Владимир Путин дал в воскресенье большое интервью Всероссийской государственной телерадиокомпании.
Председатель правительства России заявил, что он не сомневается в связи между событиями в Дагестане и терактами в Москве и в Волгодонске. Эти теракты он расценивает как "попытку запугать народ и парализовать политическое руководство страны".
Путин заверил, что "организаторы этих терактов будут уничтожены непременно", но самым важным в борьбе с терроризмом он считает консолидацию общества: "Мы не только имеем право, но и обязаны спорить по многим вопросам, ...но мы не имеем права не объединиться вокруг главной задачи: защиты наших граждан от террора и сохранения целостности нашего государства. Мы обязательно это сделаем, если будем вместе".
Отвечая на вопросы о хасавюртовских соглашениях, Владимир Путин заявил, что "так называемый хасавюртовский пакт был подписан в условиях геноцида русского народа в Чечне", и "с юридической точки зрения - это никакое не соглашение, так как было подписано вне рамок юридического правового поля России". Владимир Путин считает этот документ не более, чем "моральными обязательствами двух сторон" - с одной стороны федерального центра, а с другой Чеченской республики.
Он признал, что теми, кто подписывал этот документ, двигало желание прекратить войну, избежать дополнительных жертв. Но практика показала, что нельзя пренебрегать международным опытом в борьбе с терроризмом. За подписанием хасавюртовских соглашений федеральные войска все бросили и ушли, отметил он, а в Чечне, которую "Россия не признала де-юре независимым государством, фактически были демонтированы все органы власти Российской Федерации".
В Чечне, отметил Владимир Путин, сейчас можно вести переговоры только с президентом Асланом Масхадовым, поскольку его избрало население Чеченской республики.
Владимир Путин заявил, что ему известно о планах "некоторых реакционных кругов ряда мусульманских стран" использовать Чечню в качестве легко управляемой мятежной зоны для того, чтобы решить свои геополитические задачи на территории всей России, использовав агрессивный потенциал Чечни. Даже в российской прессе писали, сказал он, что некоторые реакционные круги Востока стремятся создать новое государство от Каспия до Черного моря с целью завладеть минеральными ресурсами данного региона.
Терпеть это, сказал премьер, нельзя ни в коем случае, поскольку "если мы уйдем с Северного Кавказа, как мы ушли из Чечни после хасавюртовских соглашений, агрессия будет продолжена". "Мы знаем о планах создания на территории России бантустанов, самоопределяющихся территорий, и если допустим даже попытку осуществить это, трагические события в Москве и ситуация в Дагестане покажутся нам цветочками", - сказал он.