Богданчиков, Сергей

Бывший президент ОАО "НК 'Роснефть'"

Президент ОАО "НК 'Роснефть'" (1998-2010 годы). Ранее - вице-президент НК "Роснефть" (1997 год), генеральный директор производственного объединения "Сахалинморнефтегаз" (1993-1997 годы). Академик, действительный член Международной академии топливно-энергетического комплекса, глава кафедры энергобезопасности в Международном институте энергетической политики и дипломатии МГИМО.

Сергей Михайлович Богданчиков родился в 1957 году в деревне Богдановка Северного района Оренбургской области. В 1976 году он окончил Бугурусланский нефтяной техникум, в 1981 году - Уфимский нефтяной институт по специальности "технология и комплексная механизация разработки нефтяных и газовых месторождений", получил квалификацию "горный инженер".

В 1981 году Богданчиков по распределению попал на Сахалин, работал в нефтегазодобывающей промышленности Сахалинской области.

С 1985 по 1988 год он работал инструктором в отделе промышленности Сахалинского обкома КПСС, занимался вопросами нефтедобывающей отрасли. В 1989-1993 годах Богданчиков работал начальником НГДУ "Оханефтегаз". В 1993 году он был назначен на должность генерального директора производственного объединения "Сахалинморнефтегаз" государственного предприятия "Роснефть" (позднее - ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз").

В 1997 году Богданчиков стал вице-президентом НК "Роснефть". На него были возложены функции регионального координатора деятельности организаций компании, расположенных на территориях Сахалинской области и Хабаровского края. В октябре 1998 года распоряжением правительства России Богданчиков был назначен на должность президента ОАО НК "Роснефть".

В 2003 году СМИ впервые упомянули имя Богданчикова в связи с так называемым "делом "ЮКОСа". Ряд аналитиков тогда предполагал, что за уголовным преследованием НК "ЮКОС" стояли "Роснефть" и ее президент, а также Игорь Сечин, занимавший в то время пост заместителя руководителя администрации президента России, а в 2004 году возглавивший совет директоров "Роснефти".

В 2004 году история об участии "Роснефти" в развале НК "ЮКОС" получила продолжение, причем под угрозой оказалась самостоятельность компании Богданчикова. В сентябре премьер-министр Михаил Фрадков сообщил о предстоящем поглощении "Роснефти" газовым концерном "Газпром", для чего была создана компания "Газпром нефть", руководителем которой назначили Богданчикова. Предполагалось также, что "Газпром нефть" получит контроль над "Юганскнефтегазом", который предстояло продать с аукциона за долги "ЮКОСа". Богданчиков пытался оспорить предстоящее слияние с "Газпромом", а руководители "ЮКОСа" - отчуждение своего наиболее ценного актива. Для этого последние подали иск в американский суд по банкротствам, который запретил операции с активами нефтяной компании. Российская сторона отказалась признавать решение американского суда, но западные банки, у которых "Газпром" собирался взять в кредит средства на приобретение ЮНГ, не решились игнорировать судебное постановление. В результате газовый концерн вынужден был продать "Газпромнефть" и отказаться от участия в аукционе по ЮНГ. В декабре состоялся аукцион, на котором "Юганскнефтегаз" отошел никому не известной компании "Байкалфинансгруп". Через несколько дней эта компания была куплена "Роснефтью". Таким образом, Богданчиков значительно укрепил свои позиции и поставил "Газпром" в положение, при котором тот уже не мог претендовать на 100 процентов акций "Роснефти". СМИ расценили это как победу кремлевских покровителей "Роснефти" над опекунами "Газпрома" в борьбе за право контролировать финансовые потоки госкомпании.

В октябре 2005 года Богданчиков в числе других ответчиков (Российской Федерации в целом, ряда ее крупных нефтегазовых компаний и федеральных министров) был упомянут в иске, поданном миноритарными акционерами "ЮКОСа" в окружной суд округа Колумбия (США). Истцы обвинили ответчиков в фактической ренационализации "ЮКОСа" и незаконном преследовании его менеджеров и акционеров. В мае 2006 года ответчики, включая Богданчикова, консолидированно ответили американскому суду, отказавшись признать его правомочность в рассмотрении дела о судьбе российской компании.

В мае 2005 года Фрадков снова внес компанию Богданчикова в перечень приватизируемых предприятий, но теперь было указано, что приватизация пройдет путем внесения акций в интегрированную с "Газпромом" ОАО "Роснефтегаз". В декабре 2006 года стало известно, что государственному "Роснефтегазу" принадлежит более 75 процентов "Роснефти" и 10,74 процента "Газпрома".

В июле 2006 года "Роснефть" провела первичное размещение акций на Лондонской фондовой бирже. По мнению аналитиков, возможность выхода на фондовые рынки "Роснефть" получила благодаря приобретению "Юганскнефтегаза".

В сентябре 2010 года Богданчиков покинул пост президента "Роснефти", приказом президента России Дмитрия Медведева руководителем компании был назначен Эдуард Худайнатов, прежде занимавший пост первого вице-президента. В июне 2011 года Богданчиков вышел и из состава совета директоров "Роснефти".

Богданчиков награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2002 год), ему присвоены звания "Почетный нефтяник" и "Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности РФ". Он автор ряда научных работ, доктор наук, действительный член Международной академии топливно-энергетического комплекса, Российской Академии естественных наук и Академии проблем и развития Москвы и Московского региона. В сентябре 2006 года Богданчиков возглавил кафедру энергобезопасности в Международном институте энергетической политики и дипломатии МГИМО.

У Богданчикова двое сыновей - Алексей и Евгений.

Полная версия справки (36 кб.)

«В отношениях с Китаем и Россией Трамп готов рискнуть»
Политолог из КНР о ситуации внутри страны и взаимодействии с соседями
Эрдоган, Аллах и Россия
Стоит ли бояться исламизации Турции
Первый тур отыграли
В финале президентской гонки во Франции — Ле Пен и Макрон
French Foreign Legionnaires carry the coffin of French politician Yves Guena during an official funeral ceremony at the Hotel des Invalides in Paris, France, March 8, 2016 REUTERS/Charles Platiau TPX IMAGES OF THE DAYУтрата масштаба
Франция рискует стать малой европейской страной
Столица мира
Повседневная жизнь послевоенного Нью-Йорка
Китайские машины, которые уже совсем не клоны
Крутые новинки китайских марок, которые вы пропустили
Новые машины для старого «Форсажа»
Современные спорткары в раскраске автомобилей из самого первого «Форсажа»
Квиз: что означают логотипы автомобильных марок
Тест на знание эмблем известных автобрендов
Быстро и просто
Навещаем Михаила Алешина на самой гламурной гонке Indycar
Чудеса селекции
Что получится, если скрестить квартиру с дачей: опыт россиян
Шведы поневоле
Исповедь россиянина, живущего в групповой семье
Добро пожаловать в рай
Жилье в Крыму: новую квартиру на полуострове можно купить за миллион рублей
Сносное настроение
Демонтаж жилых домов в Москве: что нужно знать
Вышка светит
Как выглядит частный особняк, побивший мировой рекорд этажности