отдается гонкам, а не имиджу?, то есть Баттон по моему мнению пилот с очень большим потенциалом, который он с помощью Росса Брауна раскрыл, как Рубенс Баррикелло.

2- как по вашему мнению обяснить то, что Ferrari, при всем опыте в Формуле 1, с 2 замечательными пилотами не демонстрирует стабильно высоких результатов прошлых лет?.

3- Исходя из вашего опыта, Льюис Хамильтон, как только пришел в Формулу 1, побеждал чтобы стать чемпионом, и ему это удалось, но теперь он лицо команды, и всего консерна МЕрседес, может с психологической точки зрения этот груз давит на него, заставляя постоянно прогнозировать последствия своих действий, теряя при этом весь класс как пилота?.

Большое вам спасибо, буду очень рад если ответите, интересно узнать мнение специалиста.

1. Да, потенциал Дженсона велик, но это тот же пилот, что и год назад. Плюс – мотивация и общий душевный подъем, что немаловажно. Но главное – все-таки машина, никуда не денешься.

2. Феррари стала жертвой обстоятельств. Нисходящая спираль, когда аккумулируются ошибки, все валится из рук. Изначально – ставка на КЕРС, не самая удачная машина как следствие количества времени, денег и сил, потраченных на эту систему. А не на аэродинамику, баланс шасси, развесовку. Плюс – сам КЕРС мешает многому из вышеперечисленного. Ну а потом – то одно, то другое. Тактика в квалификации, пит-стопы с дождем и без, заправочные машины, отказы надежных ранее систем… Пилоты никуда не делись, но у них как раз обратная Баттону психологическая ситуация, что тоже объяснимо.

3. Про Льюиса Вы совершенно правы, разве что класс он, конечно, как пилот никуда не теряет. Парня изначально создавали как медиа-продукт, что на каком-то этапе сильно помогало, но это палка о двух концах. Если его окружению хватит ума достойно пройти тяжелый технический период в жизни команды – это будет плюс, если нет, то с того, кто на виду, и спрос выше. Эта цепочка скандалов… Очень жаль, потому что у Хэмильтона действительно высокий потенциал, потому что на самом деле очень и очень сильный пилот.

Михаил г.Норильск [11.05 16:30]

Добрый день Алексей.Прежде хочу поблагодарить за Вашу работу-пока что ни один из комментирующих не смог сравняться с Вами по полноте информации,которую Вы педоставляете во время гонки и стилю подачи-просто интересно слушать -спасибо.

И собственно сам вопрос-не могли бы Вы объяснить то, что происходит сейчас-команда-новичок с не самыми сильными пилотами-опыт я не беру в рассчёт- с первой же гонки захватывают лидерство и не дают таким монстрам как "Ferrari","McLaren" и иже с ними ни единого шанса.Помнится та же "Toyota" с их бюджетом и командным составом-не смогла показать ничего вразумительного-да что там "Toyota"-по моему прецендентов не было.Ваше мнение на данную ситуацию-в чем тут секрет?

Нет, прецеденты все-таки были. Не беру даже 50-е, но еще в 70-х многие начинали мощно. Даже в 90-х Джордан, Заубер, Стюарт стартовали мощно. Хотя, конечно же, не так. Но тут сложились несколько факторов – Росс попал в новый регламент, который как раз всерьез был изменен. В том числе и с его участием, кстати. Плюс команда дебютировала не с нуля, а с научно-техническим потенциалом Хонды, с площадями, мощностями и персоналом. И болид создавался полтора года. После того как РА208 оказалась проваленной, все силы были брошены на РА209. Которая и стала в итоге БГП001. Да еще и с куда лучшим мотором…

Canonir [12.05 17:12]

Что произошло с Феррари? С чем связано их неудачное выступление?

Евгений [12.05 19:00]

Здравствуйте, Алексей.

Очень приятно снова слышать Вас. Ф1 без Попова как-то не так интересно смотреть.

Вопрос. Может я преувеличиваю, но скудерия просто ужасно выступает 2й год подряд в плане командной работы. В прошлом сезоне огромное количество ошибок ( ошибки стратегии, море ошибок на питстопах, даже в начале гонки в Монако и в Китае умудрились напартачить ).

Про этот сезон говорить не хочется. Дважды! не выйти из 1го сегмента просто по глупости. Как по Вашему, может ли пойти феррари на смену руководства в команде? В частности заменить Доменикали. И если да, то кто может претендовать на его мето?

Да, ошибок очень много. Ошибок было много и в прошлом году, вы правы, но их скрадывали ответные подарки конкурентов. Да и машина была куда быстрее. Теперь все очевиднее. Дисциплина, наверное… Конечно, каждый на своем посту делает все, что может, но общий результат разочаровывает. С другой стороны, посмотрите на Брауна. Пару последних гонок он уступал технически Ред Буллам, но смог их переиграть. У Росса вся команда работает, как часы. Исключение – немного перестраховались с дождем в Малайзии, но кроме Глока так было у всех (кроме, опять-таки Феррари, но со знаком минус), и Баттон все равно смог выиграть.

Джахонгир [11.05 17:44]

Скажите, Алексей, как относится Энтони Дэвидсон к шансам Макларена в сезоне. Доволен ли он выступлениями Льюиса? И как он "разруливает" с Энтони Хэмильтоном в спорных ситуациях?

Энтони, являясь третьим пилотом Брауна, любит посудачить с Энтони на предмет обмена местами с его сыном! :-)

Андрей г. Волгоград [11.05 19:49]

Здравствуйте Алексей. Спасибо Вам за Вашу работу! Вопрос такой:не кажется ли Вам, что команды частники в большенстве своем мешают зрелишности гонок.

Нет, мне так не кажется. Даже в эпоху Андреа Мода, Озеллы и Колони. Это был полигон для инженеров, механиков, молодых пилотов. Это были настоящие интересные моменты при обгоне лидерами на круг. А уж теперь–то… Чем мешают, раз частники Браун и Ред Булл лидируют в обоих зачетах? Разве что под зрелищностью Вы имеете в виду только битву Феррари и Макларена за победу… Даже в регби, предельно элитарном виде спорта, Новая Зеландия всего один раз выигрывала Кубок Мира. И это правильно. А иначе – чего же соревноваться-то?

Алексей [11.05 20:48]

Алексей, скажите пожалуйста, доволен ли Энтони Дэвидсон выступлениями своего соотечественника Дженсона Баттона, или он ему завидует и желает неудачи, во благо Льюиса Хэмильтона?

