Каспийская нефть ушла из России

В четверг в Стамбуле подписано соглашение о строительстве нефтепровода Баку-Джейхан. Подписи под соглашением поставили президенты Турции, США, Азербайджана, Грузии и руководитель Азербайджанской международной операционной компании (АМОК). Азербайджанская нефть пойдет на мировые рынки в обход России и Ирана. В заключении этой сделки были заинтересованы деловые круги США, определенное давление оказывалось на правительства трех стран администрацией Клинтона. Подписание соглашения расценивается как ее убедительная победа.
уже сообщала Lenta.Ru, нефтяная компания "Транснефть" начала строительство этого нефтепровода. Однако российским представителям не удалось убедить Азербайджан в выгодности своего предложения. В том числе, этого не смогли добиться вице-премьер Николай Аксененко и глава Минтопэнерго Виктор Калюжный в ходе недавней поездки в Баку.

Соглашением, в частности, предусмотрено, что Турция возьмет на себя все дополнительные затраты на строительство нефтепровода, если расходы превысят 2,4 миллиарда долларов. Согласно ТЭО проекта, протяженность нефтепровода пропускной способностью 55-60 миллионов тонн нефти в год составит 1730 километров. 468 километров трассы пройдет по территории Азербайджана, 225 километров - Грузии и 1037 километров - Турции. Соглашение о поставках туркменского газа предусматривает строительство транскаспийского газопровода Туркмения - Азербайджан - Грузия - Турция. Проектная мощность газопровода - до 30 миллиардов кубических метров топлива в год, из них 14 миллиардов кубических метров газа будут поставляться в Европу, сообщает агентство РосБизнесКонсалтинг.

Как заявил помощник президента США по национальной безопасности Сэмюел Бергер, проект Баку-Джейхан никоим образом не направлен против России. Он подчеркнул, что не считает справедливыми упреки в адрес США в стремлении вытеснить Россию из Каспийского бассейна и ослабить в целом российское влияние в кавказском регионе. По его словам, "значительная часть каспийской нефти будет транспортироваться по территории России как через действующие, так и через новые нефтепроводы". "Наша политика всегда была направлена на то, чтобы поощрять строительство нескольких трубопроводов, а не выступать конкретно против российского варианта", - пояснил Бергер. Цель проекта Баку-Джейхан - воссоздание "старого Шелкового пути, связывающего кавказский и центрально-азиатский регионы с Европой и Западом", а не "вытеснение оттуда России". По его словам, не только США, но и страны Каспийского бассейна, а также международные нефтяные компании считают важным диверсификацию маршрутов транспортировки нефти, с тем, чтобы обеспечить "большую степень независимости и благополучия этого региона".

В то же время, остается немало сомнений в экономической и политической целесообразности этого проекта. В четверг газета The Financial Times пишет, что эти проекты будут постоянными источниками политической напряженности, а их подписание может рассорить Запад с Москвой значительно сильнее, нежели чечнские проблемы. "Очевидно, - подчеркивает газета, - что американское финансовое участие в строительстве двух трубопроводов преследует прежде всего геополитические цели: вовлечь страны Кавказа и Каспийского региона в орбиту Запада и мировой экономики. Кроме того, Вашингтон рассчитывает на изоляцию Ирана и уменьшение зависимости от ближневосточной нефти". Кроме того, остаются сомнения в экономической надежности обоих проектов. Расчетное количество нефти, которое должно проходить по линии Баку-Джейхан, чтобы окупить инвестиции, составляет около 1 миллиона баррелей в день, однако "эта цифра недостижима без привлечения дополнительных источников, например, казахстанской нефти", отмечает газета. Азербайджан же добывает менее половины этого объема, кроме того, треть этой нефти пойдет через Новороссийск. Аналогичные взгляды высказываются и газетой The Gulf News (Объединенные Арабские Эмираты).

Комментируя подписание соглашений, министр топлива и энергетики России Виктор Калюжный отметил, что Баку-Джейхан менее выгоден для Азербайджана, так как в его строительство придется вкладывать большие деньги, действующий же нефтепровод Баку-Новороссийск таких вложений не требует. Кроме того, тарифы за перекачку нефти на линии Баку-Джейхан будут значительно выше. Что же касается Транскаспийского газопровода, который пройдет по дну Каспия, Калюжный заметил, что до тех пор, пока статус Каспийского моря не определен окончательно, строить там что-либо "экономически опасно".

Лента бизнеса деактивирована.
Добро пожаловать в мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше