Борис Рыбак, директор консалтинговой компании Infomost
Что ждать от МАКСа-2009? Авиасалон МАКС-2009, который пройдет с 18 по 23 августа в подмосковном Жуковском, будет во многом антикризисным: количество экспонатов на выставке и число подписанных на ней контрактов может значительно сократиться по сравнению с 2007 годом, когда проходил прошлый МАКС. Что ждать от нового авиасалона? Будут ли заключены новые крупные контракты? Может ли МАКС сравниться с крупнейшими европейскими авиационными выставками? Для чего компании ездят на столь дорогое мероприятие? На что стоит обратить особое внимание на выставке простым посетителям? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.Ру" ответил директор консалтинговой компании Infomost Борис Борисович Рыбак.Здравствуйте,
стоит ли ждать, что это шоу пройдет в варианте "light", т.е. самолеты на земле, полетов нет, да и полная экономия на всем?
Не думаю. Сегодняшняя экономическая ситуация, очевидно, наложит свой отпечаток, но едва ли радикально изменит формат выставки. Насколько известно, летная программа будет включать "традиционные" элементы – российская боевая авиация, пилотажные группы, гражданские самолеты и вертолеты.
Ожидается премьера нового российского ближнемагистрального самолета Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100). ВВС России планируют выставить сверхтяжелый транспортный самолет Ан-124, восстановление серийного производства которого на Ульяновском авиационном заводе "Авиастар" активно обсуждается в правительстве и в авиационных кругах.
Будут ли сюрпризы от производителей боевых машин?
Насколько мне известно – нет. В настоящее время происходит смена поколений практически всех типов боевой авиационной техники. "Видимых" результатов в виде публичной демонстрации принципиально новых боевых самолетов, как мне кажется, следует ждать не ранее чем через два-три года. Глубокие модификации некоторых видов боевой техники, которые будут представлены на выставке, имеют существенно улучшенные характеристики или даже новые качества, однако для широкой публики "сюрприза" не представляют.
Борис Борисович, здравствуйте.
Какие ожидаются по-настоящему новые достижения в авиации и сопутствующих технологиях на аэрошоу?
Не просто более высокие показатели, например, экономичность, срок службы, вес и т.п. а прорывные решения.
На данном этапе развития российской авиационной промышленности вопрос стоит не о выходе на "прорывные" решения, а о сохранении способности нашей страны разрабатывать, производить и сопровождать в эксплуатации авиационную технику, соответствующую современным мировым стандартам. Если эта задача будет решена, то через пять-семь лет возможно появление прорывных технологий и продуктов.
В случае пасмурной погоды, будет ли обеспечен разгон облачности над аэродромом? Билет для зрителя - 450 рублей + тяжелейшая давка по дороге на шоу. Ради шоу можно потерпеть, но гулять по экспозии под зонтом крайне не хотелось бы.
Об этом надо спросить организаторов.
Чем авиасалон МАКС-2009, может быть интересен, рядовому гражданину?
Это мероприятие для тех, кто увлекается авиацией. Во всех ее проявлениях.
Здравствуйте,
1. Что является стратегическим экспортным преимуществом российского авиапрома(кроме цены)? 2. Какие ключевые компетенции необходимо разивать в авиапромышленности чтобы быть конкурентоспособным?
3.Имеет ли смысл развитие в РФ кластера производителей авиационных комплектующих (в т.ч. через развитие в г.Жуковском этих предприятий, тем более этот город признан наукоградом), т.е пойти по тому же пути, по которому государство пошло в автомобилестрооении, чтобы поднять отстающую отрасль?
Как Вы оцениваете проект переноса в Жуковский всех московских КБ, обнародованный на одном из прошлых МАКСов?
1. Комбинация высоких характеристик, неприхотливости в эксплуатации, массовости (и доступности для заказчиков) и, конечно, цены (хотя в последнее время это преимущество исчезает).
2. Фронтовая (истребительная и ударная) авиация. Высокие боевые и эксплуатационные качества, неприхотливость и надежность российской техники находят спрос на мировом рынке.
Транспортные (грузовые рамповые) самолеты, которые практически не имеют равных в мире, не только обладают высоким экспортным потенциалом, но и очень успешно используются гражданскими грузовыми авиакомпаниями. Это в первую очередь сверхтяжелые Ан-124 "Руслан" и тяжелые Ил-76.
Еще один перспективный сектор - тяжелые вертолеты. Традиционно – это область компетенции нашей страны, как в смысле разработки и производства, так и опыта применения.
3. Мне кажется, что имеет. Однако это очень сложная задача, требующая огромных ресурсов и политической воли.
Борис Борисович, как вы считаете - прояснятся ли на МАКСе окончательные сроки поставки первых ССЖ "Аэрофлоту"? Сейчас речь идет о конце года (ориентировочно - декабре), но судя по всему у национального перевозчика такой уверенности нет.
МАКС совершенно не предназначен для этого. Рассуждая на эту тему, следует учитывать, что в последние десятилетия большинство программ создания новой авиационной техники во всех странах не укладываются в отведенные сроки. Что касается Sukhoi Superjet, то, вероятно, авиакомпаниям более выгодно получить полностью "доведенный" самолет со всей необходимой инфраструктурой – путь даже на год – другой позже, чем заниматься несвойственным для них делом лечения "детских болезней" при вводе новой техники в эксплуатацию.
Кроме,как показывать самолеты, надо показать,где и как готовят пилотов на них,я так думаю.
Как действующий пилот Боинга, с удовольствием переучился бы на SSJ 100, но НИГДЕ не нашел инфо, а на сайте Сухого вообще не отвечают.
Что ВЫ тогда собираетесь показать спецам и простым посетителям??
Я, собственно, ничего показывать на МАКСе не собираюсь ни спецам, ни простым посетителям. Если говорить серьезно, проблемы подготовки пилотов в нашей стране общеизвестны и стоят отдельного разговора. Применительно к новой технике российского производства они носят характер, который иначе как катастрофический определить невозможно. Но думаю, "суховцы" вполне осознают серьезность проблемы и вместе с поставками первых SSJ поставят в "Аэрофлот" пригодную для реальной работы систему переобучения экипажей и поддержания их квалификации.
Будут ли показаны на МАКС 2009 новые виды самолетов или новейшие технологические решения?
Да. Ближнемагистральный пассажирский лайнер Sukhoi Superjet-100, российско-украинский ближнемагистральный Ан-148, прецизионные крупногабаритные детали из титановых сплавов производства ВСМПО-АВИАСМА, например.
Здравствуйте, Борис Борисович.
Какой настрой может быть сейчас у компаний, принимающих участие в выставке?
Можно ли предположить, что в этом году шоу отойдет на задний план или все же смысл "лучше 1 раз увидеть" остается главным?
Спасибо
Настрой, очевидно, нервный. Сложная экономическая ситуация угрожает успеху практически всех авиационных и космических программ. И все же я не думаю, что этот МАКС будет чем-то принципиально отличаться от предыдущих.
Мы увидим ПАК ФА?
Нет.
Здравствуйте!
Покажут ли на МАКСе ПАК ФА, и если нет, то почему?
Нет. Вероятно, не готов еще.
Добрый день!
Скажите, насколько целесообразно проводить МАКС в условиях финансового кризиса. Не было бы полезнее направить средства для проведения авиасалона на развитие российского авиапрома?
Мне кажется, что именно сейчас это особенно важно. Средства, которые можно было бы теоретически сэкономить, не проводя выставку, пренебрежимо малы для решения задач развития этой отрасли.
Подскажите, будет ли на выставке стенд ВСМПО - небезызвестной в узких кругах компании.
Будет. ВСМПО – один из важнейших участников выставки.
Какие модели будущих многоразовых ксмических аппаратов (российских и зарубежных)можно будет увидеть?
Многие специалисты считают, что время реального строительства новых космических систем многоразового использования еще не наступило. Однако недавно Российское космическое агентство провело тендер по выбору перспективного проекта космической многоразовой системы. Некоторые элементы подобных систем будут представлены, например, "Союз 2-3" ("ЦСКБ-Прогресс") носитель для будущих многоразовых систем.