Смотрите выше. :-)

Дмитрий Валеев, г.Бронницы [11.05 20:57]

Здравствуйте Алексей, у меня к вам несколько вопросов:

1. Не считаете ли вы, что Феррари не показывает выскоих результатов не из-за слабой машины (конечно с брауном и ред булом тяжело соперничать, но остальные не слишком уж и быстры), а из-за грубейших просчетов команды?( к примеру последняя гонка история с запракой Массы)

2. Как вы счиатете, когда можно будет увидеть систему KERS на болидах команд Браун, Ред булл и Тайота?

3. Не считаете ли вы, что лидерство команды Браун, не только в хорошей машине и правильной тактике на гонках, но и из-за постоянных ошибок главных конкурентов ( взять хотя бы Тайоту в Бахрейне, где на мой взгляд Тайота просто провалилась)?

4. Как вы относитесь к заявлению команд Феррари и БМВ "уйти из королевских гонок"?

Спасибо Алексей за ваши великолепные репотртажи, смотрю Ф1 с 9 лет=)

1. Дмитрий, я с Вами согласен. Машина не столь уж и слаба. Несколько подиумов должно было быть, не говоря об очках. Просчеты и ошибки действительно как-то странно и парадоксально аккумулируются. Но ведь так же не может продолжаться весь сезон, правильно?

2. Если честно, не удивлюсь, если мы эту систему у них так и не увидим. У Брауна машина просто не рассчитана под нее. Предварительный вариант Хонды с механическим КЕРСом в итоге был основательно переделан, менять его Росс не собирается. Ньюи тоже дал понять, что принять КЕРС его может вынудить только массовый переход на систему всех соперников, а такового пока не планируется. Да и Тойота под своим мы изучаем обстановку, скорее всего, прячет деликатный отказ. Так что увидим в 2010-м, когда мощность системы и время ее использования поднимут вдвое, если, конечно, команды не вынудят ФИА пойти на компромисс и КЕРС вообще не отменят…

3. Считаю. Тойота должна была выигрывать в Бахрейне. А тем более там должен был выигрывать Феттель. И в Испании. А Глок – в Малайзии. И еще Кубица в Австралии. Одним словом, Браун использует все возможности, а конкуренты их упускают. Но история не знает сослагательного наклонения.

4. Ответ на этот вопрос смотрите выше.

Арег [11.05 21:03]

Здравствуйте Алексей.

Вы отличный комментатор,лучше Вас ещё не было и вряд ли будет

Теперь вопросы:

1)Почему так яро Макс Мосли и Co убивают формулу 1? зачем отменять дозаправку?

2)Кому будет интересно,как там гоняются Брауны и Ред Буллы. Зачем все эи поощрения в пользу слабых команд?

3)Зачем вводить ограничения на бюджет? зачем поощрать команды,у которых меньше бюджет?

Ведь это все убивает Формулу-1

И последний вопрос-Какова вероятность,что Феррари или Мкларен покинуть формулу-1 в связи с этими изменениями?

1. Формально, отмена дозаправки – это лишь возврат к ситуации, довольно долго существовавшей в Ф-1. Потому что грамотно пилотировать тяжелый болид (очень тяжелый на первых кругах) – это тоже искусство. Беречь его, беречь резину, стараться свести пит-стопы к минимуму, сэкономив комплект сликов, – это тоже интересно. Но я бы оставил схему этого года…

2. Вы не поверите, но многим интересно. И потом – какие же это слабые команды, если они выигрывают. Вы думаете дело в одном диффузоре? Тогда почему его вообще нет ( в смысле – двойного) на Ред Булле?

3. Ограничения на бюджет тоже нужны, в принципе. Я об этом уже писал чуть выше. Но в предполагаемом формате, с двумя лигами, двумя техническими регламентами – это действительно не дело…

Надеюсь, что ФОТА и ФИА придут к компромиссу, и Феррари с Маклареном, как и все остальные, благополучно останутся. В любом случае - скоро узнаем…

Алексей Плотников, г. Херсон [11.05 22:04]

Здравствуйте Алексей.

Как Вы считаете, имеет ли шансы команда Williams вернуть себе позиции времен Мэнселла, Проста, Хилла?

Спасибо.

Конечно имеет. Еще год назад я бы ответил – нет. А теперь – посмотрите, как все резко изменилось. Ведь Уильямс и в этом году сделал хорошую машину, с правильным толкованием регламента. Но не получилось. Не смогли реализовать. Кадзуки не потянул, Нико чуть-чуть не повезло. Но в будущем все возможно. Тем более, если ультиматум Феррари и Ко не пройдет и в Формуле-1 останутся немногие из нынешних игроков…

Екатерина [11.05 23:48]

Алексей, день добрый!

Кто Ваш любимый гонщик и насколько, по Вашему мнению, изменились гонки с уходом Михаэля?

Спасибо.

Любимый гонщик? Из исторических персонажей – Жиль Вильнев. Кроме того, в самом начале своей работы я, что греха таить, болел за Жана Алези. Но постепенно боление за конкретных людей ушло, растворилось в куда более сильном чувстве – болении за Формулу-1 целиком. Я на самом деле переживаю за борьбу, за интерес. За то, чтобы все было максимально непредсказуемым, чтобы интрига сохранялась до последней гонки, до последнего поворота. В этом смысле прошлый год стал просто эталоном. Такое, наверное, никогда не превзойти.

Ну а уход Михаэля… Боюсь высказать крамольную для его поклонников мысль – гонки не сильно изменились. Пришли другие люди – да. Но качественно? Нет. Ф1 выше любой отдельно взятой личности, сколь бы удачливой, сколь бы легендарной уже при жизни она не была.

Дмитрий Лебедев, г.Рязань [12.05 00:17]

Здравствуйте, Алексей! Очень рад, что вы вернулись к комментариям Формулы-1, без Вас просто выключал звук и пытался комментировать в вашем стиле)

Вопрос, который я хочу задать, волнует меня с 2004 года. Я сумасшедший любитель статистики, и обожаю, когда всё по полочкам. В 2004 году один из фаворитов - Ярно Трулли - по ходу сезона поменял команду. В Тойоте он тогда очков не набрал, и понятно, что шестое место в чемпионате пилотов числится за Рено. Но если бы он набрал в Тойоте хотя бы одно очко - засчиталось ли бы Тойоте также шестое место?

Как, вообще, решаются подобные ситуации? Это я помятую чемпионат 54-го, когда титул присвоили двум командам, но там более-менее понятно - выступления Фанхио в обеих было примерно равным.

Спасибо)

Не совсем понимаю, что значит засчиталось бы Тойоте шестое место. Посмотрите официальные протоколы ФИА. Там в личном зачете пилотов вообще нет строчки про команды. Хоть на всех десяти болидах набирай очки – в твой зачет пойдут все твои очки. А вот команда может записать на свой счет в кубке конструкторов те очки, что набрали на ее машинах все пилоты, что выступали за нее в чемпионате. Но только в тех гонках, - где они выступали за нее. :-) И насчет Фанхио – его титул никому не присвоили. Это его титул – и все. Просто в скобках пишут за какие команды он в том сезоне выступал. Титул команд тогда был просто неформальным. Производители получали денежные призы, получали клиентов-покупателей, получали престиж. Но не награду. Для исправления этой ситуации с 1958-го и ввели понятие Кубка Конструкторов. Кстати, Кубком мы его именуем теперь по привычке - официально он так же называется Чемпионат Мира. Просто один зачет – Пилотов, другой – Конструкторов.

Сергей, г. Одесса [12.05 01:30]

Здравствуйте !

Прокомментируйте, пожалуйста, высказывания "плаксы" Баррикелло на счет повесить шлем на гвоздь, если вскроется "тайный заговор" против него ?

Спасибо!

Ну Вы же уже прокомментировали и даже навесили ярлык - что Вы хотите, чтобы я Вам сказал? Что я, в отличие от Вас, очень уважаю этого пилота и человека? Пожалуйста - я его очень уважаю.

Василий Екатеринбург [12.05 09:15]

Здравствуйте Алексей!

Наше почтение и уважение Вам за профессионализм! "Российский голос формулы один" уже узнаваемый бренд нашего времени!

Прокомментируйте, пожалуйста, феноменальные результаты Brawn GP и возможные причины откровенного провала Скудерии. Спасибо.

Российский голос Формулы-1 – это телеканал "Спорт". И это, к счастью, уже действительно узнаваемый бренд нашего времени.

Поищите, пожалуйста, чуть выше, я там уже написал и про Браун, и про Феррари

Антон Дроздов [12.05 10:27]

Алексей, добрый день!

Мои вопросы:

1. Насколько правда и каковы шансы Фернандо Алонсо заключить контракт с 2011 года с командой Феррари?

2. Кого Вы считаете в свовременной Формуле 1 самым талантливым пилотом (можно несколько Фамилий)?

3. Ваше мнение относительно лимитирования бюджетов команд в сезоне 2010 года?

4. Ваше мнение относительно высказывания Макса Мосли о том, что Формула 1 проживет и без Феррари?

5. Ваще мнение относительно причин кризиса в стане Феррари?

Буду очень признателен, если ответите на мои вопросы.

Вся моя семья Ваши фанаты.

Было очень плохо без Ваших комментариев в сезоне 2007-2008 год.

Вы также очень профессионально комментируете соревнования по биатлону.

У нас в стране два самых лучших спортивных комментатора это ВЫ и Дмитрий Губерниев! Вы - Настоящие проффи своего дела.

СПАСИБО ВАМ за интересные репортажи!!!

1. Думаю, что эти шансы велики. Но не на сто процентов, отнюдь.

2. Среди 20 пилотов есть, дай Бог, три-четыре, которых я считаю ЧУТЬ менее талантливыми, чем остальные. Но и эти ребята – пилоты высочайшего уровня. Причем, уверяю, этот ответ искренний, никакой политкорректности. Просто это действительно так. Как-то у меня спросили - неужели в Ф1 все решает только машина, а пилоты – эдакие мистеры Смиты. Я ответил тогда и повторю сейчас – нет, пилоты – это просто все эдакие Нео…

3. Уже писал выше. Вкратце – лимитирование – вещь нужная, полезная и неизбежная. Но не в таком виде, в котором она предложена ФИА на 2010-й.

4. Формула-1, конечно, проживет и без Феррари, тут Мосли прав. Вопрос в том, как долго она сохранит в таком случае свой статус глобального спорта. Как скоро превратится в аналог Чемпкара последних его сезонов…

5. Про кризис в Скудерии тоже уже написал пару раз чуть выше, посмотрите, пожалуйста.

Павел [12.05 13:22]

Здравствуйте Алексей! Как вы оцениваете перспективы Рено в этом сезоне?

Надеюсь, команда сможет прибавить. Алонсо не устает повторять, что во второй половине прошлого года набрал больше всех очков. И это действительно так. Да, там помогли и ошибки конкурентов, слишком занятых сражением за титул, но и сам он был в ударе, и команда смогла всерьез прогрессировать. На этот раз первая версия обновления реального результата не принесла. КЕРС и вовсе сняли на неопределенное время. Но потенциал еще есть. Хотя выигрывать гонки на постоянной основе не получится, скорее всего, и под занавес сезона. Даже просто бороться за подиумы, учитывая уровень конкурентов, будет серьезным достижением.

Еук Ет Им, г. Ёнгхам, Южная Корея [12.05 14:36]

Здравствуйте, Алексей!

В следующем сезоне число команд должно увеличиться. Поможет ли это открыть новые таланты уровня легендарных Джованни Лаваджи и Жан-Дени Делетраза?

Сарказм понятен. Думаю, что откровенно платных пилотов быть не должно. Кроме как если Ф-1 расколется и ее ФИА-часть наводнят команды из ГП2. Но! При всей иронии, конкретно по поводу Делетраза и Лаваджи я бы не острил. У обоих очень интересная судьба и карьера, оба – настоящие энтузиасты автоспорта. И неплохие пилоты, если, конечно, не брать уровень самой вершины.

Александр [12.05 14:36]

Добрый день, Алексей!

1. Возможен ли на самом деле уход Феррари, если не будет найден компромисс? Или всё гарантированно ограничится громкой риторикой?

2. Что Вы думаете об идее "мирового двигателя"? Может ли такое однажды быть реализовано? Может ли такое быть реализовано вне Формулы 1?

3. Хочу сказать Вам большое спасибо за Вашу работу в качестве комментатора! Насколько я как болельщик могу судить Вы делаете свою работу превосходно! А как Вы оцениваете с профессиональной точки зрения работу господ Каминского и Кабановского?

4. Как Вы оцениваете постепенное освоение Формулой 1 новых стран и постепенный уход с классических трасс? Что Вы думаете об идее ночных гонок вообще и о первой ночной гонке в частности? Большинству, по-моему, она понравилось, но была и критика (со стороны Феррари, если я не ошибаюсь).

5. Как Вы думаете, удастся ли команде Williams создать эффективную KERS на основе маховика? Какие преимущества и недостатки у обладания системой, отличающейся от аналогов, разработанных соперниками? Были слухи, что руководству чемпионата "маховиковый принцип" нравится больше и, если KERS будет унифицирована, то, возможно, за основу будет взята именно система Williams.

Большое спасибо!

1. Про уход и компромисс я уже писал. Надеюсь, что до катастрофы не дойдет…

2. Мировой двигатель – это, мягко говоря, странная идея. Турбо – вообще очень специфическая вещь. А один и тот же блок с разным давлением наддува… Экономия налицо, но это уже перебор. Просто перебор.

3. Спасибо. Никак я с профессиональной точки зрения работу других журналистов не комментирую - это неэтично. Разве что работу моих коллег-друзей, да и то лично им, в приватной беседе, а не публично.

4. Я за расширение географии. Однозначно. Но в моей личной концепции противоречия с европейской классикой нет - мне бы вообще хотелось календарь из 25-ти Гран-при… Я за ночные гонки. И Сингапур мне понравился. Но иначе и быть не могло – концепция уже давно и успешно зарекомендовала себя в целом ряде ведущих авто- и моточемпионатов.

5. Было бы очень интересно наконец-то увидеть эту систему. К тому же, Уильямс, в отличие от многих других, о ком я уже писал тут выше, отнюдь не противится самой идее KERS. Более того, эта команда вроде бы всерьез нацелена на скорейшее внедрение разработки. Просто она сырая… Очень надеюсь, что это отговорки. Про унификацию КЕРС я тоже слышал, но, учитывая как раз отставание этой системы, речь скорее шла бы о Макларене. Кстати, они единственные, чья система отработала на всех пяти Гран-при и вызывала только положительные отзывы в своей команде.

Андрей, г. Ижевск [12.05 14:44]

Здравствуйте, Алексей у меня 2 вопроса

1. Кто на данный момент сильнее как гоньщик Хэмильтон или Феттель?

2. Много ли в современной формуле зависит от гонщика? вот например, Кубицу в прошлом году возносили до небес, а в нынешнем о нем пресса и не вспоминает, и, наоборот про Баттона уже который год никто не вспоминал и внезапно он стал "звздой"

1. Кит или слон – вот в чем вопрос! :-) Не обижайтесь, но сильнее - столь растяжимое понятие, что дать на него однозначный ответ просто невозможно. Оба невероятно сильные и перспективные пилоты.

2. Вы правильно сами ответили. Зависит не очень много, а пресса и болельщики склонны к преувеличениям. Да, Дженсона уже списали, но он доказал, что с хорошей машиной может преобразиться. Да, Кубица занервничал и стал чаще ошибаться, но ему тяжело привыкать к такому после хорошего болида. Но то же самое можно сказать и о вашей паре из первой части вопроса. В прошлом году Феттель был один из, а Льюис – чемпион мира. Сейчас роли поменялись – за титул сражается Себастьян, а Хэмильтон чуть позади. Но не стал же он пилотировать хуже, правда? Просто, как я уже писал выше, плохих пилотов в Ф-1 нет!

Павел, г. Череповец [12.05 17:28]

Добрый день, Алексей.

У меня 3 вопроса:

1. Как Вы лично оцениваете вероятность возвращения в лидеры чемпионата Ferrari и Mclaren в следующем году?

2. Каковы шансы Braun GP стать топ легендой на долгие годы или же это просто удачное стечение обстоятельств, связанное с глобальным изменением регламента?

3. Что на Ваш взгляд важнее, команда инженеров + системный подход или же гении типа Ньюи?

Заранее спасибо.

1. Если они останутся в Формуле-1, на что я искренне надеюсь, то вероятность очень высока.

2. Тут пока вопрос. Но учитывая уровень организации дела у Росса вообще, думаю, что он не повторит предыдущее падение БАРа после своего пика, или аналогичной истории у Тойоты. Не факт, что Браун будет год за годом побеждать в одну калитку, но моментально скатиться в аутсайдеры команда тоже не должна.

3. Это одно и то же. Вы думаете, что Ньюи сам рисовал болид? Это и был системный подход команды инженеров, общее руководство которым, благодаря своему огромному опыту, осуществлял Эдриан. Так же, как и у Брауна – сам Росс хорош как организатор, как человек, принимающий последнее решение. Но как инженер-одиночка он вряд ли смог бы создать конкурентоспособный болид современной Ф-1.

Алексей г.Воронеж [12.05 18:02]

Здраствуйте Алексей!!! Уже болле 10 лет смотрю Ф1 и во многом смотреть стал благодаря вашим комментариям.

Уменя несколько вопросов:

1.Новые правила с 2010г. не убьют-ли индивидуальность команд и не сделают шаблонными гонки, где победитель будет определен на 99% поулом??

2. Интересно, Браун ГП в этом году конкуренты не брали в расчет, или все действительно из-за нестандартных диффузоров.

3. Как вы относитесь к уже целой череде отвратительных Поступков Льюиса, не считаете -ли, что его нужно было наказать длительной дисквалификацией, ведь всякие грязные штучки у него из-за безнаказанности вошли уже в привычку.

Спасибо.

1. На первый вопрос я уже отвечал выше.

2. Я думаю, что конкуренты брали их в расчет с первых же тестов. Но от этого они не могли поехать быстрее, а Брауны - медленнее. И скорость отличается не только, и даже не столько из-за диффузоров. Это просто часть целого, часть удивительно продуманной и гармоничной машины. Легкой в пилотаже, легкой в настройках. Бережной с резиной, наконец.

3. Ну, я бы так не преувеличивал. Мельбурн продемонстрировал типичное поведение любого пилота. Поверьте, никто из них в идентичной ситуации не пошел бы против команды, если бы ему сказали молчать. Меня лично покоробило только одно – его отношение к Рону. Учитывая их историю - что одного, что другого, учитывая их совместную историю… Но я склонен относить это на счет Энтони. Но не Дэвидсона. :-)

Юрий [13.05 06:04]

Алексей, здравствуйте. Читал в интернете о том, что в Williams не очень довольны Росбергом, причем подкреплено это мнение цитатами боссов команды. Так ли это?

Я думаю, что не так. Нико совершил пару помарок, пару раз не смог выйти на нужный ритм. Но в этом году такие эпитеты можно отнести и на счет Баррикелло. И Феттеля. Не говоря уже о пилотах Тойоты, Феррари, Макларена. Тем более, когда в команде есть Кадзуки, как эталон, быть недовольными Росбергом – это сильно.

Сергей, г.Магнитогорск [12.05 07:48]

Алексей, здравствуйте.

Очень рад, F-1 снова на телеканале "Cпорт".

Вопрос у меня такой:

Понимаю, что Вы уже довольно много говорили о ситуации с новыми диффузорами,но не могли бы Вы вкратце еще раз эту ситуацию прояснить. В частности - как в технически, практически полностью, регламентированном чемпионате ряд команд вносит такие изменения в конструкцию машины? Или как раз тут тот случай, когда регламента нет и появлется пространство для конкупенции?

Регламент очень сильно изменился как раз в это межсезонье. И ряд команд нашли в нем зоны серых дыр. Использовали это во благо. И смогли доказать в суде, что их трактовка была правильной. Кто-то скажет, что множественное число – это казуистика, но ведь они правы, там это стояло именно во множественном числе. И отверстия или зазоры между плоскостями – из той же оперы. Плюс ФИА, конечно же, не стала обрубать эти команды, чтобы несколько перетасовать колоду, чтобы одна и та же масть не выпадала козырем который год подряд. Да и внести раскол в ФОТА всегда полезно…

Алексей Ж. Екатеринбург [12.05 14:09]

Здравствуйте Алексей!

Скажите пожалуйста, какое приемущество даёт двойной тиффузор используемый сейчас? Спасибо.

Вкратце – позволяет воздуху из-под днища быстрее эвакуироваться, создает некоторое разряжение и увеличивает, соответственно, прижимную силу, частично эмулируя пресловутый граунд-эффект. Хотя, конечно, никакого сравнения с юбками до земли и турбиной-вентилятором тут нет и близко.

Николай Полевой [13.05 09:35]

Сперва комплимент. Вы действительно лучший комментатор (обозреватель, аналитик, трактуйте как Вам больше нравится) российского телевидения. Теперь простой вопрос:

Так помогает ли пилотам пресловутый КЕРС? Или мешает?

Очень неоднозначные отзывы. В зависимости от ситуации – то помогает, то мешает. Старт, обгон, оборона, квалификационный круг – плюс. Обычный пилотаж – минус от негативных эффектов массы, развесовки и центра тяжести. Это отрицательно влияет, судя по всему, и на надежность многих систем болида в целом. И даже, похоже, на износ резины… К тому же, многое зависит от трассы. И еще – КЕРС, судя по всему, очень разный у БМВ, Макларена и Маньетти-Марелли (Феррари и Рено). И я даже не говорю о мифическом маховике, который пока Уильямс так и не внедрил…

Эдуард [12.05 19:02]

Здравствуй Алексей! Спасибо за коментарии, думал если будет коментировать Кабановский, то смотреть Ф1 больше не буду. С каждым годом боллид Ф1 становится все более обтекаемый, появились и колпаки, а вот резина низкопрофильной не становится, почему? Очень не хватает решительных и непремеримых гонщиков.

Второй вопрос почему так мало показывают телеметрию?

По "керсу" Система спорна, потому, что при зарядке аккумуляторов создается дополнительное сопротивление, а как показывают в гонке заряд происходит во время разгона на прямых. Или я не прав?

Про резину - тут сломано очень много копий. Есть спецификация. В ее рамках поставщик (в нашем случае единый - Бриджстоун) и поставляет свои изделия. Кстати, со следующего года профиль станет чуть ниже спереди.

Про телеметрию – мне тоже интересно. Но тут уже повлиять невозможно. Все телекомпании получают единый сигнал. Можно, если это позволяют условия договора, добавлять свои вкрапления видео: например, интервью пилота после его схода с собственной камеры в паддоке. Но телеметрию – нет. Ни одна команда просто никому ее не даст, кроме официальных броадкастеров Берни.

Про заряд мы с помощью зрителей разобрались после Мельбурна. Батарейка на графике на самом деле показывает не заряд как таковой, а просто регламентное время – шесть с небольшим секунд на круге, когда КЕРС можно использовать. В момент пересечения отсечки на стартовой прямой батарейка целиком заполняется заново, и можно опять использовать шесть секунд. Что до заряда, как такового, то мы его не видим. Но пополняется он, конечно, не на прямых, а в моменты торможения, в чем и был смысл системы КЕРС. Это не просто аккумуляторы и электромотор, это именно рекуперация кинетической энергии.

Никита [11.05 19:51]

Здравствуйте, Алексей,

большое спасибо Вам за Ваши репортажи! к сожалению, ввиду того, что сейчас проживаю в Германии, их не получается смотреть, но могу с уверенностью сказать, немецким коллегам до вас далеко: как в плане эмоционального накала репортажей и "обеспечивания зрелищности через комментирование", так и в области профессиональных знаний. Пользуясь возможностью, хочу задать Вам несколько вопросов:

1. Вы в этом спорте уже очень давно, чемпионаты каких лет было интереснее всего комментировать? не кажется ли Вам, что эра доминирования Шумахера и Феррари (хоть я и болею за эту команду) была своего рода ударом по Ф1 в плане зрелищности?

2. Являются ли разговоры о том, что система KERS повышает количество обгонов и тем самым зрелищность гонок, своего рода лукавством, т.к., как мы видели по прошедшим гонкам, пилотам с KERS возможно и легче обгонять соперников, зато пилоты без KERS подолгу мучаются, обгоняя более медленные болиды с KERS? Не стоило бы руководству Ф1 честно признаться, что смысл KERS - это скорее развитие технологий, которые можно внедрять в серийное производство, тем самым увеличивая экономичность серийных авто - что, в-общем-то, вполне благородная цель, вполне оправдывающая введение KERS.

3. Последняя гонка в Испании показалась откровенно незрелищной, и виной тому - при всей любви к Барселоне как к городу - не болиды и не пилоты, а именно трасса. Как Вы оцениваете шансы того, что руководство Ф1 будет последовательно расставаться с неинтересными трассами в календаре и переходить на треки, в большей степени доброжелательные к обгонам и борьбе.

С уважением,

Никита

1. Совершенно серьезно – мне было интересно комментировать все чемпионаты, которые довелось. Даже 1992-й с его чудовищным доминированием Уильямса-Рено с активной подвеской и Найджела Мэнселла, громившего Риккардо Патрезе в отсутствие другой конкуренции.

2. Согласен с Вами, сам писал об этом чуть выше. А еще один смысл – показать якобы приверженность зеленым идеалам в возможных спорах с щепетильной в вопросах экологии Еврокомиссией. Притом, что КЕРС экономит 0,026 литра на круге. То есть, где-то полтора литра за всю гонку… При расходе в 70 литров на сотню, то есть, 200 литров за Гран-при!

3. Согласен и здесь. Я бы тоже оставил Монмело на тесты. Но этого не будет. Филипп Гюрджян, друг Берни и промоутер Гран-при Испании, в одном из интервью сказал, что Барселона – чуть ли не один из трех по-настоящему рентабельных Гран-при… Сам город с его кипящей жизнью, сотни отелей на соседнем побережье, разгар туризма, международный аэропорт, автобан и поезда у самой трассы… В общем – гонке быть. А жаль, согласен. Но что говорить, если настоящий гоночный с большой буквы трек в Шпильберге потерял место в календаре, а Венгрия гарантировала его себе на неопределенное время…

Нина Бакурская [11.05 16:36]

У меня два вопроса Первый. Когда появится девушка-пилот в Формуле 1, про то что она выиграет у мужчин я не спрашиваю, это понятно, так как наукой установлено, что женщины водят лудше. Второй. Какие перспективы попасть в Ф1 у Виталия Петрова из GP2, он финиширует в очках, но приглашают на следующий год не его, а Нико Хюлькенбера. Почему?

Вот потому-то мужчины ее и не пускают, что тоже знают, что наука установила. Боятся, что она тут же у них выиграет. А если серьезно, то в истории Ф-1 было четыре девушки (последний раз – Джованна Амати в начале 90-х) и даже пол-очка у Леллы Ломбардии в 70-х. На самом деле Берни был бы счастлив, если бы была хотя бы одна реально быстрая девушка, американцы вон выжимают из Данники Патрик все возможные рекламные соки. И неважно, что она чаще в стене, чем на подиуме, что постоянно устраивает скандалы на пит-лейне. Главное – едет почти на уровне лучших, даже один раз выиграла. Но проблема в том, что в Ф-1 стандарт чуть выше. А многочисленные девушки на подходе – Кэтрин Легге, Пиппа Манн, Сара Фишер, Ванина Икс, Сюзи Стоддарт, оказывались все-таки слишком медленными для Ф-1. Сейчас реальная надежда – это Наташа Гашан, племянница Буэми. Она ехала во всех младших формулах совсем на уровне. Теперь еще пара ступенек и если она выдержит, то дальше ей действительно помогут - хотя бы из маркетинговых соображений.

Персективы у Петрова есть, но приглашают ведь не только Хюлькенберга. И потом, Ф-1 – это не единый механизм, это много разных команд. У каждой свои системы ориентиров, договоров, координат. Если появятся новые команды – будет легче. Запрет тестов ударил по тестерам, но как раз для новичков было сделано исключение. И это правильно.

Рустам [12.05 13:48]

Здравствуйте Алексей!

Спасибо Вам за ваши репортажи, всегда с удовольствием вас слушаем и восхищаемся Вашему умению вести столь увлекательные репортажи говоря исключительно о Формуле-1 и не отвлекаясь на неимеющие к гонкам никакого отношения темы, как это частенько делают футбольные комментаторы.

Мой вопросы:

1.Насколько велика вероятность появления Гран-При России? Уже немало трасс должно строится - и в Санкт-Петербурге, и в Волоколамске. Продвигается ли строительство этих автодромов?

2. И такой же вопрос относительно наших гонщиков - есть несколько молодых и талантливых ребят, которые наверняка смогут достойно выступить. Что будет влиять на возможность их появления в гонках: талант или все же финансы, которые могут прийти с гонщиком в команду?

3. И последний вопрос - какова вероятность появления новых команд в следующем или же ближайших сезонах?

Александр [11.05 17:30]

Здравствуйте, Алексей.

Скажите, пожалуйста, почему Россия до сих пор не участвует в формуле-1 и не имеет своей трассы? И вообще когда-нибудь эта ситуация изменится?

1. Друзья мои, Гран-при России - это настолько больная тема, что ее даже обсуждать больно… Я только начинал комментировать, когда всерьез делали трассу на Воробьевых горах. А потом – прямо как грибы, одна за одной. Целый альтернативный фэнтези-чемпионат можно было бы провести по этим фантомным трассам. Самый же красивый, самый реальный проект был в Нагатинской пойме. Но и он… А так, если уж до кризиса ничего и не построили, даже заложили лишь трассы чуть более скромного, чем Гран-при, уровня - Домодедово и Волоколамск, - то теперь, боюсь, не построят еще очень долго.

2. Насчет пилотов – это комбинация таланта и финансов. Автоспорт вообще очень затратная вещь. Пилот без спонсоров не может пройти через сито низших категорий – бюджеты там под силу только единичным и очень богатым семьям. Поэтому к порогу Ф-1 обычно подходят, с одной стороны, и очень талантливые пилоты, и имеющие свой спонсорский пул - с другой. Дальше – вопрос везения. Иногда и члены юниорских программ команд Ф-1 остаются за бортом, и чемпионы младших серий, а кто-то вдруг без особой поддержки или правильной национальности или титул берет, или попадает в святая святых. И иногда осваивается там куда лучше чуть более раскрученных соперников.

3. Вероятность новых команд очень высока – Берни и Макс за них бьются. Даже если Ф-1 не расколется, команды все равно появятся. Не знаю, как американский проект, но Ричардс и Лола - да. И, может, еще пара команд из ГП-2…

Отвечая на вопрос Александра, я могу сказать, что когда-нибудь ситуация изменится. Причем не скорее всего, а наверняка. А почему Россия не имеет своей трассы – это другой вопрос. До 1917 года мы шли по всеобщему пути развития. Потом – по кардинально другому. Не хочу плевать на страну СССР, в которой я родился, - были и 1945 и 1961, и Буран и Мир. Было величие. Но оно было построено потом, во многом вопреки той революции. Те люди совсем не собирались строить ничего подобного. Они разрушали намеренно и сознательно все созданное десятками поколений наших предков. Они разрушали генофонд нации. Заодно под всеобщий топор попали и скромные ростки автогонок. А потом, даже в послевоенные периоды расцвета, было не до этого. Какие-то внутренние истории - да. Гонки, машины - да. Но политическая изоляция, сложность и нежелание сделали свое дело. Почему теперь не возродилось? Трудно сказать. Наверное, тоже не всегда о деле думали в первую очередь. Но тенденция есть. Она позитивна. Просто разом вычеркнуть десятилетия простоя не так-то и просто…

алекс4 [12.05 21:41]

Здравствуйте Алексей! у меня два вопроса 1- возможно ли проведение хоть в отдаленной перспективе гран-при России? 2-что все -таки с Фелипе Масса-машина неработоспособна или проигрыш Хемильтону на родной трассе сказыватся до сих пор.

В отдаленной перспективе – возможно. Но чем больше мы тянем, тем сильнее отдаляется эта перспектива. Кто реально хотел построить трассы, тот за пару лет их построил, на наших с вами глазах попал в календарь чемпионата и теперь благополучно проводит гонки. И таких новых и хороших трасс становится все больше. А из оставшихся процент невычеркиваемых монументов тоже растет. Резко же расширять количество этапов ни гоночные власти, ни команды не хотят. Вывод – надо было начинать вчера. Хотя, наверное, еще не поздно и сейчас.

У Фелипе и машина не очень едет, и команда все время ошибается. Он уже мог бы иметь очков 15 вместо трех. И идти вровень с пилотами Тойоты и Уэббером, что в условиях изначальных проблем с F60 было бы весьма достойно. Так что, думаю, последствия Гран-при Бразилии он преодолел. Может быть, даже крепче стал, закалил свой южный и горячий характер. Хотя таких нескольких секунд, как после его победы и до финиша Льюиса впереди Тимо, и врагу не пожелаешь…

Мороз [11.05 20:12]

В качестве преамбулы. Недавно пересматривал Гран-При Сан-Марино 1994, в котором погиб Сенна (вечная ему память). Комментировали Николай Попов и Лев Шугуров. Если отрешиться от произошедшей трагедии, то было любопытно и смешно слышать от уважаемого Льва Михайловича сентенции о чуждых русскому языку терминах из мира Ф1: "это странное слово уорм ап", поул позишн, пит стоп, пейс кар и прочих. Взамен было предложено употреблять: прогревочный круг, первое место, остановка для ремонта и пожарно-спасательная машина. Утверждалось также, что негоже засорять речь словами слип стрим и оверлэп ))).

В 2009-м подобное слышать довольно забавно. За 15 лет и телеведущие продвинулись, да и зрители стали лучше разбираться в мире Ф1. Кстати, в этом есть и ваша заслуга, спасибо. Как вы считаете, каковы нынешние российские поклонники Ф1 в сравнении с европейскими фанатами, бразильскими, в плане эрудиции, увлеченности? Много ли изменилось за вашу бытность российским голосом формулы? Изменилось ли с годами отношение западных коллег? Прямо говоря, насколько мы ушли от влияния местечковости нашего автоспорта.

Изменилось очень многое. Теперь у нас те, кто увлекаются гонками, порой разбираются в них на порядок лучше западных фанатов. Потому что наш народ изначально гораздо талантливее и глубже вникает во все. А интернет во всеобщем распоряжении – только не поленись почитать, подумать. У нас не ленятся, а на западе, зачастую, скользят по верхам. Хотя настоящие энтузиасты, конечно, есть и там. Как есть и у нас поверхностное отношение. Но у любого человека и так много дел в жизни. Не всем же нравятся гонки настолько, чтобы вникать в них досконально. Многие посмотрели Гран-при и выключились из этого мира на две недели. Отношение западных коллег не изменилось - оно и так было позитивным. К счастью, в отличие от их правителей, образованные люди за границей не демонизируют нашу Родину и относятся к ней хорошо. И если видят в тебе интересного и достойного собеседника, то и пускают в свой круг без всяких обиняков. Не знаю, как в политической журналистике, но в спортивной это так.

Дмитрий [12.05 09:21]

Алексей, вопросов задавать не буду, но хочу воспользоваться случаем чтобы сказать: В Вашем деле вам просто нет равных! Ваш профессионализм, колоссальный объем знаний, и наконец настоящая любовь к автоспорту, передающаяся нам, зрителям - все это делает трансляции гонок такими увлекательными! Огромное Вам спасибо за Вашу работу, смотреть Формулу 1 с Вашими комментариями - это что-то. Да что уж говорить, я уже давно не могу себе представить гонки без Российского Голоса Формулы Один! Всяческих Вам успехов!!!!

Спасибо и Вам за теплые слова! Очень приятно, правда!

Артем, г.Ярославль [12.05 12:47]

Здрайствуйте, Алексей, очень благодарны за вашу работу. У меня к вам пару вопросов:

1. В последнем гран-при пару раз случалось так, что включали трансляцию радиообщения пилотов и вы при этом не делали пауз. Это было связано с тем что у вас много мониторов за которыми нужно следить или что то изменилось в отличии от других гонок, где такого не наблюдалось? (в вашем профессионализме как комментатора я ничуть не сомневаюсь, просто моменты эти немного удивили)

2. Я понимаю что кроме работы есть и личная жизнь, и что эфира слишком мало что бы комментировать многие моменты жизни Ф1, что даже отдельной программы на телеканале не хватает для этого. Вот и подумал: а не думали вы создать свой подкаст? Где можно было бы свободно комментировать все то многое что происходит, а нам вашим почитателям вас слушать чаще и слышать, как ваше мнение, так и новости "русским голосом ф1". Будите ли его создавать, или нагрузка уже не позволяет это делать?

3. что по вашему мнению может увеличить обгоняемость и напряженность в гонках? Чесно говоря складывается ощущение что обгонов все меньше и меньше с каждым годом.

1. Именно в последнем Гран-при были некоторые проблемы со звуком. Я был вынужден включать его в наушниках только в момент переговоров – иначе там шло страшное эхо и рев моторов. Поэтому про тим радио я узнавал только из таблички на экране и тогда прибавлял себе звук. Но стоило в этот момент посмотреть на технический монитор с позициями пилотов, в свою табличку, и не заметить слово "тим радио", как половина диалога для меня пропадала, увы. А понять там и так было очень сложно из-за шума… Рад, что хотя бы ключевые моменты вроде Джока Клиа с планом Б для Дженсона и Роба Смедли с повышенным расходом у Фелипе мы с вами вместе услышали. А представьте сотни моих коллег пишущей прессы из пресс-центра, где ФИА запретила включать звук. И введя тим радио, свой запрет не отменило. И вот они смотрят гонки в тишине. И, в отличие от всех телезрителей всего мира, так и не знают про план б, про топливо и так далее…

2. У меня на сайте канала есть свой блог и я пишу туда по мере возможности свои мысли, так что заходите, читайте, и спасибо Вам за интерес.

Яна, г. Тольятти [12.05 14:42]

Алексей, у меня к Вам не очень-то и вопрос: Вы не думали, чтобы взять Дмитрия Губерниева в соведущие?

Ну мы с ним и так соведущие – вместе ведем по очереди Неделю Спорта, а в конце года - Золотой Пьедестал. Если же вы имели в виду совместную работу комментаторов, то Дима просто не очень любит автогонки, как и я, например, греблю. Но люди ведь не обязаны любить все виды спорта, правда? Это нам не мешает относиться с огромным уважением к работе друг друга и как раз вместе комментировать то, что любим мы оба – биатлон.

Алексей [12.05 14:43]

Добрый день, Алексей!

Нельзя ли перенести передачу о F1 (Гран-при) на более позднее время? На мой взгляд, время выбрано крайне неудачно. Можно ли увеличить её продолжительность?

Знаете, очень много подобных вопросов приходят к нам на мэйл программы. Но у канала есть своя программная политика. Она зависит от рейтингов, от прямых трансляций соревнований и так далее. И время выхода и хронометраж программы отражают определенные реалии. Так что пока вот так. С другой стороны – это ведь здорово, что программа вообще есть в прямом эфире на федеральном канале и на постоянной основе.

Кирилл [11.05 20:35]

Здравствуйте, Алексей!

В первую очередь хочу поблагодарить Вас за Вашу работу - Вы лучший комментатор на российском ТВ. Мой вопрос: в этом году "созрел" до того чтобы съездить на один из этапов Формулы и увидеть все собственными глазами...Подскажите, пожалуйста, как лучше это осуществить? Самому покупать билеты на этап, на самолет, бронировать гостиницу или поехать с группой, заказав все через какой-нибудь сайт? Если второе, то через какой?=)

Заранее спасибо за ответ.

У нас есть сайт, вернее даже, группа энтузиастов, что-то вроде открытого клуба, который уже много лет организует поездки на Гран-при. Причем, исходя из Ваших средств. Поищите в сети - обязательно их найдете. По крайней мере, такие группы я видел на каждом Гран-при, летал вместе с ними на одних самолетах. Путешествия на Ф1 – давно уже прочно вошли в быт российских фанатов.

Людовиг [11.05 22:55]

Скажите, Алексей, вы сильно переживали, когда Ф1 ушла с телеканала спорт, и вы ее не комментировали?

Мы-то все сильно:)

Я, естественно, тоже! Но! Благодаря этому я стал комментировать любимое многие годы регби. Так что какой-то плюс даже в такой грустной ситуации можно отметить!

Sasha [12.05 10:22]

Здравствуйте, Алексей!

1. Скажите, в связи с изменениями, которые должны произойти в сезоне 2010 года, какой шанс отказа от участия в формуле Top команд (Ferrari, McLaren, Toyota)

2. Какое оптимальное, по Вашему мнению количество машин-участников?

3. Возможно ли подразделение чемпионата на несколько классов, как например в гонках на выносливость?

4. Поддерживаете ли Вы идею лимитирования бюждетов? И должна ли формула 1 быть "открытым" чемпионатом, возможность участия в котором может быть предоставлена всем, а не только "избранным" командам с огромными бюджетами?

спасибо

1. На первый вопрос я уже ответил выше.

2. Думаю, что 26. Можно было бы ответить 30, но в условиях современной экономики командам будет тяжело найти спонсора и отсеяться в квалификации, не выйти на старт… Так что пусть будет 13 команд – классическое число по количеству стартовых позиций.

3. Подразделение чемпионата – однозначный вред.

4. Поддерживаю. Пусть будет и открытой, но (смотри выше) командам, превышающим квоту стартовых позиций, надо будет быть уверенным в том, что она точно пройдет квалификацию. А у кого будет такая гарантия? Раньше это никого не смущало - были и преквалифкации! Было до 39 машин! И это не 50-е – это конец 80-х! Но теперь ситуация поменялась. И мне приятно смотреть на 20 машин, которых разделяет 1.5 секунды, чем на 30, где разница была 7-8 секунд! Думаю, Вам тоже!?

Сергей [11.05 13:07]

Добрый день Алексей, жена потоянно смотрит Ф-1, просто бросает все дела и как под гипнозом смотрит за машинками, это нормально? Да и еще считает Вас лучшим комментатором.

Это ужас! :-) А Вы попробуйте посмотреть вместе с ней - это ведь не так много: два часа раз в две недели. Может быть, и Вам понравится. Ведь общий интерес – это здорово!

Митти [11.05 19:45]

Здравствуйте, Алексей.

Скажите пожалуйста, сколько выездных ГП планирует ВГТРК в этом году?

Примерно половину этапов чемпионата.

crash34 [13.05 00:33]

Алексей, кому из участников чемпионата вы симпатизируете?

Шитов Олег [12.05 21:57]

Здравствуйте, Алексей. Как и многие, хочу высказать благодарность за Ваши репортажи. Два вопроса. На Ваш взгляд что интереснее? Нынешняя "Формула-1",

или сражения Шумахера и Хаккинена. Шумахера и Вильнева.

Откройте секрет.Кто Ваш любимый пилот и любимая команда?

Думаю, одинаково интересно. Новые времена – новые герои. Просто психологически всегда кажется, что раньше деревья были выше, а трава зеленее. Что раньше чемпионы были чемпионистее. А посмотришь записи – и с удивлением видишь, что сейчас и градус борьбы-то, порой, даже выше. Так что, это просто вопрос вкуса и пристрастий, яркости оставшихся в памяти впечатлений…

Симпатизирую я почти всем участниками, а вот любимых пилота и команды среди них нет - я действительно болею за гонки в целом. И так даже интереснее.

Обсудить