Когда руководство нашей страны повернется лцом к нашей авиационной промышленности и будет финансировать производство самолетов Ту - 334, Ту - 204, Ил - 96-300 и др., а небудет финансировать производство навязанных Западом RRJ
Понимаю, что вопрос скорее риторический. Однако должен сказать, что программа Ту-334 давно потеряла свою актуальность, осуществить ее на приемлемой экономической основе невозможно, и она, по сути дела, закрыта. Финансирование программ Ту-204 и Ил-96 осуществляется во вполне достаточных объемах, и все самолеты, которые Ульяновский и Воронежский заводы в состоянии произвести, находят своих покупателей благодаря лизинговой компании "Ильюшин Финанс". О том, какую зловещую роль Запад сыграл в судьбе любимого детища М.А. Погосяна, SSJ-100, мне, к сожалению, ничего не известно.
Здравствуйте. Скажите пожалуйста, а зачем компаниям вообще ехать на такие мероприятия, если они не собираются ничего продавать или покупать? Ведь стенд на МАКСе стоит денег, подозреваю, что немалых.
Задача участия промышленности в подобных мероприятиях – убедить правительство повернуться лицом к отрасли.
Имеет ли смысл идти в этом году на МАКС? Ведь цены на билеты, как всегда, неадекватно высокие, а программу, по слухам, сократят до минимума.
Программа демонстрационных полетов и статической экспозиции выглядят вполне убедительно. Идти или не идти, каждый решает для себя сам. Я участвовал во всех МАКСах (этот будет десятым из десяти), иногда мне казалось, что я знаю здесь все и вся. Однако каждый раз выставка находила, чем удивить меня и оставляла поистине неизгладимое впечатление.
Будут ли представлены израильтяне?
Да. Фирма Israel Aircraft Iindustry.
1. Бизнесмены из России выкупают активы за рубежом, в частности Adam Aircraft Industries - будут ли они представлены?
2. Россия - огромная страна с малой плотностью населения и неразвитой инфраструктурой - будет ли наконец уделено внимание малым гидропланам - типа Icon A5, гидросамплёты Чернова, л-6, Бe-101, Бe-103 и т.д.?
3.а. Будет ли уделено внимание перспективным разработкам - таким известным и давним, но почему-то нереализованным, как ЭКиП и более новым и малоизвестным?
4. И наконец - зачем отвергать надо было с порога идею сотрудничества с Ле Бурже? Может, и надо было попробовать, посмотреть, что из этого выйдет? Практика, говорят, критерий истины....
1. Не думаю.
2. Сомневаюсь. Малая авиация, в том числе и малая гидроавиация, могут развиваться только в обстановке массового увлечения авиацией и ее доступности для широких слоев населения. К сожалению, в нашей стране таких условий сегодня нет.
3. Нетрадиционным летательным аппаратам в кризисные времена "пробиться" невероятно сложно.
4. К сожалению, я не знаю деталей этой истории.
Будут ли новинки отечественных разработчиков или как всегда, модернизированные версии образцов 80-х годов?
Sukhoi Superjet-100 – новый самолет, созданный в России в начале 2000-х годов. Большинство людей – и специалистов, и публики - его еще не видели. Российско-украинский Ан-148 тоже новый самолет. Боевые Миг-35 и Су-35 - глубокие модификации известных машин, сходство с базовыми МиГ-29 и Су-29 лишь внешнее, да и то незначительное.
Здравствуйте.
Вроде бы на МАКСе-2009 планируют показать "Беркут". Я его видел 10 лет назад. Может он когда-нибудь все-таки полетит? Или он нам не нужен?
Регулярно посещаю авиасалоны МАКС. Сейчас создалось такое впечатление, что показывать совершенно нечего, что топчемся на месте.
"Беркут" – демонстратор новых технологий, по сути – экспериментальная машина. Серийное производство этого самолета никогда и не планировалось. Новые технические и технологические решения, отработанные на нем, ОАО "ОКБ Сухого" внедряет в различные проекты.